Правовые основы земель лесного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является комплексный анализ норм обеспечивающих правовое регулирование использования участков лесного фонда, выявление проблем в данной сфере и поиск путей их решения.
Для реализации названных целей были определены следующие задачи: 1. определить понятия «участок лесного фонда», «земли лесного фонда»;
2. определить способы, порядок и основания предоставления участков лесного фонда для использования;
3. на основе исследования выявить проблемы правового регулирования, пробелы законодательства и предложить рекомендации для его усовершенствования.

Работа содержит 1 файл

Контрольная р. Земельное прав.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Необходимо  отметить, что постоянное (бессрочное) пользование лесным участком лесного  фонда является новым титулом, введенным  новым ЛК РФ2.

В постоянное (бессрочное) пользование лесные участки предоставляются юридическим лицам:

- для осуществления  научно-исследовательской деятельности,

- для осуществления  образовательной деятельности (ст.40 ЛК РФ);

- для осуществления  рекреационной деятельности (в целях  организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности) (ст.41 ЛК РФ);

- территории природных  парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование (ст.95 ЗК  РФ).

Земли государственных  заповедников, национальных парков, которые ранее, согласно ЗК РФ, предоставлялись на праве постоянного (бессрочного) пользования, впредь будут предоставляться на неопределенном титуле в порядке, установленном законодательством.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается:

1. при отказе землепользователя  от принадлежащего ему права  на земельный участок на условиях  и в порядке, предусмотренных  ст.53 ЗК РФ;

2. принудительно при:

1) использовании земельного  участка не в соответствии  с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

2) использовании земельного  участка способами, которые приводят  к значительному ухудшению экологической  обстановки;

3) неустранении совершенных  умышленно следующих земельных  правонарушений:

- отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

- нарушение установленного  соответствующими нормами ст.ст.95-100 ЗК РФ режима использования  земель особо охраняемых природных  территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

- систематическое невыполнение  обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

- систематическая неуплата  земельного налога;

5) изъятии земельного  участка для государственных  или муниципальных нужд в соответствии  с правилами, предусмотренными ст.55 ЗК РФ;

6) реквизиции земельного  участка в соответствии с правилами,  предусмотренными ст.51 ЗК РФ;

7) в иных предусмотренных  федеральными законами случаях.

Решение о принудительном прекращении прав на земельные участки  принимается судом в соответствии со ст.54 ЗК РФ, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ст.45 ЗК РФ).

Принудительное прекращение  права постоянного (бессрочного) пользования  земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

В соответствии со ст.71 ЛК РФ лесные участки предоставляются  в безвозмездное срочное пользование  гражданам и юридическим лицам  в порядке, предусмотренном ЗК и ГК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

Поскольку собственник  вправе распоряжаться своим земельным  участком в пределах, допускаемых  законом, он вправе передать земельный  участок в безвозмездное срочное  пользование (п.3 ст.129, п.3 ст.209 ГК РФ). Условия безвозмездного срочного пользования, в том числе срок, в течение которого действует данное право, определяются законом и договором с собственником, заключение которого предусмотрено п.2 ст.264 ГК РФ. Согласно п.3 ст.264 ГК РФ владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться земельным участком, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором1.

Что касается предоставления в безвозмездное срочное пользование  лесных участков земель лесного фонда, то в соответствии с п.1 ст.24 ЗК РФ в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки: из земель, находящихся в государственной собственности, исполнительными органами государственной власти государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям на срок не более чем один год.

Перечень случаев, когда земельные участки могут  предоставляться на праве безвозмездного срочного пользования является исчерпывающим  и не должен толковаться расширительно, поскольку что изложенные правила представляют собой строго ограниченный круг исключений из общего принципа платности использования земли, установленного в ст.65 ЗК РФ.

Право безвозмездного срочного пользования земельным  участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон, в том числе по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен (ст.47 ЗК РФ). Статья 54 ЗК РФ предусматривает возможность принудительного прекращения права безвозмездного срочного пользования лесным участком в случае его ненадлежащего использования после наложения административного взыскания в виде штрафа.

лесной  участок фонд собственность

2.3 Аренда  участков лесного фонда.

 

Арендные права  относятся к числу обязательственных  прав. Аренда земельных участков регулируется общими положениями гражданского законодательства об аренде (статьи §1 гл.34 и др. ГК РФ), однако ГК РФ допускает, что особенности сдачи этих участков в аренду могут быть установлены законом (п.2 ст.607 ГК РФ). Ряд таких особенностей предусмотрен в ЗК РФ (например, ст.ст.22, 38, 39, 38.1, 38.2).

