Земельные правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрыто сложную и особенно важную проблему земельного права — земельные правоотношения, общее понятие правоотношения, показав неоднозначность его трактовок в советской и современной юридической литературе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………..
Глава 1. Понятие земельных правоотношений и виды прав на землю……………1
1.1. Понятие земельных правоотношений………………………………………………………..2
1.2. Виды земельных правоотношений …………………………………………………………………13
Глава 2. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения права собственности на землю……………………………………………………17
Глава3. Сделки как основания возникновения и прекращения, прав на землю……………………………………………………………………………………………………………..32
3.1. Правовое регулирование оборота земельных участков………………..32
3.2. Правовое регулирование купли-продажи земельного участка……..37
3.3. Аренда земельных участков…………………………………………………………..44
3.4. Обмен, дарение, наследование земельного участка. Заключение договора ипотеки земельного участка…………………………………………………………..56
3.5. Заключение договоров, предметом которых является земельный участок или право на него, на торгах……………………………………………………………..59
Заключение…………………………………………………………………………………………..65
Список использованной литературы…………………………………………………...67

Работа содержит 1 файл

Зем. право мой.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

5) специфические для институтов земельного права земельные право­отношения, которые можно подразделить на:

а) правоотношения по реализации права собственности на земельные участки, главным содержанием которых является реализация правомо­чий собственника по владению, пользованию и распоряжению своей землей;

6) правоотношения по использованию земли их пользователями;

в) правоотношения по регулированию земельных отношений, кото­рые, в свою очередь, подразделяются на отдельные группы: по предо­ставлению и изъятию земель; по ведению земельного кадастра, по осу­ществлению землеустройства, контроля и т.п.;

г) правоотношения, возникающие в связи с использованием от­дельных категорий земель, входящих в состав земельного фонда Рос­сии: земель сельскохозяйственного назначения; земель поселений; земель промышленности, транспорта и другого специального назначе­ния; земель особо охраняемых территорий; земель лесного и водного фонда, а также земель запаса. Внутри каждого из указанных подвидов можно также выделить иные разновидности правоотношений в зави­симости от правового режима земельных участков и видов, составляю­щих ту или иную категорию земель: например, различаются правоот­ношения пользования различными сельскохозяйственными угодьями: пашней, лугами, пастбищами и т.п.

На содержание земельных правоотношений влияют следующие обсто­ятельства:

1) особенности объекта земельного правоотношения. Так, если на землях сельскохозяйственного назначения основной обязанностью субъектов является повышение плодородия почв, то на землях промы­шленности — максимальная экономия в отводе земель под объекты строительства;

2) правовой статус субъектов земельных правоотношений. Например, иностранным гражданам и юридическим лицам не могут предостав­ляться в аренду и пользование земельные участки, входящие в состав особо охраняемых территорий;

3) правовое регулирование тех видов отношений, которые составляют

основу данного правоотношения. Так, правоотношения по личному под­собному хозяйству должны выражаться в организации на земле мелко­товарного сельскохозяйственного производства, основанного на вто­ричной занятости работников при частной собственности (владении, аренде) на землю и другие средства производства.

Конкретное содержание каждого изучаемого правоотношения мо­жет быть раскрыто при условии раскрытия содержания объекта, право­вого статуса субъектов и содержания их прав и обязанностей по отно­шению друг к другу и к объекту правоотношения, что будет сделано в последующих разделах настоящей главы.

