Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 15:03, курсовая работа
В данной работе мне хотелось бы осветить наиболее значимые проблемы, возникающие при регулировании предоставления недр в пользование. Полезность недр для человека и общества состоит в том, что они являются источником минерального сырья, ископаемого топлива и других материалов.
Введение ……………………………………………………………….…...…..3
Глава 1. Система предоставление недр в пользование в
Российской Федерации…...................................................................................6
1.1. Понятие и виды предоставление недр в пользование ……………..6
1.2. Лицензионная система недропользования………………………....18
Глава 2. Порядок предоставление недр в пользование……………………..33
2.1. Процедура выдачи лицензии……………………………….……….33
2.2. Проблемы правового регулирования аукционов и конкурсов
на право пользование недрами………………..………………….….….42
Заключение……………………………………..…………..….………............53
Список использованных источников и литературы ………………….…….56
То есть происходит дублирование функций, вызывая различные противоречия по поводу того, а кто же должен выдавать разрешение и будит ли оно считаться законным.
Таким образом, различия между понятиями «лицензия» и «разрешение» состоят в порядке контроля со стороны органов государственной власти (разрешение предполагает разовые контрольные процедуры), кроме того, целью разрешений, как уже говорилось, является обеспечение соблюдения конкретных норм и правил, а лицензия помимо данной цели направлена на осуществление контроля за характером и порядком осуществления определенной деятельности (например, п. 3 ч. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации «О недрах») для предупреждения возможных правонарушений, создания условий защиты интересов государства и отдельных граждан.
Некоторые исследователи полагают, что лицензирование является разрешительно-надзорной процедурой37, полагая, что здесь имеет место и разрешение, и государственный надзор38. Однако, как уже отмечалось, порядок предоставления лицензии отличается предварительным и последующим контролем с одновременным решением вопроса о возможности допуска того или иного субъекта к осуществлению конкретной деятельности. В связи с этим, как правильно отмечает А.Б.Багандов39, целесообразно более детально зафиксировать в законе понятия и порядок их применения в отношении лицензий и разрешений. Из содержания статьи 11 Закона Российской Федерации «О недрах»40 видно, что понятие лицензии практически не изменилось.
Некоторые авторы41 считают, что само требование лицензирования отдельных ее видов установлено не административным, а гражданским правом согласно п.1. ст. 49 ГК Российской Федерации 42, поэтому до сих пор ведутся споры по поводу того, к какому виду документов следует отнести лицензию: к административному акту или гражданско-правовому договору? Порядок предоставления лицензий имеет некоторые особенности, что отличает их от административных актов, поскольку:
-
они предоставляются только по
инициативе невластного
-
присутствует диспозитивность
Вместе с тем лицензии имеют также другие особенности, отличающие их от гражданско-правовых договоров.
Во-первых, сфера применения таких отношений не ограничена предпринимательской деятельностью.
Во-вторых, элемент свободы, диспозитивности присутствует в период обращения субъекта за её получением, однако, с другой стороны, орган исполнительной власти, определяя конкретные условия, руководствуется в большей степени императивными правилами, лицензионные условия могут изменяться.
Лицензия часто в одностороннем порядке служит предпосылкой для возникновения гражданских, административных и иных правоотношений, а не основанием возникновения. Обязательству, которое в соответствии со ст.420 ГК Российской Федерации 43 возникает из договора, предшествует согласование условий. А при предоставлении недр в пользование согласование условий осуществляется после получения права пользования недрами. Поэтому существующий подход к лицензии на пользование недрами, закрепленный в российском законодательстве, с одной стороны, не предоставляет пользователю недр необходимых гарантий44, с другой - запрещает государству использовать все рычаги воздействия на недропользователя45.
Одними же из важных отличий лицензии от гражданско-правового договора являются интерес, на защиту которого направлены лицензионные условия, и характер санкций за неисполнение условий лицензии, поэтому целесообразно провести сравнение, лицензии как гражданско-правовой договор и административный документ.
Таблица №1. Характеристика лицензии в гражданском и административном законодательстве.
Лицензия | ||
Критерии
Сравнения |
Гражданско-правовой договор | Административный документ |
1. Субъекты | обладают равными правами и обязанностями (властеподчинение отсутствует) | Находятся в неравном положении. Одна сторона обладает властераспорядительными функциями по отношению к другой стороне. |
2. Направлен на защиту интереса | на защиту частного интереса | На защиту публичного интереса |
3. Воля | на заключение договора исходит от обеих сторон. Для заключения договора необходимо согласие сторон | Возникновение правоотношений, как правило, не зависит от воли сторон либо исходит от одной стороны (обладающей «властными» полномочиями) |
4. Сфера применения | отношения, возникающие
при осуществлении |
Административные отношения |
5. Содержание | Зависит от усмотрения сторон (присутствует диспозитивность) | как правило, не зависит от воли сторон (документ возникает по объективным причинам) |
6. Заключение | Договор влечет возникновение, изменение, прекращение гражданских правоотношений | Вынесение (издание) административного акта влечет возникновение, изменение, прекращение административных правоотношений |
7. Последствия | Носят преимущественно имущественный характер | как правило, носят правовоограничительный характер |
Таким образом, лицензия относится к особому виду документов и сочетает как признаки административного документа, так и признаки гражданско-правового договора.
