Правовое регулирование недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мне хотелось бы осветить наиболее значимые проблемы, возникающие при регулировании предоставления недр в пользование. Полезность недр для человека и общества состоит в том, что они являются источником минерального сырья, ископаемого топлива и других материалов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…...…..3
Глава 1. Система предоставление недр в пользование в
Российской Федерации…...................................................................................6
1.1. Понятие и виды предоставление недр в пользование ……………..6
1.2. Лицензионная система недропользования………………………....18
Глава 2. Порядок предоставление недр в пользование……………………..33
2.1. Процедура выдачи лицензии……………………………….……….33
2.2. Проблемы правового регулирования аукционов и конкурсов
на право пользование недрами………………..………………….….….42
Заключение……………………………………..…………..….………............53
Список использованных источников и литературы ………………….…….56

Работа содержит 1 файл

курсовая по гр.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

    - сроки действия лицензии и начала работ;

    - условия, связанные с платежами,  взимаемыми при пользовании недрами,  земельными участками, акваториями; 

    - согласованный уровень добычи минерального сырья, а также соглашение о его долевом распределении;

    - соглашение о правах на геологическую  информацию, получаемую в процессе  пользования недрами; 

    - условия выполнения установленных  законодательством Российской Федерации,  стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;

    - условия продления срока действия  лицензии;

    - объемы и виды сбрасываемых  в недра отходов производства  и промышленных сточных вод. 

    В ст.12 Закона Российской Федерации «О недрах» содержится несколько иной (более узкий) перечень обязательных условий.

    Лицензия  на право пользования недрами  закрепляет условия и форму договорных отношений недропользования58, в том числе на условиях концессии, договора о разделе продукции, контракта на предоставление услуг, а также может дополняться иными условиями.

    Это необходимо для того, чтобы пользователь недр, получивший лицензию, не нарушал ее существенные условия, то есть осуществлял определенный вид пользования недрами, указанный в лицензии. Кроме того, указание целевого назначения работ влечет за собой определение конкретных сроков пользования недрами, указание пространственных границ участка недр и земельного отвода.

    В лицензии указываются конкретные размеры  платежей за пользование недрами, размеры акцизов и другие платежи. Указание согласованного уровня добычи минерального сырья необходимо в целях сохранения и рационального использования полезных ископаемых. Превышение или, наоборот, снижение согласованного уровня добычи минерального сырья будет являться нарушением существенных условий лицензии и повлечет за собой наступление конкретных правовых последствий. Здесь уместно упомянуть о правовой позиции, высказанной постановлением Президиума ВАС Российской Федерации от 15.08.1996г.59 Суд указал, что наличие лицензии на природопользование без установления лимитов служит основанием для привлечения её обладателя к ответственности. Это означает, что необходимо ознакомиться и придерживаться требований и указаний, которые помимо лицензии регулируют вопросы добычи конкретного минерального сырья.

    В лицензии должны определяться пространственные границы предоставляемого участка недр, в пределах которого разрешается осуществление работ. В соответствии с п. 3.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами60 они должны иметь подробное описание и координаты, а участки недр должны быть максимально компактными и по возможности ограничены прямыми  линиями.

    Вторая  группа - условия, предусматриваемые  сторонами (порядок урегулирования споров, порядок прекращения пользования, признания лицензий недействительными, сроки выполнения тех или иных работ и т.д.). Их содержание зависит от вида пользования недрами, от стадии разработки месторождения полезных ископаемых, вида добываемых полезных ископаемых и т.д. Данные условия закрепляются в лицензионном соглашении.

    Лицензией, как отмечалось, оформляется само право пользования недрами, а  условия недропользования закрепляются в лицензионном соглашении, заключаемом  с пользователем недр органами лицензирования. Закон также предусматривает возможность заключения между органами государственной власти и владельцем лицензии договора, устанавливающего конкретные условия использования недр (ч.3 ст.11 Закона РФ «О недрах»).

    Государственный бланк лицензии на пользование недрами и её текстовые и графические приложения, а также документы, выдаваемые пользователю недр в процессе недропользования, составляют так называемое «лицензионное дело»61, которое подлежит бессрочному хранению в целях накопления информации об участках недр, подлежащих геологическому изучению, а также в целях формирования банка данных о добывающих компаниях, принимавших участие в разработке конкретного месторождения полезных ископаемых.

    Выданные  конкретным недропользователям лицензии на пользование недрами подлежат государственной регистрации в  геологическом фонде. Именно с даты регистрации лицензии ведется отсчет срока действия лицензии.

    Классификацию видов лицензий можно провести в зависимости от срока, на который осуществляется их предоставление:

1) до 5 лет или на 10 лет - для геологического изучения недр (при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации),

2) на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр – для добычи полезных ископаемых (этот срок обычно составляет не более 49 лет),

3) до 25 лет – для добычи подземных вод,

4) до 1 года – для добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр в соответствии со статьей 21.1 Закона Российской Федерации «О недрах»62,

5) без ограничения срока могут  быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, a также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

    Предоставление недр для пользования преимущественно осуществляется через аукцион, либо через конкурс.

    При конкурсной системе победителем признается заявитель, отвечающий условиям конкурса и представивший экономически приемлемые и наиболее соответствующие требованиям охраны недр и окружающей природной среды технические решения (Постановление ВС Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1)63.

    В соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" и подпунктом 10.3 пункта 10 Положения о порядке лицензирования пользования недрами конкурс может быть признан несостоявшимся в следующих случаях:

    -при отсутствии заявок на участие в конкурсе или в случае, если ни одна из поданных заявок не отвечает условиям конкурса;

    -на участие в конкурсе подана одна заявка. В этом случае лицензия на пользование участком недр может быть выдана этому участнику на условиях объявленного конкурса с учетом его технико-экономических предложений по освоению участка недр и предложений по величине разового платежа за пользование недрами;

    -ни одно из конкурсных предложений участников не отвечает условиям конкурса.

    Затраты, понесенные участниками конкурса, не компенсируются.

    Здесь так же можно отметить, что закон  не регулирует последствий неутверждения  решений конкурсных (аукционных) комиссий, за исключением кроме случаев  указанных выше. Судебная практика исходит из того, что незаконное уклонение органа исполнительной власти от утверждения итогов конкурса не может расцениваться как уклонение от выполнения обязанностей по выдаче лицензии (Постановление ФАС Московского округа от 09.01.2002г. №КА-А40/7874-01)64.

      При аукционной системе предоставления лицензий победителем признается претендент, предложивший наибольшую плату за получение права на пользование недрами.                                                                                                                                                                                                               

    В п. 9 ст. 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах»65 отражено основание возникновения права пользования участками недр предусмотрено изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ. Заключению указанного государственного контракта не предшествует проведение конкурса или аукциона на право пользования участками недр. Однако подразумевается необходимость осуществления весьма схожей процедуры - проведения торгов в форме конкурса или аукциона, по результатам которых заключается данный государственный контракт. Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулирует Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"66 к которому и отсылает положение п. 9 данной статьи. Как установлено в ч. 2 ст. 10 названного Закона, во всех случаях размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.

    В статье 17 действующего Закона Российской Федерации «О недрах» прямо закреплено, что запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и федеральными законами.

    Регистрация лицензий на пользование недрами  осуществляется федеральным геологическим фондом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (или его территориальным органом – в отношении лицензий на пользование недрами, выданных территориальными органами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации). Лицензия на пользование недрами вступает в силу после ее государственной регистрации, срок которой составляет 30 дней со дня поступления в федеральный (территориальный) геологический фонд. В соответствии с Приказом Федерального агентства по недропользованию от 15.11.2004 №39367 территориальные органы Роснедра обязаны направлять копии соответствующих лицензионных документов в федеральный фонд геологической информации в недельный срок после их регистрации.

    После получения лицензии ее владелец имеет право на получение полного объема геологической информации по предоставленному ему в соответствии с лицензией участку недр. Тем самым при рассмотрении данного вопроса,  и необходимо закрепить, что лицензия является неотъемлемой частью в пользовании недр, порядок выдачи которой регулируется органами государственной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Проблемы правового регулирования аукционов и конкурсов

    на  право пользование  недрами.

    Предоставления права пользования недрами в Российской Федерации в настоящее время реализуется путём проведения конкурсов и аукционов. В правовом регулировании процедуры предоставления в пользование недр существует ряд значительных противоречий и порождаемых ими проблем, среди которых можно выделить следующие группы:

    Первая группа проблем - не четко сформирована  структура органов управления и контроля недрами, в результате чего возникает дублирование полномочий органов исполнительной власти Российской Федерации, неопределенность недропользователей в процессе предоставления лицензий , затягивание процедуры выдачи лицензии и др.

    Вторая группа – законодательно не полно определено содержание лицензии. Одним из ведущих недостатков, на мой взгляд, является нечеткое закрепление в условиях лицензии количества (объема) разрешенной добычи конкретного вида сырья. Полагаю, что соблюдение в России единообразного подхода к вопросу закрепления в содержании лицензии таких требований, приведет к наиболее экономически выгодному и рациональному использованию недр.

    Третья  группа – отсутствие чекой законодательной регламентации процедур предоставления недр в пользование.

    Проблема  заключается в том, что порядок проведения конкурсов и аукционов закреплён в Законе Российской Федерации «О недрах», а на федеральном уровне регулируется Положением о порядке лицензирования пользования недрами1 (утверждено Верховным Советом в 1992 г.). Во исполнение Положения были приняты Методические рекомендации по подготовке условий и порядку проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, утвержденные распоряжением МПР РФ от 14 ноября 2002 г. N 457-р (далее – Методические рекомендации)68. Между перечисленными актами можно выделить следующие противоречия:

Информация о работе Правовое регулирование недропользования