Земельные правовые отношения, несомненно, обладают рядом специфических черт, отличающих их от других видов правоотношений. Речь идет об исключительных особенностях их объекта, субъектов, со­держания, оснований возникновения, изменения и прекращения. На­пример, для любого земельного правоотношения обязательным объек­том является земля в качестве средства производства или пространст­венного базиса; для всех субъектов земельных правоотношений суще­ствует комплекс прав и обязанностей, имеющий универсальный харак­тер; в земельных правоотношениях допустимо участие не всяких лиц, а лишь тех, которые в установленном законом порядке могут быть при­знаны субъектами земельных правоотношений. Однако уникальность данного вида правоотношений не следует абсолютизировать, так как существует ряд общих признаков, характерных для любых правовых от­ношений, в том числе и земельных. Во-первых, как следует из опреде­ления, они представляют собой правовую форму общественных отно­шений. Как уже отмечалось, в объективной действительности между людьми постоянно возникают, изменяются и прекращаются различные по своему виду, характеру связей и содержанию общественные отноше­ния. Если они опосредованы регулятивным воздействием норм земель­ного права, то речь идет о земельных правоотношениях. Во-вторых, они предполагают наличие у своих участников взаимных, корреспон­дирующих прав и обязанностей. Суть этого признака состоит в том, что субъективное право одной стороны земельных правоотношений обес­печивается за счет юридической обязанности другой. Например, право земельного собственника владеть, пользоваться и распоряжаться сво­им участком обеспечивается обязанностью всех остальных лиц воздер­живаться от нарушения его правомочий. Это пример абсолютного зе­мельного правоотношения, когда одному управомоченному субъекту противостоит неопределенный круг обязанных лиц. Что касается отно­сительных земельных правоотношений с четко определенным кругом субъектов, то здесь примером могут послужить отношения земельного арендодателя и арендатора. У первого есть право требовать арендную плату, а у второго — обязанность ее своевременно вносить. В случае, ес­ли обязанная сторона не выполняет своих требований, управомоченный субъект может обратиться в соответствующий государственный орган с просьбой о восстановлении законного положения и примене­нии к нарушителю определенных санкций. Третьим признаком земель­ных правоотношений является то, что они носят сознательно-волевой характер. Сознательный компонент проявляется в том, что стороны, вступая в земельные правоотношения, должны сознавать фактический характер и значение своих действий. Это требование является одним из основных при определении их земельной правосубъектности. В качест­ве критериев этого признака выделяются достижение лицом опреде­ленного в законодательстве возраста и его психическое состояние. Волевой компонент земельных правоотношений имеет двоякое со­держание. С одной стороны, он означает то, что лица вступают в зе­мельные правоотношения по своей воле, руководствуясь своим внут­ренним убеждением. Даже если санкция земельно-правовой нормы применяется к ее нарушителю против его согласия, источником такого охранительного правоотношения является неправомерное поведение самого нарушителя. С этой точки зрения волевой аспект проявляется в том, что никто не может быть принужден к вступлению в любые право­отношения, в том числе и земельные. Физическое или психическое принуждение лица к вступлению в земельные правоотношения являет­ся незаконным. Так, сделки с землей, совершенные с пороком воли, согласно гражданскому законодательству, могут быть признаны судом недействительными. С другой стороны, волевой компонент земельных правоотношений проявляется в том, кто диктует содержание прав и обязанностей сторон. Все вышеперечисленные признаки свойственны как земельным, так и любым другим правоотношениям. Кроме того, для земельных правоотношений весьма остро стоит проблема соотношения правовых норм, которые лежат в их основе, и сложившихся в объективной дейст­вительности форм взаимоотношений между людьми по поводу земли. Речь идет о реализации земельно-правовых норм. Имеющийся на дан­ный момент земельный кодекс сильно устарел и не соответствует со­временным экономическим реалиям. Вместе с тем, как меняется пони­мание земельных правоотношений, так и должны соответствующим образом меняться их сущность и нормы, их регулирующие. В юридической литературе понятие земельного правоотношения трактуется как единое понятие независимо от того, возникло ли оно в результате правомерных действий или противоправного поведения. Происходит это потому, что в повседневной жизни в процессе право­мерного поведения могут быть отдельные отклонения, в том числе и такие, которые не допускаются законом. Ценность понятия земельно­го правоотношения заключается в том, что оно обозначает реальное общественное отношение по поводу земли, облеченное в правовую форму. Процесс воздействия нормы права на соответствующие общест­венные отношения, в результате которого и возникают правоотноше­ния, называется реализацией юридической нормы. Для наилучшей ре­ализации земельно-правовых норм необходимо, во-первых, детально закрепить модель поведения их участников, во-вторых, согласовать нормы, устанавливающие эту модель, со всей совокупностью норм, в-третьих, реализация нормы должна быть обеспечена возможностью применения соответствующей санкции в случае ее нарушения. До сих пор были рассмотрены правоотношения вообще и земельные правоот­ношения в частности как урегулированные нормой права обществен­ные отношения. Однако некоторые авторы современного периода рассматривают правоотношения как разновидность надстроечных идеологических от­ношений, которые возникают в силу того, что определенные общест­венные отношения урегулированы нормами права. Несомненно, что все основные сферы жизни общества, такие как экономика, политика, право и культура, находятся в тесной взаимосвя­зи друг с другом. Процессы, происходящие в одной сфере, неизбежно влекут за собой изменения в других. Поэтому правоотношения, явля­ясь формой выражения государственной воли, несут в себе определен­ный идеологический элемент. Историческое развитие нашей страны за последнее столетие наглядно иллюстрирует то, что любые правовые от­ношения, в том числе и земельные, можно рассматривать как разно­видность надстроечных идеологических отношений.

