Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:07, контрольная работа
Целью контрольной работы является комплексный анализ норм обеспечивающих правовое регулирование использования участков лесного фонда, выявление проблем в данной сфере и поиск путей их решения.
Для реализации названных целей были определены следующие задачи: 1. определить понятия «участок лесного фонда», «земли лесного фонда»;
2. определить способы, порядок и основания предоставления участков лесного фонда для использования;
3. на основе исследования выявить проблемы правового регулирования, пробелы законодательства и предложить рекомендации для его усовершенствования.
Введение
Земли лесного фонда – это самая большая по площади категория земель. Эти земли служат главным средством производства в лесном хозяйстве. Использование и охрана лесов находятся в прямой зависимости от состояния земель данной категории. В свою очередь эксплуатация лесных ресурсов оказывает непосредственное влияние на состояние земель лесного фонда. Естественно, биологические связи земли и лесов определяют сущность правового понятия земель лесного фонда, которое представляет собой самостоятельную правовую категорию по отношению к лесному фонду.
Лесной фонд составляет более одной трети территории России. В его состав входят: леса, земли, покрытые лесом, либо предназначенные для лесоразведывания, нелесные земли, но расположенные внутри земель лесного фонда (болота, дороги, гари, просека и т.д.). Центральное место в составе элементов лесного фонда занимают леса. Основы лесного законодательства РФ определяют леса как совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своём развитии.
Поддержание лесного законодательства в состоянии, соответствующим меняющимся социально-экономическим и экологическим условиям, является одной из задач государства в сфере природопользования. В числе насущных проблем лесопользования, являющегося ключевым звеном лесопромышленного комплекса - значительные экологические и экономические потери от незаконных рубки и экспорта древесины, огромные потери лесного хозяйства от масштабных лесных пожаров, невысокая экономическая эффективность лесопользования, что в первую очередь связано с малой долей глубокой переработки древесины. Очевидно, что лесное законодательство должно быть направлено главным образом на решение названных и других актуальных задач: с одной стороны, создавать условия для устойчивого развития отечественного лесопромышленного комплекса, привлечения инвестиций в лесное хозяйство, повышения бюджетных доходов от использования лесных ресурсов, а с другой стороны, обеспечивать сохранение и воспроизводство российских лесов как главного природного богатства страны, уникального экологического ресурса планетарного масштаба. С 01 января 2007 года вступил в силу новый Лесной Кодекс РФ, в основу которого положена во многом новая концепция правового регулирования отношений лесопользования, в том числе в сфере использования участков лесного фонда.
Объектом исследования настоящей работы является система общественных отношений, складывающихся в связи с использованием участков лесного фонда, а предметом – правовое регулирование использования участков лесного фонда.
Целью контрольной работы является комплексный анализ норм обеспечивающих правовое регулирование использования участков лесного фонда, выявление проблем в данной сфере и поиск путей их решения.
Для реализации названных целей были определены следующие задачи: 1. определить понятия «участок лесного фонда», «земли лесного фонда»;
2. определить способы, порядок и основания предоставления участков лесного фонда для использования;
3. на основе исследования выявить проблемы правового регулирования, пробелы законодательства и предложить рекомендации для его усовершенствования.
Глава I Теоретические и правовые основы использования участков лесного фонда.
1.1 Понятие земель лесного фонда, лесного участка.
Леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. Согласно ст.7 ЗК РФ земли по целевому назначению подразделяются на семь категорий, одной из которых являются земли лесного фонда.
Границы земель лесного
фонда и границы земель иных категорий,
на которых располагаются леса, определяются
в соответствии с земельным законодательством,
лесным законодательством и
К землям лесного фонда относятся лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли, о чем говорится в ст.101 ЗК РФ. Так, согласно части 1 ст.101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся:
во-первых, лесные земли, которые, в свою очередь, подразделяются на:
во-вторых, предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие)1.
Из данного в ст.101 ЗК РФ определения земель лесного фонда можно сделать вывод о том, что определяющим признаком земель лесного фонда является их целевое предназначение. Лесные земли предназначены для выращивания лесов, рационального и эффективного их использования и воспроизводства. Для этих же целей используются и те участки лесного фонда, которые не покрыты лесной растительностью (вырубки, гари и т.п.). Они также предназначены для лесовосстановления, поэтому относятся к лесным землям.
Нелесные земли - земли, которые не только не заняты лесом, но и не предназначены для его выращивания. Их целевое назначение состоит в обслуживании нужд лесного хозяйства - устройство просек, дорог и т.п.»1.
Таким образом,
в действующем Земельном
По оценкам специалистов, земли лесного фонда занимают 70% территории Российской Федерации3. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. ЛК РФ не дает юридических понятий лесничеств и лесопарков, называя их основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ст.23 ЛК РФ)4.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (ст.10 ЛК РФ). В ЛК РФ 1997г. в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда выделялись леса первой, второй и третьей групп, кроме того, в лесах могли быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования5.
На 01.01.2005 леса первой группы составляли 269,6 млн. га (23% общей площади лесов России), второй группы - 88,8 млн. га (6%) и третьей группы - 815 млн. га (71%)1. Приведенные статистические данные, возможно, и обусловили целесообразность перехода от деления лесов на первую, вторую и третью группы на защитные, эксплуатационные и резервные леса. По действующему лесному законодательству леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными ст.102 ЛК РФ2.
Запасы древесины в России составляют около 75 млрд. кубометров3. Для обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощимого использования лесов, а также развития лесной промышленности ст.12 ЛК РФ предусматривает мероприятия, направленные на освоение защитных (ст.102-107 ЛК РФ) и эксплуатационных (ст.108 ЛК РФ) лесов.
Эксплуатационные и защитные леса подлежат освоению в целях, указанных соответственно в частях 3 и 4 ст.12 ЛК РФ. Что же касается резервных лесов, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины, то в них осуществляются только авиационные работы по охране и защите лесов. Согласно части 3 ст.109 ЛК РФ использование резервных лесов допускается лишь после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам в установленном порядке.
При освоении эксплуатационных
и защитных лесов на основе комплексного
подхода предусмотрено
- организация
использования лесов по
- создание и эксплуатация объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.) и лесоперерабатывающей инфраструктуры (объектов переработки заготовленной древесины, биоэнергетических объектов и др.);
- проведение
мероприятий по охране, защите, воспроизводству
лесов в соответствии со ст.ст.
- проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов по правилам, предусмотренным лесным законодательством, а также ВК РФ, Федеральным законом от 24.04.1995 «О животном мире»1 и другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории2.
Рассматривая правовой режим основных групп лесов установленных Лесным кодексом необходимо дать их краткую характеристику.
К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (п.4 ст.12, п.1 ст.102 ЛК РФ).
В зависимости от правового режима защитные леса подразделяются на:
1) расположенные на
особо охраняемых природных
2) расположенные в водоохранных зонах;
3) выполняющие функции
защиты природных и иных
а) расположенные в
первом и втором поясах зон санитарной
охраны источников питьевого и хозяйственно-
б) защитные полосы лесов,
расположенные вдоль
в) зеленые зоны, лесопарки;
г) городские леса;
д) расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
4) ценные леса:
а) государственные защитные лесные полосы;
б) противоэрозионные леса;
в) расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;
г) имеющие научное или историческое значение;
д) орехово-промысловые зоны;
е) лесные плодовые насаждения;
ж) ленточные боры (п.2 ст.102 ЛК РФ).
Рассмотрим особенности правового режима каждой из перечисленных категорий лесов. Правовой режим включает:
1. Правовой режим лесов,
расположенных на особо