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие  установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным1.

Право сдачи имущества  в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также  лица, управомоченные законом или  собственником сдавать имущество в аренду (ст.608 ГК РФ).

По договору аренды лесного  участка арендодатель предоставляет  арендатору лесной участок для использования  в целях, предусмотренных ст.25 ЛК РФ. При этом объектом аренды могут  быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, а в случаях, предусмотренных статьями 43-45 ЛК РФ - на срок от одного года до сорока девяти лет. Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.

Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок (ст.72 ЛК РФ).

Размер арендной платы  определяется на основе минимального размера арендной платы. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ (ст.73 ЛК РФ).

На основании договоров  аренды лесных участков граждане и  юридические лица осуществляют:

- заготовку древесины (ст.29 ЛК РФ);

- заготовку живицы (ст.31 ЛК РФ);

- заготовку и сбор  недревесных лесных ресурсов (ст.32 ЛК РФ);

- заготовку пищевых  лесных ресурсов и сбор лекарственных  растений (ст.34 ЛК РФ);

- использование лесов  для ведения охотничьего хозяйства (ст.36 ЛК РФ);

- выращивание лесных  плодовых, ягодных, декоративных  растений, лекарственных растений (ст.39 ЛК Р Ф);

- научно-исследовательскую  деятельность, образовательную деятельность (за исключением государственных  и муниципальных учреждений, использующих участки на праве постоянного (бессрочного) пользования) (ст.40 ЛК РФ);

- рекреационную деятельность (за исключение государственных  и муниципальных учреждений) (ст.41 ЛК РФ);

- создание лесных плантаций  и их эксплуатацию (ст.42 ЛК РФ);

- использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст.43 ЛК РФ);

- переработку древесины  и иных лесных ресурсов (ст.46 ЛК  РФ);

Арендатор обязан:

- осуществлять меры  пожарной безопасности на лесных участках на основании проекта освоения лесов (ст.53 ЛК РФ);

- осуществлять меры  санитарной безопасности на лесных  участках на основании проекта  освоения лесов (ст.55 ЛК РФ);

- осуществлять лесовосстановления  путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов в соответствии с правилами лесовосстановления, установленными федеральным органом исполнительной власти (ст.62 ЛК РФ).

Невыполнение  арендатором предусмотренных лесным законодательством обязанностей влечет применение к нему мер административной ответственности.

Новый ЛК РФ, в  отличие от ЛК РФ 1997г., исключает  договор концессии лесных участков и проведение лесных конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков, заменив их аукционами. Изменен и максимальный срок аренды лесных участков с 99 до 49 лет1.

Без проведения аукциона договоры аренды заключаются  в случаях: реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, а также использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст.74 ЛК РФ).

В целях предотвращения монополизации лесного сектора  недостаточно существующего правила  о том, что Правительством РФ может  устанавливаться максимальный объем  древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц, а следовало бы установить ограничения на размер лесных участков, находящихся в пользовании одного субъекта или группы взаимозависимых лиц. Размер может быть различным в зависимости от вида лесопользования и производственных характеристик хозяйствующего субъекта.

Новый ЛК РФ не предусматривает выдачу лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов  и вводит понятие «лесная декларация» - заявление об использовании лесов  в соответствии с проектом освоения лесов. Лесная декларация подается ежегодно в органы гос. власти, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Граждане, юридические  лица осуществляют заготовку древесины  на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений. Граждане осуществляют заготовку древесины для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год.

Если проанализировать отношения, связанные с использованием лесов, то можно сделать вывод, что  речь идет в основном об имущественных  отношениях, объектом которых выступает лесной участок либо лесные насаждения. Исключение составляет использование лесов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, и пребывание граждан в лесах.

Арендатор вправе: сдавать арендованный им участок  лесного фонда в субаренду; передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда  другим лицам (перенаем); отдавать арендные права в залог; вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив. Поскольку в законе не указано иного, такие сделки совершаются по общему правилу с согласия арендодателя. Очевидно, что такие же права возникают из вновь заключаемых договоров аренды. Исходя из того, что лесной участок есть участок земельный, и учитывая ссылку самого ГК РФ на специальное законодательство (п.2 ст.607), на договор аренды лесного участка распространяются условия договоров аренды земельных участков, установленные земельным законодательством. Так, к примеру, права аренды лесных участков могут прекращаться по основаниям, указанным в п.2 ст.46 ЗК РФ1.

Информация о работе Правовые основы земель лесного фонда