2) земель, находящихся
в собственности субъектов РФ,
и земель сельскохозяйственного
назначения, находящихся в муниципальной
собственности, - органами исполнительной
власти субъектов РФ;
3) земель, находящихся
в муниципальной собственности,
за исключением земель сельскохозяйственного
назначения, - органами местного
самоуправления;
4) земель, находящихся
в частной собственности:
земель сельскохозяйственного
назначения - органами исполнительной
власти субъектов РФ;
земель иного целевого
назначения - органами местного самоуправления.
Часть 2 п.1 ст.8 Земельного кодекса
РФ предусматривает, что порядок
перевода земель из одной категории
в другую устанавливается федеральными
законами. Такой единый федеральный
закон находится на стадии разработки.
Им предполагается установить основные
принципы перевода земель из одной
категории в другую, основания
для изменения целевого назначения,
полномочия органов государственной
власти и местного самоуправления в
области перевода земель из одной
категории в другую, права граждан
и юридических лиц при осуществлении
процедуры изменения целевого назначения
земельных участков.
Так, Федеральный
закон "О газоснабжении в
Российской Федерации" устанавливает,
что в постоянное пользование
организации - собственнику системы
газоснабжения передаются земельные
участки для строительства технологических
объектов по добыче и хранению
газа, объектов магистрального газопровода
с переводом таких участков в категорию
земель промышленности и транспорта (ст.28).
В основном
регулирование рассматриваемых
отношений пока осуществляется
на уровне подзаконных актов
вплоть до ведомственных. Так,
Положение о порядке использования
земель федерального железнодорожного
транспорта в пределах полосы
отвода железных дорог устанавливает,
что пересмотр границ и размеров
полосы отвода, изъятие временно
не используемых земельных участков
и перевод их из одной категории
в другую осуществляется уполномоченными
на то органами по согласованию
с железными дорогами в порядке,
установленном законодательством
РФ (п.5).
Поскольку
данные о категории земель
составляют основу правового
режима любого земельного участка.
В Земельного кодекса (ч.2 ст.8)
уделено особое внимание тому,
в каких документах категория
земель должна быть зафиксирована.
Это, прежде всего:
1) акты федеральных
органов исполнительной власти,
актах органов исполнительной
власти субъектов РФ и актах
органов местного самоуправления
о предоставлении земельных участков;
2) договоры,
предметом которых являются земельные
участки;
3) документы
государственного земельного кадастра;
4) документы
о государственной регистрации
прав на недвижимое имущество
и сделок с ним;
5) иные документы
в случаях, установленных федеральными
законами и законами субъектов
РФ.
3.5 Земельный
участок (его часть) как объект
земельных отношений
В соответствии
со ст.6 Земельного кодекса РФ
земельный участок как объект
земельных отношений представляет
собой часть поверхности земли
(в том числе почвенный слой),
границы которой описаны и
удостоверены в установленном
порядке.
Данное в
Земельном кодексе определение
земельного участка следует считать
основным для включения земельного
участка в земельно-правовые отношения.
Определения земельного участка,
содержащиеся в иных нормативных
актах, в том числе в федеральных
законах, должны быть приведены
в соответствие с данным понятием.
Примером
такого определения может служить
определение земельного участка,
содержащиеся в ФЗ "О Государственном
земельном кадастре": земельный
участок - это часть поверхности
земли (в том числе поверхностный
почвенный слой), границы которой
описаны и удостоверены в установленном
порядке уполномоченным государственным
органом, а также все, что
находится над и под поверхностью
земельного участка, если иное
не предусмотрено федеральным
законом о недрах, об использовании
воздушного пространства и иными
федеральными законами (ст.1).
Исходным
материалом для выявления границ
земельного участка является: землеустроительная
документация, материалы межевания
объектов землеустройства, карты
(планы) объекта землеустройства,
утвержденный внутрихозяйственный
землеустроительный проект (ст.19, 20,
24 Закона "О землеустройстве").
Географическое
описание и юридико-техническое
удостоверение земельного участка
более полно, развернуто закреплены
в документах государственного
земельного кадастра. В Едином
государственном реестре земель
содержатся, в частности, следующие
сведения о земельном участке:
кадастровый номер;
месторасположение (адрес);
площадь;
категория земель и разрешенное
использование земельных участков;
зарегистрированные в
установленном порядке вещные права
и ограничения (обременения);
экономические характеристики,
в том числе размеры платы
за землю;
качественные характеристики,
в том числе и показатели плодородия
земель;
наличие объектов недвижимого
имущества, прочно связанных с земельным
участком.
Именно такое многогранное
описание, надлежащее документирование
и последующая регистрация земельного
участка может оптимально выражать
юридическое понятие земельного
участка.
Вышесказанное
позволяет сделать вывод, что
земельный участок как объект
отношений должен быть индивидуально
определен: он должен иметь
определенные в соответствии
с законодательством и закрепленные
в правоустанавливающих и иных
документах границы.
Основой
разграничения понятий "делимость"
и "неделимость" вещей могут
служить ст.244, 252 ГК, где говорится,
что вещь, раздел которой в
натуре невозможен без изменения
ее назначения, признается неделимой.
Рассматривая дела о возможности
раздела имущества между всеми
участниками общей собственности
или выдела доли в натуре, суд
вправе по требованию выделяющегося
собственника обязать остальных
участников долевой собственности
выплатить ему денежную компенсацию
(особенно в тех случаях, когда
он не проявляет существенного
интереса в использовании имущества).
Из содержания
ст.252 ГК вытекает, что имущество,
находящееся в долевой собственности,
может быть разделено по соглашению
между его участниками. При
разделе также учитывается возможность
причинения этим ущерба имуществу,
находящемуся в общей собственности,
несоразмерность имущества, выделяемого
в натуре участнику долевой
собственности, возможность выделения
ему в этой связи денежной
компенсации. Специфика отнесения
объектов земельных отношений
к числу делимых и неделимых
выражается в том, что делимым
признается земельный участок,
если после его раздела образуются
самостоятельные земельные участки,
разрешенное использование которых
возможно без перевода их в
состав земель иной категории.
Примером могут выступать случаи
раздела садовых, огородных участков
между супругами, иными членами
семьи.
Более сложным
выглядит возможность признания
земельного участка делимым, когда
речь идет о разделе его
в натуре между сособственниками
в границах земель поселений;
условия его делимости определяются
возможностью раздела прочно связанных
с землей объектов недвижимого имущества.
При согласии участников общей собственности
на землю на выдел земельного участка
и отказе на получение денежной компенсации
судами должны учитываться несоразмерность
ущерба в результате возможного существенного
ухудшения состояния дом, превращения
его определенных частей в нежилые помещения,
возникающие в результате деления неудобства
пользования как строениями, так и земельными
участками, а также степень нуждаемости
каждого сособственника в этом имуществе,
в том числе и части земельного участка.
Согласно
ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
от 16 июля 1998г. №102-ФЗ не допускается
ипотека части земельного участка,
площадь которой меньше минимального
размера, установленного нормативными
актами субъектов РФ и нормативными
актами органов местного самоуправления
для земель различного целевого
назначения и разрешенного использования
(п.2 ст.63)
Часть 1 ст.64
этого Федерального закона содержит
следующие правила. При отсутствии
в договоре условия, предусматривающееся
или возводимое на земельном
участке здание или сооружение,
принадлежащее залогодателю, заложено
тому же залогодержателю, залогодатель
при обращении взыскания на
земельный участок сохраняет
право на это здание или
сооружение и приобретает право
ограниченного пользования (сервитут)
той частью участка. Которая
необходима для использования
здания или сооружения в соответствии
с его назначением. Условия
пользования этой частью участка
определяются соглашением между
залогодателем и залогодержателем,
а в случае спора - судом.
3.6 Земельная
доля как объект земельных
правоотношений.
В отличие
от Земельного кодекса, в котором
среди объектов земельных отношений
ничего не говорится о земельной
доле как объекте права в
общей долевой собственности,
в ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения" выделена самостоятельная
глава III "Особенности оборота
долей в праве общей собственности
на земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения".
Здесь за основу принято положение
о том, что земельные участки,
переданные в процессе приватизации
реорганизованным колхозам и
совхозам в коллективно-долевую
или коллективно-совместную собственность,
являются общей (долевой или
совместной) собственностью граждан,
получивших или имеющих право
на получение Свидетельства на
право собственности на землю.
С позиции данного принципа
достаточно характерны нормы,
содержащиеся в гл. III Закона, об
особенностях совершения сделок
с долями в праве общей собственности
на земельные участки; выделе
земельных участков в счет
этих долей; особенностями определения
порядка владения и пользования
земельным участком, находящимся
в долевой собственности.
Отличительными
признаками земель сельскохозяйственного
назначения как объекта земельных
отношений в сфере оборота
является следующее:
Во-первых,
эти земли расположены за пределами
внешних границ (черты) поселений.
Во-вторых,
в акте соответствующего органа
государственной власти либо
органа местного самоуправления
должно содержаться указание
на то, что данные земельные
территории предоставляются для
нужд сельскохозяйственного производства
(для сельскохозяйственных целей).
В-третьих,
в Едином государственном реестре
земель, в документах государственной
регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним,
осуществляемой учреждениями юстиции
РФ, должны содержаться сведения
о предназначении строго индивидуализированного
участка для сельскохозяйственных
целей.
В соответствии
с п.2 ст.1 ФЗ "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения"
правовое регулирование отношений
в области оборота долей в
праве общей собственности на
земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения
осуществляется Конституцией РФ,
Земельным кодексом РФ, Гражданским
кодексом РФ, данным Федеральным
законом, другими федеральными
законами, а также принимаемыми
в соответствии с ними иными
правовыми актами РФ и законами
субъектов РФ.
Большое
социальное значение в деле
обеспечения традиционного образа
жизни и ведения традиционного
природопользования имеет положение
п.4 ст.1 о том, что участки из
земель сельскохозяйственного назначения,
находящиеся в государственной
и муниципальной собственности,
занятые оленьими пастбищами
в районах Крайнего Севера
и отгонными пастбищами, приватизации
не подлежат, т.е. не могут передаваться
в частную собственность граждан
и юридических лиц.
В связи
с введением в действие данного
Закона отменяется запрет на
приватизацию отдельных сельскохозяйственных
угодий, установленный Законом "О
введении в действие Земельного
кодекса". Ранее законодательством
о приватизации был установлен
особый порядок приватизации
специализированных хозяйств, не
подпадающих под действие постановления
Правительства РФ от 29 декабря
1991г. "О порядке реорганизации
колхозов и совхозов". Законодательство
о земельной реформе 90-х годов,
в том числе Закон "О крестьянском
(фермерском) хозяйстве", никаких
изъятий из общего правила
о том, что при выходе из
хозяйства его работник имеет
право на выдел земельной доли
в натуре для создания крестьянского
хозяйства, не содержало.