Содержание права землевладения и землепользования. Основания возникновения и прекращения права землевладения и землепользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 00:39, контрольная работа

Описание работы

Право землевладения и землепользования представляет собой сложный правовой институт, объединяющий правовые нормы, которые регулируют порядок и условия использования земли, не находящейся в собственности у субъектов земельных отношений.

Работа содержит 1 файл

Земельное.doc

— 745.13 Кб (Скачать)

позволяют решать следующие практические задачи:

     выявить  уровень  хозяйственных нагрузок на земельные ресурсы в

различных  территориальных  условиях  республики, а также объективно.

Государственное управление землями - урегулированная нормами права исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов по организации рационального использования и охраны земель.

Деятельность уполномоченных на то государственных органов по управлению землями носит организационный характер. Она направлена на обеспечение наиболее целесообразного и эффективного использования земель, входящих в состав земель Республики Беларусь, а также на создание условий для охраны и рационального использования земельных ресурсов. Главной задачей государственного управления является организация рационального использования и охраны земель.

Объектом государственного управления в этой области являются все земли Республики Беларусь, поэтому система государственного управления едина по отношению ко всем категориям и видам земель, охватывает всех землевладельцев, землепользователей и собственников земли.

Деятельность органов управления носит государственно-властный характер. Она выражается в совершении актов государственного управления по отношению к земле, вытекающих из полномочий государства как собственника земли и политического суверена.

Государственное управление землями является межотраслевой деятельностью (надведомственной), не связанной с какой-то одной отраслью.

Посредством государственного управления землями обеспечивается рациональное использование и охрана всех земель, независимо от форм собственности и форм использования земли.

Содержание государственного управления землями составляют функции управления, т.е. виды деятельности, необходимые для организации рационального использования и охраны земель. Вид и характер этих функций определяются социально-экономическими и научно-техническими требованиями, предъявляемым к организации рационального использования и охраны земель. Права и обязанности соответствующих органов управления по осуществлению этих функций определяют их компетенцию в области управления использованием и охраной земель.

К функциям управления землями относятся следующие:

1) программирование и прогнозирование использования и охраны земель;

2) распределение и перераспределение земель;

3) учет земель и ведение государственного земельного кадастра;

4) землеустройство;

5) мониторинг земель;

6) государственный контроль за использованием и охраной земель;

7) разрешение земельных споров.

В условиях реформирования земельных отношений изменились методы государственного управления землями. Административное управление земельными ресурсами дополняется методами государственного регулирования с использованием экономических механизмов.

Государственное управление землями организовано в трех уровневую систему, которая включает:

общее;

специальное;

ведомственное управление землями.

Общее государственное управление землями носит территориальный характер (организовано по территориальному признаку). Его осуществляют:

Местные представительные органы государственной власти (местные Советы) в пределах компетенции, установленной Законом Республики Беларусь “О местном управлении и самоуправлении” и Кодексом о земле (ст. 6);

Исполнительные и распорядительные органы власти - Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы (ст. 5 КоЗ), в пределах полномочий по регулированию земельных отношений, предоставленных им Кодексом о земле (Гл. 3)

администрации свободных экономических зон в тех случаях, когда в соответствии с законодательством Республики Беларусь местные исполнительные и распорядительные органы передают им свои полномочия в части изъятия и предоставления земельных участков, передаче их в аренду.

Специальное государственное управление землями осуществляется на республиканском и местном уровне.

На республиканском уровне его осуществляет Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь. Специальный орган государственного управления по регулированию земельных отношений был создан в 1991 году для подготовки и проведения земельной реформы.

В настоящее время задачами Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии в области управления землями являются реализация функций государственного регулирования в области земельных отношений, охраны и рационального использования земель, и проведение единой государственной политики в этой области (положение о комземе, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31 октября 2001 г.).

На местном уровне специальное государственное управление землями осуществляет землеустроительная служба, которая создается при местных исполнительных и распорядительных органах и которая составляет с Комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии единую систему. Комитет осуществляет методическое руководство деятельностью землеустроительных служб исполнительных и распорядительных органов.

Компетенция специальных органов управления по регулированию земельных отношений определена Кодексом о земле (ст. 23).

Органы специальной компетенции подотчетны исполнительным и распорядительным органам общей компетенции.

Ведомственное управление землями осуществляют различные министерства и ведомства, в чьем ведении находятся предприятия и организации, использующие земли различного целевого назначения.

Распределение и перераспределение земель.

Распределение и перераспределение земель является важнейшей функцией государственного управления землями, в процессе которой определяется правовой режим земель. Под распределением и перераспределением земель понимается совокупность действий государственных органов, направленных на возникновение, изменение и прекращение права собственности на землю, права землевладения и права землепользования, определяющие их юридическую судьбу.

