Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Земельное право".
7.Понятие и особенности права собственности на землю.
Право собственности на землю включает три правомочия: владения, пользования и распоряжения землей.
Право владение
землей означает физическое
Владеть землей может и несобственник, но только легитимно, т.е. в соответствии с законом. В противном случае завладение землей будет считаться самовольным захватом или самовольной передачей земли, за то по законодательству может применяться юридическая ответственность. Право пользование землей дает возможность эксплуатировать ее полезные свойства и качества. Обычно владение землей означает и пользование ею, с отстранением всех других претендентов. Но не исключены случаи, когда владелец не осуществляется пользования. Собственнику принадлежит право распоряжения землей. У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника. Оно (право распоряжения) выражается в праве собственника продать, заложить землю, передать ее в дар, обменять, завещать по наследству, сдать в аренду по частям или полностью, передать другому лицу в бесплатное пользование. Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество. Институт права собственности на землю, переживший несколько исторических формаций, относится как к гражданскому так и земельному праву. Поэтому его содержание определяется нормами ст.209 ГК и ст.15 ЗК. В соответствии со ст.209 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Эти три правомочия существуют у каждого собственника и преломляются в субъективных правах собственников земельных участков, а юридически закрепляются в получении ими титула собственника, что и оформляется свидетельством о праве собственности. Правомочия собственника характеризуются наличием не только прав, но и обязанностей, которые подробно излагаются в ст.40 ЗК. Основной обязанностью является использование ЗУ по целевому назначению.
8. Право государственной собственности на землю.
Статья 16. Государственная собственность на землю
1. Государственной
собственностью являются земли,
2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Р.Ф. (федеральную собственность), собственность субъектов Р.Ф. и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
1. В федеральной
собственности находятся
которые признаны таковыми федеральными законами;
право собственности
Российской Федерации на которые
возникло при разграничении
которые приобретены Р.Ф. по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статья 18. Собственность на землю субъектов Р.Ф.1. В собственности субъектов Р.Ф.находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами;
право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
3. В субъектах Р.Ф. - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Р.Ф. - города федерального значения Москвы, субъекта Р.Ф.- города федерального значения Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов РФ не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Р.Ф.
9.Разграничение государственной собственности на землю.
Ст.3.1 Ф.З. «О введении в действие З.К.Р.Ф.»1. В целях разграничения гос. собственности на землю к фед. собственности относятся: ЗУ, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ; ЗУ, предоставленные органам гос. власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, гос. унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным фед. органами гос. власти; ЗУ, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у гос.академий наук, а также у организаций, созданных гос. академиями наук и (или) подведомственных таким гос. академиям наук; иные предусмотренные фед. законами ЗУ и предусмотренные фед. законами земли. 2. В целях разграничения гос. собственности на землю к собственности субъектов РФ относятся: ЗУ, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ; ЗУ, предоставленные органам гос. власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, гос. унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами гос. власти субъектов РФ; иные предусмотренные фед. законами ЗУ и предусмотренные фед.законами земли. 3. В целях разграничения гос. собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; ЗУ, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
5. Изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней ЗУ, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении гос. собственности на землю, являются основанием для гос. регистрации права собственности соответственно РФ, субъектов РФ и муниципальных образований на такие ЗУ.
10.Право муниципальной собственности на землю.
Статья 19. Муниципальная собственность на землю
1. В муниципальной
собственности находятся
которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
право муниципальной
собственности на которые возникло
при разграничении
которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
1.1. Если иное
не предусмотрено другими
3. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.
11.Право частной собственности на землю. Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц
1. Собственностью
граждан и юридических лиц
(частной собственностью) являются
земельные участки,
2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
3. Иностранные
граждане, лица без гражданства
и иностранные юридические
12.Основания возникновения и прекращения права государственной и муниципальной собственности на землю.
Основания возникновения: -решение компетентных ОГВ, по разграничению собственности и отнесение земель к фед, рег, и мун, собственности; выкуп земель из частной собственности для гос. и мун. нужд; дарение или завещание частным собственникам земельного участка гос или мун. образованиям; принудительное изъятие земельного участков в случаях предусмотренных законом; добровольный отказ частного собственника от земельного участка; в случае смерти гражданина или реорганизации юридического лица, при отсутствии правопреемника; дополнительные основания для мун. собственности это признание бесхозных земельных участков по решению суда мун. собственностью.
Основания прекращения: при передаче земель в частную собственность (приватизация); гибель земельного участка (порча земель); продажа земельных участков в частную собственность.
13.Основания возникновения и прекращения права частной собственности на землю.
Основания возникновения: совершение сделок (купля-продажа, обмен, аренда); издание актов органов власти о предоставлении ЗУ в частную собственность; переоформление ранее полученных прав на право частной собственности; приватизация; вступившее в законную силу судебное решение; наследование (правопреемство) и тд.
Основания прекращения: сделки; выкуп ЗУ для гос. и мун.нужд; принудительное изъятие ЗУ (конфискация); не выкуп ЗУ по закладной; обращение взыскания на ЗУ и т.д.
14.Право пожизненного наследуемого владения земельным участком. Статья 21. Пожизненное наследуемое владение земельными участками 1. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего Кодекса не допускается.
2. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.
15.Аренда и субаренда земельных участков. Статья 22. Аренда земельных участков 1. Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории РФ ЗУ на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных ЗКРФ. 2.ЗУ, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗКРФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗКРФ. 3. По истечении срока договора аренды ЗУ его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды ЗУ, 3.1. Договор аренды ЗУ, находящегося в гос. или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для гос. или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.
4. Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде ЗУ, находящихся в гос. или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ.5. Арендатор ЗУ, за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов ЗУ, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды ЗУ третьему лицу.6. Арендатор ЗУ, за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов ЗУ, имеет право передать арендованный ЗУ в субаренду в пределах срока договора аренды ЗУ. 7. ЗУ может быть передан в аренду для гос. или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. 8. При продаже ЗУ, находящегося в гос. или муниципальной собственности, арендатор данного ЗУ имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. 9. При аренде ЗУ, находящегося в гос. или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор ЗУ имеет право, если иное не установлено фед. законами, в пределах срока договора аренды ЗУ передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу,.
10. В случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия.