Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 00:39, контрольная работа
Право землевладения и землепользования представляет собой сложный правовой институт, объединяющий правовые нормы, которые регулируют порядок и условия использования земли, не находящейся в собственности у субъектов земельных отношений.
Запрещается ввод
в эксплуатацию объектов, не обеспечивающих
выполнение в полном объеме всех экологических
требований, а также без завершения запроектированных
работ по охране окружающей среды (ст.29
Закона об охране окружающей среды).
Субъектами прав
на земельные участки при строительстве
промышленных объектов выступает дирекция
строящегося предприятия, физическое
или юридическое лицо.
С прекращением
деятельности предприятия прекращаются
его права на земли промышленности. Следует
иметь в виду, что промышленные предприятия
существуют в различных организационно-правовых
формах. Если ранее их имущественная база
была в основном государственной, то теперь
субъектами прав на земли промышленности
являются и предприятия, основанные на
праве частной собственности.
Правовой режим
земель промышленности отличает комплексный
характер. Комплексное использование
земель предполагает сочетание производственных,
социально-культурных и иных цепей. Эксплуатация
земель промышленности, ее негативное
воздействие на окружающую среду требует
установления на смежных земельных участках
зон с особыми условиями. Цель их создания
- санитарная защита населения от выбросов
промышленного производства. Земельные
участки, где установлены санитарно-защитные
зоны, у собственников, владельцев и пользователей
не изымаются. Границы зоны на местности
устанавливает промышленное предприятие
путем специальных отграничительных знаков,
информируя об этом население. Общий круг
прав и обязанностей промышленного предприятия
установлен земельным законодательством.
Специфика их зависит от того, к какой
отрасли предприятие относится, каков
профиль его работы.
Промышленные предприятия
обязаны использовать земли для своих
производственных нужд, могут передавать
часть своих земельных участков другим
организациям, как обслуживающим культурно-бытовые
нужды его работников, так и занятым иной
хозяйственной деятельностью.
Существуют общие
правила, касающиеся передачи земель и
иной недвижимости в аренду:
а) обязанность
предприятия передать земельный участок
или часть его в порядке и сроки, определенные
договором;
б) право предприятия
требовать установленной договором платы;
в) обязанность
арендатора по сохранению целевого назначения
земель и их охране: земельный участок
не должен загрязняться, захламляться,
подвергаться порче;
г) право пользователя
на возобновление договора при отсутствии
возражений у промышленного предприятия;
д) установление
права собственности пользователя на
продукцию, плоды и иные доходы, полученные
в результате использования земли.
Промышленное предприятие
использует не только земельные участки,
но и другие объекты природы. Оно должно
принимать меры по охране окружающей среды
от загрязнения промышленными и хозяйственными
выбросами, сточными водами и отходами
производства. Начиная с 1990 г. каждое промышленное
предприятие ведет экологический паспорт.
В нем отражаются как сведения о самом
производстве, выпускаемой продукции,
так и данные об использовании земельных
ресурсов, содержится характеристика
полигонов и накопителей, предназначенных
для захоронения (складирования) отходов.
Определение земель
транспорта содержится в ст.2 Положения
о землях транспорта 1981 г. К ним относятся
участки, предоставленные предприятиям
и организациям транспорта для выполнения
возложенных на них задач по эксплуатации,
содержанию, строительству, реконструкции,
ремонту, совершенствованию и развитию
сооружений, устройств и других объектов
транспорта.
Эти земли находятся
в управлении соответствующих транспортных
министерств и ведомств.
Земли транспорта
разнообразны по составу. По видам транспорта
выделяют:
земли железнодорожного,
автомобильного
транспорта,
магистральных
трубопроводов,
воздушного,
внутреннего водного,
морского транспорта.
Размеры земельных
участков, предоставленных для нужд транспорта,
определяются по действующим нормам или
типовым проектам строительства соответствующих
объектов. Если нормы не утверждены, а
типовые проекты использовать нельзя,
то при определении размеров можно использовать
проектно-сметную документацию. При отводе
земельных участков для нужд транспорта
учитывают очередность их освоения.
Земли транспорта
закрепляются за соответствующими организациями,
как правило, в постоянное пользование.
В целях безопасности
и нормальной эксплуатации объектов транспорта
на землях, смежных с транспортными, устанавливаются
охранные зоны. Земли этих зон у землепользователей,
землевладельцев не изымаются. Вместе
с тем, такие участки имеют особый режим.
К землям железнодорожного
транспорта относятся земли, предоставленные
в постоянное пользование его предприятиям
и организациям для осуществления возложенных
на них задач.
Для обеспечения
безопасной эксплуатации объектов транспортной
деятельности Советом Министров Республики
Беларусь устанавливаются запреты и ограничения
на осуществление на землях железнодорожного
транспорта деятельности, противоречащей
их целевому назначению, а также иные запреты
и ограничения, связанные с особым режимом
использования этих земель (ст.6 Закона
“О железнодорожном транспорте”1).
К землям железнодорожного
транспорта общего пользования относятся
земли, отведенные под железнодорожные
линии, а также под иные сооружения, необходимые
для обеспечения эксплуатации и реконструкции
коммуникаций железнодорожного транспорта
с учетом перспективы их развития.
Предприятия и организации
железнодорожного транспорта общего пользования
обязаны использовать предоставленные
им земли в соответствии с целевым назначением
и условиями их предоставления, соблюдать
на этих землях требования природоохранного
законодательства Республики Беларусь.
Порядок использования
земель железнодорожного транспорта общего
пользования определяется Белорусской
железной дорогой с учетом требований
земельного законодательства Республики
Беларусь.
Основным предприятием
железнодорожного транспорта является
железная дорога, которая обеспечивает
потребности экономики и населения в перевозках.
В состав железнодорожного транспорта
включается сложный производственно-
Земли железнодорожного
транспорта представлены земельными участками,
занятыми железнодорожными путями, станциями,
сооружениями энергетического, локомотивного,
вагонного, путевого и грузового хозяйства,
защитными и укрепительными насаждениями,
служебными, жилыми и другими сооружениями,
обслуживающими нужды железнодорожного
транспорта.
В полосу отвода
железнодорожных дорог входят земли, занимаемые
земляным полотном, искусственными сооружениями,
линейно-путевыми зданиями, устройствами
связи, станциями (со всеми сооружениями),
защитными лесонасаждениями и другими
сооружениями и путевыми устройствами.
Порядок использования земель железнодорожного
транспорта в пределах полосы отвода определяется
органами управления транспорта с учетом
требований земельного законодательства.
Ширина полосы отвода устанавливается
в зависимости от категории железных дорог
в размере от 23 до 28 метров. Сама колея
дороги может быть 1524 мм и 750 мм (узкоколейная
железная дорога).
Кроме полосы отвода,
железнодорожному транспорту предоставляются
земли, не прилегающие непосредственно
к путям, но необходимые для эксплуатации
железных дорог, под карьеры, водозаборные
сооружения, питомники, насосные станции,
другие сооружения и устройства, определенные
соответствующими проектами.
В целях обеспечения
безопасности населения и безопасной
эксплуатации железнодорожных линий,
станций, подъездных путей и других сооружений
железнодорожного транспорта, расположенных
на земельных участках, подверженных оползням,
обвалам, размывам и другим опасным воздействиям
природного характера, устанавливаются
охранные зоны (ст.8 Закона “О железнодорожном
транспорте”).
К таким зонам относятся:
а) участки земли,
необходимые для обеспечения сохранности,
устойчивости и прочности железнодорожных
сооружений;
б) прилегающие
к железным дорогам полосы леса шириной
по 500 м в каждую сторону, в пределах которых
не допускаются рубки, кроме рубок ухода
и санитарных;
в) площади леса,
где вырубка его может отражаться на устойчивости
косогоров и привести к образованию оползней;
г) участки земель,
необходимые для развития железной дороги,
и некоторые другие.
В пределах зоны
с особыми условиями землепользования
не должна допускаться без согласования
с органами управления железной дороги
постройка капитальных зданий и сооружений,
а также разведение многолетних культур,
разрабатываться карьеры, сооружаться
линии связи, силовые воздушные и кабельные
сети, а также достраиваться дороги непосредственно
под проводами и ближе чем в 3 метрах от
крайнего провода для проезда машин (кранов,
экскаватора и т.п.) высотой более 3 метров.
После утверждения границ зон обязательно
письменное уведомление собственников,
владельцев, пользователей земли, на чьих
землях установлены особые зоны, о характере
и продолжительности действия особых
условий пользования землей этих зон.
Предприятия транспорта
должны обеспечить бесперебойное функционирование
железных дорог, не допускать возникновения
аварийных ситуаций. Особые требования
предъявляются к использованию земель
транспорта для перевозки опасных грузов,
которые могут в процессе транспортировки,
при производстве погрузо-разгрузочных
и иных работ послужить причиной взрыва,
пожара, повреждения объектов железных
дорог, а также гибели, травмирования,
заболевания людей, нанести вред окружающей
среде.
Использование
земель железнодорожного транспорта должно
соответствовать строительным и экологическим
требованиям, санитарным и иным нормам.
Для целей, носящих временный характер,
предприятиям и учреждениям железнодорожного
транспорта могут предоставляться земли
на условиях аренды.
Свободные земельные
участки на полосах отвода железных дорог
могут быть предоставлены юридическим
лицам и гражданам для сельскохозяйственного
использования, оказания услуг пассажирам
и других целей. При этом должны быть соблюдены
требования безопасности движения.
Землями автомобильного
транспорта признаются земельные участки,
занятые автомобильными дорогами, непосредственно
примыкающими к ним строениями и сооружениями,
водоотводными, защитными и другими искусственными
сооружениями, площадками для стоянки
и мойки подвижного состава, защитными
лесонасаждениями, производственными
зданиями и сооружениями, заводами и другими
объектами по обслуживанию дорожного
хозяйства. К ним относятся участки, занятые
сооружениями и устройствами энергетического,
гаражного, бензораздаточного хозяйства,
станциями и автовокзалами, линейными
производственными сооружениями, другими
объектами по обслуживанию автомобильного
транспорта.
Автомобильные
дороги подразделяются на:
автомобильные
дороги общего назначения;
ведомственные
автомобильные дороги.
Автомобильная
дорога - комплекс инженерных сооружений
(земляное полотно, дорожная одежда, мосты,
путепроводы, трубы, система водоотвода,
дорожные знаки, защитные устройства,
площадки отдыха, средства связи, другие
элементы благоустройства, здания и сооружения
дорожной службы), предназначенных для
обеспечения безопасного и удобного движения
транспортных средств с установленными
скоростями, нормативными нагрузками
и габаритами, определяемыми действующими
правилами дорожного движения, государственными
стандартами и другими нормативными актами.
Полоса отвода автомобильных
дорог общего пользования, в которой размещаются
дорожные сооружения (снегозадерживающие,
водоотводные и другие), определяется
в соответствии с категорией дороги в
следующих размерах:
категория - по 32
метра от оси дороги;
категория - по 16
метров от оси дороги;
категория - по 14
метров от оси дороги;
категория - по 13
метров от оси дороги;