 

1.2.           Виды земельных правоотношений 

1

 



В силу различий природных свойств земли и ее неодинакового хозяй­ственного использования могут возникать самые разнообразные виды зе­мельных правоотношений, классификация которых имеет важное значе­ние для определения наиболее эффективных подходов к их регулирова­нию. В настоящее время в науке разработано достаточно много оснований для типизации земельных правоотношений. Так, в зависимости от содер­жания правоотношений их принято разделять по основным институ­там земельного права. По этой классификации все земельные правоот­ношения делятся на четыре вида: правоотношения собственности на землю, в сфере государственного управления землями, в области ис­пользования земель и охраны земельных прав. В каждой из этих групп правоотношений могут быть выделены соответствующие подвиды. Земельные правоотношения собственности на землю наряду с отно­шениями по поводу использования и охраны земли имеют исключительно важное значение и лежат в основе всех других земельных право­отношений. В связи с отменой монополии государственной собствен­ности на землю и утверждением принципов рыночной экономики, в том числе принципа многообразия форм собственности, земельные правоотношения подразделяются на правоотношения частной, госу­дарственной, муниципальной собственности, которые, в свою очередь, в соответствии с категорией субъектов права собственности подразделя­ются на подвиды. Так, правоотношения частной собственности на зем­лю представлены правоотношениями собственности на землю граждан и юридических лиц, правоотношения государственной собственности правоотношениями федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Правоотношения общей собственности на землю под­разделяются на правоотношения с определенными земельными долями собственников или без определенных долей. Земельные правоотноше­ния в сфере государственного управления землями выступают по своей форме как административно-правовые и носят служебный характер по отношению к большинству других видов земельных отношений. В зависимости от направленности деятельности по управлению землями эти правоотношения делятся на правоотношения по ведению государственного земельного кадастра, планированию использования и охраны земель, предоставлению и изъятию земель для государствен­ных и общественных нужд, землеустройству и планированию земель населенных пунктов, ведению государственного контроля за использо­ванием и охраной земель, ведению мониторинга земель и разрешению земельных споров. Земельные правоотношения по использованию земли имеют про­изводный характер от отношений земельной собственности. Они под­разделяются на отношения непосредственного и производного пользо­вания землей. Первые возникают тогда, когда использование земель­ного участка осуществляют юридические лица, граждане, коллективы граждан, имеющие землю на праве частной или общей собственности. Если использование земли осуществляют землепользователи, аренда­торы, то отношения по использованию земли называются производ­ными. Они, в свою очередь, подразделяются на первичные и вторич­ные. При первичном производном отношении земельный участок пре­доставляется в пользование собственником земли. Примером вторичного отношения по пользованию землей служит отношение по использование служебного земельного надела, предо­ставляемого работнику решением администрации предприятия, уч­реждения, организации из земель, находящихся в их пользовании. Кроме того, правоотношения по использованию земли можно классифицировать в зависимости от принадлежности земельного уча­стка к той или иной категории земель. В соответствии с этим критери­ем выделяются правоотношения по использованию земель сельскохо­зяйственного назначения, земель поселений, земель промышленнос­ти, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения, а также земель особо охраняемых территорий, земель запаса, земель лес­ного и водного фонда. Внутри каждого из указанных подвидов можно выделить иные разновидности правоотношений в зависимости от пра­вового режима земельных участков и видов, составляющих ту или иную категорию земель. Отдельный вид земельных правоотношений составляют охрани­тельные отношения. И главной особенностью является то, что они воз­никают в результате нарушения земельного правопорядка и реализуют­ся при применении к правонарушителю юридической ответственнос­ти. Таким образом, юридическим фактом возникновения этих правоот­ношений всегда является нарушение земельного законодательства. Зе­мельный кодекс РФ устанавливает следующие наиболее частые случаи возникновения земельных охранительных отношений: систематичес­кое нарушение пользователями правил использования земли, отказ возвратить земельный участок по принадлежности, совершение проти­воправных сделок с землей, искажение сведений о состоянии и ис­пользовании земель, изменение целевого назначения земли без соот­ветствующего разрешения и т.д. Надо также отметить, что при некото­рых нарушениях могут возникнуть охранительные земельные отноше­ния, предусмотренные другими отраслями права (гражданского, уго­ловного). Наряду с вышеперечисленными выделяются также регуля­тивные земельные правоотношения, которые складываются в процес­се реализации земельно-правовых норм и, в отличие от охранитель­ных, не связаны с правонарушениями, влекущими юридическую ответственность. Эти правоотношения складываются в строгом соот­ветствии с законом. Например, изъятие земельного участка для госу­дарственных или общественных нужд, а также в случае добровольного отказа от него. По функциональному назначению существует класси­фикация земельных правоотношений на материальные и процессуаль­ные. Материальные правоотношения регулируют правовой статус их участников, а также их действия в отношении земельных участков. Ма­териальные нормы, на основе которых складываются эти правоотно­шения, устанавливают, например, право граждан и юридических лиц на получение земельного участка, на использование расположенных на нем полезных ископаемых, а также ряд обязанностей: охранять плодо­родие угодий, не нарушать интересов соседних землепользователей и др. Процессуальные земельные отношения возникают на основе норм, которые устанавливают порядок реализации материальных норм, а значит, устанавливают основания возникновения, изменения и пре­кращения земельных правоотношений, процедуру осуществления зе­мельных прав и исполнения обязанностей, порядок разрешения зе­мельных споров. В науке выделяются факторы, которые оказывают определяющее воз­действие на содержание земельных правоотношений. Во-первых, это объ­ект этих отношений. Например, на земле сельскохозяйственного назна­чения одной из главных обязанностей субъектов является повышение плодородия почв, а на землях промышленности — максимальная эко­номия земли при размещении объектов. Во-вторых, это правовой статус субъектов земельных правоотношений. Наконец, в-третьих, речь идет о правовом регулировании тех видов отношений, которые составляют осно­ву данного правоотношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения права собственности на землю

