Понятие и состав особо охраняемых природных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:21, дипломная работа

Описание работы

В современной неблагоприятной экологической ситуации остро встает вопрос об охране животных и растений, поскольку с каждым годом число их заметно сокращается. Охрана редких видов растений и животных заключается, прежде всего, в создании особо охраняемых природных территорий. Заповедные территории предназначены для сохранения природных комплексов в их естественном виде, чтобы наши потомки смогли их увидеть такими, какими их видим мы.

Содержание

Введение………………………………………………………….......................3
Глава 1. Понятие и состав особо охраняемых природных территорий......6
1.1. Понятие и состав особо охраняемых природных территорий................6
1.2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях....19
Глава 2. Состав особо охраняемых природных территорий........................27
2.1 Правовое положение заповедников………...............................................27
2.2 Правовое положение национальных парков............................................31
2.3 Правовое положение заказников................................................................36
2.4 Правовое положение памятников природы..............................................41
2.5. Правовое положение биосферных резерватов.........................................45
Заключение…………………………………………………….........................48
Список использованных источников………………………….......................52
Приложение..........................................................................................................58

Работа содержит 1 файл

Готовый диплом без заключения САША.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

Более половины площади  особо охраняемых природных территорий занимают заказники республиканского значения. Лесные экосистемы представлены 31-м заказником. Для охраны ценных лекарственных растений создано 12 биологических  заказников. Экосистемы лесных и открытых болот представляют 30 заказников.

Приоритетной целью  создания подавляющего большинства  заказников явилось обеспечение  охраны ценных растительных комплексов, уникальных и ценных ландшафтов, а  также гидрологических объектов. Обеспечение охраны фауны как одна из основных задач создания заказника рассматривалось при создании по крайней мере 20 объектов.

Специально создано  для охраны фауны семь объектов, среди которых пять создавались  как охотничьи заказники и  лишь два для охраны уникальных зоокомплексов (биологические заказники "Антоново" и "Лебяжий").

Экологическая структура  существующей сети заказников далеко не однородна. Исходя из самого обобщенного  анализа, многочисленную и наиболее крупную по площади представляют экосистемы преимущественно суходольных лесов - 23 объекта общей площадью 306 тыс. га или 51,7% общей площади заказников.

Сейчас на территории Республики Беларусь имеются 97 заказников республиканского значения, общей площадью 841,3га, и 456 заказников местного значения, общей площадью 309,7га. Последние два заказника "Прибужское Полесье" были созданы в 2003 году.

 

2.4.  Правовое положение памятников природы

 

Памятниками   природы  объявляются  уникальные,  невосполнимые,  ценные  в экологическом, научном, историко-культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты с занимаемой ими территорией с  целью обеспечения условий сохранения уникальных, эталонных и иных ценных качеств, присущих данному природному комплексу или объекту, в интересах будущих поколений.

В  зависимости от особенностей объекта охраны памятники природы подразделяются на следующие виды:

1) ботанические   (ботанические   сады,   дендрологические  парки, произведения  садово-паркового искусства,  участки  леса  с ценными древесными породами, отдельные вековые или редких пород деревья и их  группы,   участки   территории   с   реликтовой   или  особо  ценной растительностью, места произрастания видов растений, находящихся под угрозой   исчезновения  и  т.п.),  предназначенные  для  сохранения, восстановления,   изучения   и   обогащения   разнообразия  объектов растительного  мира,  ценных  в экологическом, научном, культурном и хозяйственном отношении;

2) гидрологические   (озера,   болота,   участки  рек  с  поймами, водохранилища  и  пруды, участки старинных каналов, родники и т.п.), предназначенные   для   сохранения  и  восстановления  небольших  по размерам ценных водных объектов;

3) геологические (обнажение ледниковых отложений и коренных пород, характерные  элементы рельефа, крупные валуны и их скопления, другие геологические  объекты), предназначенные для сохранения небольших по размерам ценных объектов или комплексов неживой природы.

Объявление,   преобразование  и  прекращение   функционирования памятника  природы  республиканского  значения  с изъятием земельных участков   у  землевладельцев  и  землепользователей  осуществляются решением   Правительства   Республики   Беларусь  по  представлениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь   или   иного    республиканского органа  государственного управления  в соответствии  с законодательными  актами  Республики Беларусь.

Охранные документы  памятника природы республиканского значения, объявленного  с  изъятием  земельных  участков  у  землевладельцев  и землепользователей,    разрабатываются    государственным   органом, вносящим  представление об  объявлении или преобразовании памятника природы.  Охранные документы должны быть согласованы с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, за исключением   случаев,   когда   представление   об  объявлении  или преобразовании  памятника природы республиканского значения вносится указанным Министерством.

