Правовые основы земель лесного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является комплексный анализ норм обеспечивающих правовое регулирование использования участков лесного фонда, выявление проблем в данной сфере и поиск путей их решения.
Для реализации названных целей были определены следующие задачи: 1. определить понятия «участок лесного фонда», «земли лесного фонда»;
2. определить способы, порядок и основания предоставления участков лесного фонда для использования;
3. на основе исследования выявить проблемы правового регулирования, пробелы законодательства и предложить рекомендации для его усовершенствования.

Работа содержит 1 файл

Контрольная р. Земельное прав.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Введение

 

Земли лесного фонда  – это самая большая по площади  категория земель. Эти земли служат главным средством производства в лесном хозяйстве. Использование  и охрана лесов находятся в  прямой зависимости от состояния  земель данной категории. В свою очередь эксплуатация лесных ресурсов оказывает непосредственное влияние на состояние земель лесного фонда. Естественно, биологические связи земли и лесов определяют сущность правового понятия земель лесного фонда, которое представляет собой самостоятельную  правовую категорию по отношению к лесному фонду.

Лесной фонд составляет более одной трети территории России. В его состав входят: леса, земли, покрытые лесом, либо предназначенные  для лесоразведывания, нелесные земли, но расположенные внутри земель лесного фонда (болота, дороги, гари, просека и т.д.). Центральное место в составе элементов лесного фонда занимают леса. Основы лесного законодательства РФ определяют леса как совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своём развитии.

 Поддержание  лесного законодательства в состоянии, соответствующим меняющимся социально-экономическим и экологическим условиям, является одной из задач государства в сфере природопользования. В числе насущных проблем лесопользования, являющегося ключевым звеном лесопромышленного комплекса - значительные экологические и экономические потери от незаконных рубки и экспорта древесины, огромные потери лесного хозяйства от масштабных лесных пожаров, невысокая экономическая эффективность лесопользования, что в первую очередь связано с малой долей глубокой переработки древесины. Очевидно, что лесное законодательство должно быть направлено главным образом на решение названных и других актуальных задач: с одной стороны, создавать условия для устойчивого развития отечественного лесопромышленного комплекса, привлечения инвестиций в лесное хозяйство, повышения бюджетных доходов от использования лесных ресурсов, а с другой стороны, обеспечивать сохранение и воспроизводство российских лесов как главного природного богатства страны, уникального экологического ресурса планетарного масштаба. С 01 января 2007 года вступил в силу новый Лесной Кодекс РФ, в основу которого положена во многом новая концепция правового регулирования отношений лесопользования, в том числе в сфере использования участков лесного фонда.

Объектом исследования настоящей работы является система общественных отношений, складывающихся в связи с использованием участков лесного фонда, а предметом – правовое регулирование использования участков лесного фонда.

Целью контрольной работы является комплексный анализ норм обеспечивающих правовое регулирование использования участков лесного фонда, выявление проблем в данной сфере и поиск путей их решения.

Для реализации названных целей были определены следующие задачи: 1. определить понятия «участок лесного фонда», «земли лесного фонда»;

2. определить способы, порядок и основания предоставления участков лесного фонда для использования;

3. на основе исследования выявить проблемы правового регулирования, пробелы законодательства и предложить рекомендации для его усовершенствования.

 

Глава I Теоретические и правовые основы использования участков лесного фонда.

 

1.1 Понятие  земель лесного фонда, лесного  участка.

 

Леса располагаются  как на землях лесного фонда, так  и на землях иных категорий. Согласно ст.7 ЗК РФ земли по целевому назначению подразделяются на семь категорий, одной из которых являются земли лесного фонда.

Границы земель лесного  фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством  о градостроительной деятельности. Порядок использования и охраны земель лесного фонда, отнесение земель к землям лесного фонда и перевод их в земли иных категорий осуществляются в порядке, установленном земельным и лесным законодательством РФ.

К землям лесного фонда  относятся лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли, о чем говорится в ст.101 ЗК РФ. Так, согласно части 1 ст.101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся:

во-первых, лесные земли, которые, в свою очередь, подразделяются на:

  1. земли, покрытые лесной растительностью;
  2. земли, не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие),

во-вторых, предназначенные  для ведения лесного хозяйства  нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие)1.

Из данного  в ст.101 ЗК РФ определения земель лесного фонда можно сделать вывод о том, что определяющим признаком земель лесного фонда является их целевое предназначение. Лесные земли предназначены для выращивания лесов, рационального и эффективного их использования и воспроизводства. Для этих же целей используются и те участки лесного фонда, которые не покрыты лесной растительностью (вырубки, гари и т.п.). Они также предназначены для лесовосстановления, поэтому относятся к лесным землям.

Нелесные земли - земли, которые не только не заняты лесом, но и не предназначены для его выращивания. Их целевое назначение состоит в обслуживании нужд лесного хозяйства - устройство просек, дорог и т.п.»1.

Таким образом, в действующем Земельном кодексе  РФ отражено более узкое понятие  лесных земель, нежели в Лесном кодексе РФ2.

По оценкам  специалистов, земли лесного фонда  занимают 70% территории Российской Федерации3. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. ЛК РФ не дает юридических понятий лесничеств и лесопарков, называя их основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ст.23 ЛК РФ)4.

Леса, расположенные  на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные  леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (ст.10 ЛК РФ). В ЛК РФ 1997г. в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда выделялись леса первой, второй и третьей групп, кроме того, в лесах могли быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования5.

На 01.01.2005 леса первой группы составляли 269,6 млн. га (23% общей  площади лесов России), второй группы - 88,8 млн. га (6%) и третьей группы - 815 млн. га (71%)1. Приведенные статистические данные, возможно, и обусловили целесообразность перехода от деления лесов на первую, вторую и третью группы на защитные, эксплуатационные и резервные леса. По действующему лесному законодательству леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными ст.102 ЛК РФ2.

Запасы древесины  в России составляют около 75 млрд. кубометров3. Для обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощимого использования лесов, а также развития лесной промышленности ст.12 ЛК РФ предусматривает мероприятия, направленные на освоение защитных (ст.102-107 ЛК РФ) и эксплуатационных (ст.108 ЛК РФ) лесов.

Эксплуатационные  и защитные леса подлежат освоению в целях, указанных соответственно в частях 3 и 4 ст.12 ЛК РФ. Что же касается резервных лесов, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины, то в них осуществляются только авиационные работы по охране и защите лесов. Согласно части 3 ст.109 ЛК РФ использование резервных лесов допускается лишь после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам в установленном порядке.

При освоении эксплуатационных и защитных лесов на основе комплексного подхода предусмотрено осуществление  мероприятий, перечисленных в части 5 ст.12 ЛК РФ:

- организация  использования лесов по правилам, установленным в ст.ст.24-50 ЛК РФ;

- создание и  эксплуатация объектов лесной  инфраструктуры (лесных дорог, лесных  складов и др.) и лесоперерабатывающей  инфраструктуры (объектов переработки заготовленной древесины, биоэнергетических объектов и др.);

- проведение  мероприятий по охране, защите, воспроизводству  лесов в соответствии со ст.ст.19, ст.51-60, ст.ст.61-66 ЛК РФ. Такие мероприятия  осуществляются государственными и муниципальными органами в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.81-84 ЛК РФ, или лицами, использующими леса в соответствии с ЛК РФ;

- проведение  мероприятий по охране, использованию  объектов животного мира, водных  объектов по правилам, предусмотренным лесным законодательством, а также ВК РФ, Федеральным законом от 24.04.1995 «О животном мире»1 и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля  и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории2.

Рассматривая правовой режим основных групп лесов установленных  Лесным кодексом необходимо дать их краткую  характеристику.

К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (п.4 ст.12, п.1 ст.102 ЛК РФ).

В зависимости от правового  режима защитные леса подразделяются на:

1) расположенные на  особо охраняемых природных территориях;

2) расположенные в  водоохранных зонах;

3) выполняющие функции  защиты природных и иных объектов:

а) расположенные в  первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных  путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ;

в) зеленые зоны, лесопарки;

г) городские леса;

д) расположенные в  первой, второй и третьей зонах  округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

4) ценные леса:

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные  леса;

в) расположенные в  пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) имеющие научное  или историческое значение;

д) орехово-промысловые  зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры (п.2 ст.102 ЛК РФ).

Рассмотрим особенности  правового режима каждой из перечисленных категорий лесов. Правовой режим включает:

  • перечень объектов, на территории которых расположены леса данной категории,
  • порядок передачи участков лесов данной категории для использования,
  • перечень допустимых видов использования и перечень ограничений по использованию участков лесов данной категории.

1. Правовой режим лесов,  расположенных на особо охраняемых  природных территориях.

  • К лесам данной категории относятся леса, расположенные на территориях:
  • государственных природных заповедников,
  • национальных парков,
  • природных парков,
  • памятников природы,
  • государственных природных заказников,
  • иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
    • На территориях лесов данной категории запрещается:
  • использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях (за исключением территорий биосферных полигонов);
  • проведение рубок лесных насаждений на территориях государственных природных заповедников. На иных участках допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников;
  • проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий (на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников).

Информация о работе Правовые основы земель лесного фонда