Передача земельных участков в собственность.

Следует различать передачу земель в частную собственность и собственность иностранных государств, последствием которой является прекращение права государственной собственности на землю и возникновение права частной собственности и собственности иностранных государств, и передачу земель в государственную собственность, в результате которой прекращается право частной собственности на землю и право собственности иностранных государств.

Передача земель в собственность юридических и физических лиц представляет собой сложную юридическую процедуру, которая урегулирована специальными нормативными актами (постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 1993г. “О порядке выкупа земельных участков” и Положением о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников), утвержденным указом Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000г.).

Она включает в себя следующие действия:

1. подачу заявления или ходатайства о передаче в собственность земельного участка;

2. вынесение решения о передаче в собственность земельного участка;

3. внесение платы за землю

4. подготовка и выдача документов, удостоверяющих право собственности на землю.

Граждане, желающие получить земельные участки в частную собственность, подают в сельский (поселковый), городской или районный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения земельного участка заявление с указанием необходимых сведений.

Граждане, имеющие во владении и пользовании земельные участки, которые они хотят получить в собственность, прилагают документы, на основании которых можно определить точный размер испрашиваемого земельного участка.

Юридические лица подают ходатайство в районный (городской) исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения земельного участка с приложением необходимых документов.

Решение о передаче земельного участка в частную собственность граждан, в котором указывается площадь земельного участка, цель его предоставления, размер платы за земельный участок и сроки ее внесения, принимается сельским (поселковым), городским или районным исполнительными и распорядительным органом в месячный срок после подачи заявления, и выдается гражданину вместе со схематическим планом размещения границ земельного участка в 10-дневный срок после принятия этого решения.

При отсутствии данных об измерении границ земельного участка (о точном размере земельного участка) до принятия решения о передаче земельного участка в частную собственность районный исполнительный и распорядительный орган поручает землеустроительным органам подготовить необходимые документы, на основании которых выносится решение.

Передача земельных участков в собственность юридических лиц осуществляется по решению Президента Республики Беларусь.

Материалы по передаче земельных участков в частную собственность юридических лиц с соответствующим заключением готовятся районным (городским) исполнительным и распорядительным органом и рассматриваются в установленные сроки областным (Минским городским) исполнительным и распорядительным органом, Госкомитетом (Комитетом) по земельным ресурсам, геодезии и картографии, Советом Министров Республики Беларусь, который в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

Составление и выдача Государственных актов на право частной собственности на землю производится после выполнения землеустроительных работ по установлению границ земельного участка, в том числе, при необходимости, по отводу земельного участка, и после внесения платы за землю.

Передача земельных участков в государственную собственность может осуществляться:

1) по заявлению гражданина или по ходатайству юридического лица на основании решения сельского (поселкового), городского, районного исполнительного и распорядительного органа :

при добровольном отчуждении земельных участков в государственную собственность;

если ни один из наследников не может быть собственником земельного участка;

при приобретении строения на земельном участке (жилого дома, дачи, садового домика) лицом, которое не может быть собственником земли;

в случае ликвидации юридического лица.

В соответствии со ст. 54 Кодекса о земле передача земельных участков в государственную собственность производится после их выкупа и возмещения в полном объеме правомерных убытков, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

При принудительном прекращении права частной собственности на землю передача участка в государственную собственность, а также определение размеров выкупа, убытков и денежной компенсации осуществляется на основании решения суда.

Выкуп земельных участков, передаваемых в государственную собственность, производится в течение трех месяцев с момента подачи заявления (ходатайства) в исполнительный и распорядительный орган, а в случаях принудительного изъятия земельного участка - в сроки, установленные судом, но не свыше 3 месяцев со дня изъятия этих участков

Предоставление земельных участков во владение и пользование

Регулируется Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом Президента РБ 6 августа 2002 года.

Предоставление земельных участков во владение и пользование производится исполнительными и распорядительными органами общей компетенции всех уровней в пределах их полномочий, установленных КоЗ (ст. 25).

Предоставление участков во владение и пользование может осуществляться как за счет свободных земель (земель запаса), так и за счет земель, ранее предоставленных другим субъектам. Предоставление земельного участка, находящегося во владении, пользовании или частной собственности другому лицу производится только после его изъятия в установленном порядке. В этом случае эти два действия (предоставление и изъятие) осуществляются в одном процессе.

В процессуальном отношении изъятие и предоставление земельных участков включает две стадии:

Информация о работе Содержание права землевладения и землепользования. Основания возникновения и прекращения права землевладения и землепользования