Что заставляет нас делать вывод о том, что порядок лицензирования требует более особого внимания в регулировании вопроса предоставления недр, так как содержит в себе элементы гражданского и административного права.
В связи с такими отличиями М.В.Дудиков46 считает, что лицензирование недропользования находится в области административно-правового регулирования, и понятия «договор», «договорные отношения» не должны употребляться в базовых нормативных актах, регулирующих отношения недропользования. Такое предложение представляется спорным.
Д.В.Осинцев, основываясь на особенности и важности объекта природопользования, необходимости контроля, сочетании административного и гражданско-правового способа регулирования общественных отношений, считает необходимым определить лицензию в качестве специального вида актов47. И с ним нельзя не согласиться, поскольку понятие лицензии является сложным, по своему правовому положению лицензия сочетает элементы разрешения (административного акта) и элементы гражданского договора – это больше относится к лицензионному соглашению, которое является неотъемлемой частью лицензии.
В литературе термин «лицензия» определяется различным образом. Например, в соответствии с одной из точек зрения «лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца, и закрепляет условия и форму договорных отношений»48. В этой части определения есть некоторые особенности. Так, анализ ст. 2, 4 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»49 показывает, что при заключении соглашений о разделе продукции (СРП) лицензия выполняет регистрационную функцию в отношении выделенного участка недр (а не роль правоустанавливающего документа). В соответствии с ч.2 ст.11 Закона Российской Федерации «О недрах» право пользования недрами возникает на основании заключенного СРП и также оформляется лицензией на пользование недрами в течение 30 дней. Следует отметить, что Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" не содержит требований к содержанию лицензии на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции50.
Юридическое значение лицензии на право пользования недрами заключается в том, что она является основанием для оформления геологического и горного отводов и закрепляет исключительный характер пользования недрами субъектом, получившим такой отвод, такой точки зрения придерживается О.И.Крассов51. В соответствии с Положением о лицензировании права пользования недрами участок недр в виде горного отвода предоставляется при выдаче лицензий на право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных добычей полезных ископаемых, организацию особо охраняемых участков недр.
На
сегодняшний день лицензия на право недропользования,
является основным и единственным подтверждением
обладания права на вид специального недропользования,
который признается и регулируется органами
власти на различных уровнях Российской
Федерации. И исходя из этого, необходимо
более внимательно и детально подходить
к институту лицензирования, так как именно
он решает судьбу недр и соблюдение заданного
режима недропользования обеспечивает
рациональное использование недр.
Глава II. Порядок предоставление недр в пользование
2.1. Процедура выдачи лицензии.
В соответствии со ст.9 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане и юридические лица.
Однако существуют некоторые ограничения, когда пользователями недр могут быть только российские юридические лица (например, при ведении работ по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов). Статья 9 Закона Российской Федерации «О недрах» устанавливает правило, что права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции - с момента вступления такого соглашения в силу.
Таким образом, лицензия на право пользования недрами предоставляется субъектам предпринимательской деятельности. Лицензии иностранным пользователям недр или совместным предприятиям, в которых участвуют иностранные фирмы, как действующим, так и вновь образованным, предоставляются только через Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Предоставление
земель для целей недропользования
осуществляется в порядке, предусмотренном
земельным законодательством
Ведение переговоров с соответствующими органами о выделении и оформлении земельных участков, условиях и сроках пользования земельными участками, связанными с пользованием недрами54, в соответствии с законодательством должно осуществляться Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и его территориальными подразделениями. Это больше соответствует обеспечению интересов недропользователя и конечно ускоряет процедуру оформления документов, и способствует, согласованию срока пользования земельным участком тем самым уменьшает возникновение проблем, таких как указаны в Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2009г55. Однако на практике не всегда данное положение выполняется. Продолжительность рассмотрения и согласования в государственных органах представленных заявлений и обосновывающей документации превышает 12 месяцев, а иногда затягивается свыше 2 лет56.
Лицензия на пользование недрами выдается в форме заполненного государственного бланка установленной формы с Государственным гербом Российской Федерации, который имеет определенные реквизиты (серию, номер, дату выдачи), набор обязательных сведений и который подписывается уполномоченными лицами органов исполнительной власти, предоставивших право пользования недрами, и недропользователем. К лицензии на пользование недрами в качестве составных и неотъемлемых её частей прилагаются текстовые (например, лицензионное соглашение), графические и иные приложения, которые являются неотъемлемой составной частью лицензии и определяют основные условия пользования недрами57, определяющие существенные и дополнительные условия пользования участком недр помимо установленных законодательством Российской Федерации, правилами и стандартами в сфере недропользования.
Лицензия на недропользование включает в себя две группы условий. Первая группа – это законодательные (определяемые в нормах законодательства о недрах) условия. Такие условия закреплены, например, в пункте 8.1. Положения о порядке лицензирования пользования недрами:
- данные о пользователе недр, получившем лицензию;
- данные о целевом назначении работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр;
-
указание пространственных
- указание границ земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр;