Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:07, контрольная работа
Целью контрольной работы является комплексный анализ норм обеспечивающих правовое регулирование использования участков лесного фонда, выявление проблем в данной сфере и поиск путей их решения.
Для реализации названных целей были определены следующие задачи: 1. определить понятия «участок лесного фонда», «земли лесного фонда»;
2. определить способы, порядок и основания предоставления участков лесного фонда для использования;
3. на основе исследования выявить проблемы правового регулирования, пробелы законодательства и предложить рекомендации для его усовершенствования.
2. Правовой режим лесов, расположенных в водоохранных зонах.
Понятие водоохранной зоны дано в ст.65 Водного Кодекса РФ, согласно которой водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира1.
Ширина водоохранной зоны устанавливается от соответствующей береговой линии, определяется для рек и ручьев в зависимости от удаленности от истока, для озер и водохранилищ в размере 50 метров, для моря – 500 метров
Ограничения на осуществление хозяйственной деятельности в водоохран-ных зонах устанавливаются Водным Кодексом и Земельным Кодексом РФ.
Так, согласно п.15ст.65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод для удобрения почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
4) движение и стоянка транспортных средств.
В границах прибрежных защитных полос запрещаются также:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Статья 104 ЛК РФ запрещает в лесах, расположенных в водоохранных зонах, проводить сплошные рубки лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.
3. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.
В лесах данной категории запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, а выборочные рубки лесных насаждений проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.
В зеленых зонах и лесопарках запрещаются:
1) использование токсичных
химических препаратов для
2) ведение охотничьего хозяйства;
3) ведение сельского хозяйства;
4) разработка месторождений полезных ископаемых;
5) размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.
4. Что касается правового
режима ценных лесов, то в
них запрещается проведение
К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (п.3 ст.12, п.1 ст.108 ЛК РФ). В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всеми предусмотренными ст.25 ЛК РФ видами:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых
лесных ресурсов и сбор
5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научно-
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация:
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
11) выполнение работ
по геологическому изучению
12) строительство и
эксплуатация водохранилищ и
иных искусственных водных
13) строительство, реконструкция,
эксплуатация линий
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов:
15) осуществление религиозной деятельности;
16) иные виды использования в соответствии с назначением лесов.
При этом леса могут использоваться
для одной, нескольких вышеперечисленных
целей, если иное не установлено ЛК
РФ и другими федеральными законами.
А использование лесов, представляющее
собой предпринимательскую
В статье 5 Лесного Кодекса РФ «Понятие леса» говорится, что использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Леса и многолетние насаждения, как и другие вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются теперь движимым имуществом2. К недвижимому имуществу относятся лесные участки, так как согласно ст.93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»1.
Что касается понятия «лесной участок», то статья 7 ЛК РФ, его закрепляющая, не раскрывает его содержание, а устанавливает, что таким участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ2. Согласно п.2 ст.6 ЗК РФ участком является часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Таким образом, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в процессе проведения лесоустройства, прошедший государственный кадастровый учет лесных участков. Поскольку в ЛК РФ нет понятия лесного кадастра, государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 «О государственном земельном кадастре»3.
1.2 Правовые основы использования участков лесного фонда.
Статья 9 ЛК РФ предусматривает виды прав, на основании которых осуществляется использование лесных участков:
- в постоянное (бессрочное) пользование;
- в аренду;
- в безвозмездное срочное пользование;
гражданам:
- в аренду;
- в безвозмездное срочное пользование (п.1 ст.71 ЛК РФ).
Лесной Кодекс РФ подразделяет виды использования лесных участков в зависимости от того, предоставляется лесной участок или нет:
а) с предоставлением лесных участков;
б) без предоставления лесных участков;
в зависимости о того, изымаются лесные ресурсы или нет:
а) с изъятием лесных ресурсов;
б) без изъятия лесных ресурсов.
При этом права на лесные
участки лесного фонда
Использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены ЛК РФ и другими федеральными законами.
Допускается установление
следующих ограничений
1) запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов;
2) запрет на проведение рубок;
3) иные установленные
ЛК РФ и другими федеральными
законами ограничения
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов, в том числе в части охраны и защиты лесов (п.3 ст.51 ЛК РФ), в части воспроизводства лесов (п.4 ст.61 ЛК РФ) – основание для:
- досрочного расторжения
договоров аренды лесного
- досрочного расторжения договоров купли-продажи лесных насаждений;
- принудительного прекращения
права постоянного (
- принудительного прекращения права безвозмездного срочного пользования лесным участком (п.2 ст.24 ЛК РФ).
Что касается субъектов, управомоченных в области использования лесных участков лесного фонда, то РФ передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
1. предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков:
- в постоянное (бессрочное) пользование,
-в аренду,
- в безвозмездное срочное пользование.
2. заключение договоров
купли-продажи лесных
- самовольное
занятие лесных участков или
использование указанных