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотноше­ний являются юридические факты, которые должны отвечать как мини­мум трем требованиям (ст. 44 3К РФ). Юридический факт должен иметь свое объективное, реальное содер­жание. Так, если у гражданина возникло намерение купить земельный участок, то это намерение пока не является юридическим фактом, по­рождающим правоотношение собственности на тот или иной земель­ный участок. Если же гражданин обращается в местную администра­цию с заявлением о передаче (продаже) ему участка в собственность, то такое действие будет юридическим фактом для возникновения право­отношений по продаже участка, поскольку заявление подлежит испол­нению в установленный срок и неисполнение этой обязанности влечет за собой наложение штрафа на виновных должностных лиц в размере от 40 до 100 минимальных окладов.

1. Юридический факт, порождающий правоотношения собствен­ности, имеет две основные формы: события и поведение людей. Рас­смотрим их по отдельности.

                   Событие как юридический факт представляет собой обстоятельст­во, совершающееся помимо воли человека. Например, смерть собст­венника земельного участка порождает правоотношения по передаче данного участка наследнику умершего.

                   Наступлению события могут способствовать человеческие дейст­вия, но юридическим фактом для возникновения, изменения или пре­кращения правоотношений всегда является конечный результат их де­ятельности.

                   Поведение людей как юридический факт выражается в виде дейст­вия и в виде бездействия.

                   Действие как юридический факт — это совершение поступка, име­ющего юридическую значимость. Например, если гражданин посетил орган местного самоуправления (местную администрацию) с заявлени­ем на получение участка, но не вручил это заявление надлежащим об­разом, то данный поступок не является юридическим фактом для воз­никновения правоотношения по получению (покупке) земельного уча­стка в собственность. Тем самым совершен поступок, не имеющий юридической значимости. Но если гражданин вручил указанное заяв­ление органам местного самоуправления (местной администрации) надлежащим образом, то такой поступок юридически значим даже в том случае, если заявление отказались принять (отказ в приеме заявле­ния влечет юридическую ответственность). Бездействие признается как юридический факт, если гражданин, или иное лицо, обязан был по закону совершить определенные дейст­вия, но не совершил их. Так, если собственник земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, в течение трех лет подряд не использует его по целевому назначению, то такое бездействие является юридическим фактом, влекущим прекращение права собственности на этот участок.

2. Конкретность — второе требование закона к юридическому факту. Например, земли используются способами, приводящими к уничтоже­нию или систематическому повреждению природных ресурсов. Однако для придания этому обстоятельству значения юридического факта ор­ганы, контролирующие использование и охрану земель, должны дока­зать, что такая обстановка возникла после передачи земли в собствен­ность в результате определенных причин (антропогенного загрязнения от соседних производственных предприятий или загрязнения собст­венником земельного участка химическими и радиоактивными веще­ствами, производственными отходами, сточными водами, бактериаль­но-паразитическими и карантинными вредными организмами и т.п.), вызванных способами использования земельного участка, и т.п.

Конкретность юридического факта имеет две стороны:

а) фактическая конкретность, которая выразилась в объективной ре­альности: уровень снижения урожайности участка достиг критической отметки, определенной в законе; время бездействия (не использование земельного участка по целевому назначению) перешагнуло установ­ленный законом рубеж; причинная связь между способами использо­вания земли и снижением ее плодородия налицо и т.п.;

б) документально доказанная конкретность. Например, по делу о прекращении права собственности имеются документы: надлежаще за­веренная выписка из Земельно-кадастровой книги о бонитировке поч­вы и экономической оценке земли данного участка; документ, закре­пивший уровень урожайности этого участка после взятия с него проб почвы на шестой год использования этого участка; расчет снижения фактической урожайности участка, сделанный специалистом; доку­менты, устанавливающие применяемые в течение пяти лет технологии выращивания сельскохозяйственных культур; заключение специалиста о наличии причинной связи между применяемыми технологиями и возникшим снижением плодородия (урожайности) земли и т.п. Каким бы конкретным ни был юридический факт, но если он не доказан документально, то не может служить основанием возникнове­ния, изменения или прекращения отношений права собственности на землю. Так, если не заключен договор на куплю-продажу земельного участка, то как бы ни были стороны единодушны в совершении этой сделки (даже и при фактическом совершении сделки), она не порожда­ет у продавца права собственности на продаваемый участок.

3. Связь с законом — третье требование к юридическому факту, по­рождающему возникновение, изменение или прекращение права соб­ственности на землю. Прямая связь факта с законом выражается в том, что факт конкрет­но предусмотрен в гипотезе правовой нормы (т.е. в условии, при кото­ром и эта норма может применяться или не применяться). Например, для получения земельного участка под фермерское хозяйство в собст­венность необходим целый фактический состав: достижение гражда­нином совершеннолетнего возраста, наличие квалификации или опы­та работы в сельском хозяйстве и сдача квалификационных экзаменов на допуск к ведению сельскохозяйственного производства. Таким образом, юридические факты — это конкретные, объектив­ные обстоятельства, с которыми закон прямо или косвенно связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Данные факты можно классифицировать на три группы: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Рассмотрим их по отдельности.

Правообразующие факты — это юридические факты, на основании которых возникают правоотношения собственности на земельные участ­ки. Таковыми являются:

1) административные акты государственных органов, изданные ими в пределах своей компетенции. Например, Закон о земельной реформе 1990 г. явился государственным актом, изданным в целях перераспре­деления земель, создания условий для равноправного развития различ­ных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель. Он впер­вые ввел право граждан на приобретение земельных участков в собст­венность, хотя и в ограниченном виде, т.е. через местные Советы на­родных депутатов. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284' была утверж­дена Государственная программа приватизации государственных и му­ниципальных предприятий в Российской Федерации. (САППРФ. 1994. № 1.Ст. 2.) Не могли быть приватизированы объекты федеральной собствен­ности: недра, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и экономи­ческих систем, а также охраняемые или особым образом используемые территории, участки льносеменоводческих, коноплеводческих стан­ций, кладбища, недвижимые объекты исторического и культурного на­значения, перечень которых утвержден Правительством РФ. Административные акты государства, как правило, не имеют срока давности и действительны до их полной или частичной отмены. На­пример, Декретом СНК. РСФСР от 8 ноября (26 октября) 1917 г. «О зем­ле» положено начало передачи земель в исключительную государствен­ную собственность. Хотя этот акт и был впоследствии отменен, но его положения сохранились в иных многочисленных нормативно-право­вых актах, действующих и поныне и обеспечивающих право собствен­ности государства на землю;

2) сделки граждан и организаций по приобретению земель в собствен­ность. Таковыми могут быть купля-продажа, договор о которой регис­трируется в местной администрации, обмен земельными участками в установленном законом порядке и иные, дозволенные законом сделки. Сделки можно подразделить на прямые и косвенные:

Прямые сделки имеют объектом земельный участок, а значит, и чи­сто земельно-правовую природу. К ним относится, например, приобре­тение в собственность земельного участка под огородничество, когда участок имеет статус огорода при отсутствии на нем сооружений капи­тального типа.

Косвенные сделки имеют своим объектом не только и не столько земельный участок, сколько другие имущественные объекты и иную недвижимость, расположенные на этом участке, Эти сделки имеют преимущественно гражданско-правовую природу. Так, купля-продажа жилого дома регулируется ГК РФ, а продажа земельного участка, на ко­тором расположен этот дом, оформляется уже по факту продажи дан­ного дома.

Информация о работе Земельные правоотношения