Объявление,   преобразование   и  прекращение  функционирования памятника  природы  республиканского  значения без изъятия земельных участков   у  землевладельцев  и  землепользователей  осуществляются решением  Министерства  природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Охранные документы  памятника природы республиканского значения, объявленного  без  изъятия  земельных  участков  у землевладельцев и землепользователей, разрабатываются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Объявление,  преобразование  или  прекращение  функционирования памятника   природы   местного   значения   осуществляются  решением соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа по  представлениям  территориальных  органов  Министерства природных ресурсов  и  охраны  окружающей  среды Республики Беларусь или иного органа государственного управления в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Охранные   документы   памятника   природы   местного  значения  разрабатываются  государственным  органом,  вносящим представление  о его  объявлении  или преобразовании. Охранные документы должны быть согласованы   с территориальными  органами  Министерства  природных ресурсов   и   охраны   окружающей  среды Республики  Беларусь,  за исключением   случаев,   когда   представление   об объявлении  или преобразовании   памятника   природы   местного   значения  вносится указанными территориальными органами.

Объявление  природных  комплексов или объектов с занимаемой ими территорией памятником природы  допускается как с изъятием, так  и без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей, на  землях  которых расположены природные комплексы или объекты, объявленные памятником природы.

 Не    изымаются   земельные   участки   у   землевладельцев   и землепользователей,   на   землях   которых   расположены природные комплексы или объекты, объявленные памятником природы, при условии соблюдения ими режима охраны и использования памятника природы.

Расходы  землевладельцев  и  землепользователей  по обеспечению  режима  охраны  памятника  природы,  расположенного  в  границах  их земель,  возмещаются  за  счет  средств  республиканского и местного бюджетов.

Памятники  природы  вправе  иметь собственную символику (флаги,  вымпелы, эмблемы и др.).  

Для   управления  памятником  природы  или  группой  памятников природы  юридическое  лицо,  как  правило, не создается. Организация природоохранной    деятельности   в   границах   памятника   природы обеспечивается  государственным  органом,  в  оперативное управление которого он передан.

В  случаях  необходимости  для управления памятником природы  или группой  памятников  природы  может  создаваться  юридическое  лицо - государственное природоохранное  учреждение.

Государственное   природоохранное  учреждение,   осуществляющее  управление   памятником  природы  или  группой  памятников  природы, создается,  преобразуется и ликвидируется государственным органом, в оперативное управление которого передан памятник природы.

Любая  деятельность,  угрожающая сохранности памятника  природы,  запрещается.

        

 

2.5. Правовое  положение биосферного резервата

 

Отдельно следует сказать  о биосферных заповедниках. За степенью охраны растительного и животного мира, биосферные заповедники отнесены к объектам высшего ранга, наравне с заповедниками, национальными природными парками. Для исполнения такой важной роли биосферные заповедники должны иметь надлежащее законодательное закрепление функционирования, сохранения и охраны.

Первые биосферные заповедники  начали возникать в бывшем СССР в  конце 1970-х годов. В это время все биосферные заповедники создавались на базе обычных государственных заповедников.

Существенным недостатком  было то, что правового регулирования  создания и деятельности биосферных заповедников не существовало, поэтому  правовой статус государственного заповедника механически распространялся и на биосферные заповедники.

Большинство правоведов того времени не выделяли биосферные заповедники как отдельную заповедную категорию, а упоминали о них  как о виде государственных заповедников, получивших международный статус биосферных.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды от 26 ноября 1992 года, биосферный резерват – часть территории Республики Беларусь, включающая отдельные особо охраняемые природные территории (их части) и (или) природные территории, подлежащие специальной охране (их части), а также иные территории, на которых целенаправленно стимулируется рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов путем применения элементов экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования при осуществлении природоохранных мероприятий, отдельных видов хозяйственной и иной деятельности;

Наиболее важные, признанные на международном уровне подходы  к обеспечению построения глобальной сети и функционирования биосферных заповедников отображены в многочисленных документах, подготовленных ЮНЕСКО, Советом Европы и другими международными организациями:

1. План действий по  биосферным заповедникам (Минск,  Республика Беларусь, 3–4 сентября 1984 г.),

2. Севильская стратегия  по биосферным заповедникам (Севилья, Испания, 20.03.1995 г.)

3. Положение о всемирной  сети биосферных заповедников (Севилья,  Испания, 20.03.1995 г.)

В основании Севильской стратегии заложено десять основоположных направлений перспективного развития и функционирования биосферных заповедников.

Важным документом, что  регулирует функционирование всемирной  сети биосферных заповедников, является Положение об этой сети, утвержденное в Севилье. Положение определяет понятие биосферного резервата  и всемирной сети биосферных резерватов, функции резерватов и общие критерии, которым должна отвечать соответствующая территория, что предлагается для создания биосферного резервата. Положением также определена процедура утверждения резервата Международным координационным советом Программы «Человек и Биосфера», информирование о резерватах внутри государства, участие государств в сети и другие положения.

В соответствии с Положением, на биосферные резерваты возлагается  исполнение таких трех основных функций: сохранение типичных и редких для  региона наземных, прибрежных и морских экосистем и ландшафтов, что имеют важное значение для человечества, а также генетических ресурсов природы и биологических видов; содействие устойчивому социально-экономическому и экологически сбалансированному развитию; научно-техническое обеспечение и поддержка экологического образования, воспитания, подготовки кадров, проведение научных исследований, мониторинга.

Для эффективного осуществления  задач и функций биосферных резерватов разработаны рекомендации о необходимости обеспечения научно обоснованного зонирования территорий резерватов. Рекомендуется выделение трех зон — заповедной (ядра), буферной и транзитной. Программой «Человек и биосфера» разработаны общие характеристики функциональных зон и основных задач, что стоят перед ними.

Во время организации  отдельного биосферного заповедника  его функциональное зонирование  осуществляется индивидуально, в соответствии с национальным законодательством  и руководствуясь экономическими интересами.

Между тем, существующее национальное законодательство нуждается в усовершенствовании, доработке и разработке подзаконных нормативно-правовых актов для устранения пробелов законодательного урегулирования биосферных заповедников, их земель, режима и порядка установления функционального зонирования, эффективной охраны, государственной поддержки и устойчивого развития территории заповедников и окружающих их территорий. А также при разработке новых актов государство должно отображать в нем соответствующие положения международных конвенций и других договоров, участником которых является государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями 1996 и 2004 г.).
  2. Кодекс Республики Беларусь о земле: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 1999 г.  //  Ведомости Национального собрания Ресл. Беларусь . - 1999. - №15. - Ст.316.
  3. Водный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 15 июля 1998 г. // Ведомости Национального собрания Респ. Беларусь. -- 1998. --№33. -- Ст.473.
  4. Лесной кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 июля 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. -- 2000. -- №70. -- 2/195.
  5. Кодекс Республики Беларусь о недрах: Закон Республики Беларусь, 15 декабря 1997 г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. -  1998. - №8-9. - Ст.103.
  6. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь, 26 ноября 1992г. // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. -- 1993. -- №1.
  7. Об охране и использовании животного мира: Закон Республики Беларусь, 19 сентября 1996г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. -- 1996. -- N31.
  8. Об особо охраняемых природных территориях: Закон Респ. Беларусь, 20 окт. 1994 г. // Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. -- 1994. -- №35. -- Ст.570: В ред. Закона от 23 мая 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. -- 2000. -- №52.
  9. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 9 июля 1999г. // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - №76. - 2/50.
  10. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (текст с изм. и доп. по сост. на 5 нояб. 1998 г.). -- Мн.: "Амалфея", 1998.
  11. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 7 декабря 1998г. // Ведомости Национального собрания Респ. Беларусь. -- 1999. -- №7-9. -- Ст.101.
  12. Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. № 146 «Об утверждении Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008-2014 годы»;
  13. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2007 № 1920 «Об утверждении Национальной стратегии развития и управления системой природоохранных территорий до 1 января 2015 г.»;
  14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 962 «Вопросы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь»;
  15. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2007 № 1919 «О схеме рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения до 1 января 2015 г.»;
  16. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 16.04.2008 № 38 «О реестре особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь»;
  17. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.10.2008 № 94 «О некоторых вопросах особо охраняемых природных территорий»;
  18. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.07.2009 № 980 «Об утверждении Национальной стратегии внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009-2020 годы»;
  19. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17.03.2004 № 4 «Об утверждении Инструкции об организации производственного контроля в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке разработки, согласования и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды»;
  20. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27.02.2007 № 17 «О наделении должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению»;
  21. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.04.2007 № 29 «Об утверждении некоторых форм документов»;
  22. Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 05.04.1999 № 87 «Об утверждении Положения об общественном инспекторе охраны природы»;
  23. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»;
  24. О возмещении убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, а также ограничением прав землевладельцев землепользователей, в том числе арендаторов, или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 1992 г. // Собрание Постановлений правительства Республики Беларусь. – 1992. – № 8. – Ст. 147. Изменения и дополнения: от 28 мая 1993 г. № 352. // Собрание Постановлений правительства Республики. Беларусь. – 1993. – № 16.– Ст. 296; от 5 апреля 1995 г. № 191. // Збор указау Прэзiдэнта i пастаноу Кабiнета. Мiнiстрау Рэспублiкi Беларусь.– 1995. – № 10. – Ст. 243; от 14 августа 1996 г. № 540. // Збор указау Прэзiдэнта i пастаноу Кабiнета Мiнiстрау Рэспублiкi Беларусь.– 1996 . – № 35. – Ст. 434.
  25. О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог): Закон Республики Беларусь, 23 декабря 1991 г. с изм. и доп., Законы Респ. Беларусь, 10 дек. 1993 г., 1 дек. 1994 г., 23 февр. 1996 г., 6 янв. 1998 г., 31 янв. 2000 г. // Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. – 1992. --№3. – Ст.57; Ведомости Национ. собр. Респ. Беларусь. – 1998. -- №7. – Ст.89; Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. – 1994. -- №3. – Ст.24; 1995. -- №24-25. – Ст.335; 1996. -- №7. – Ст.86; Ведомости Национ. собр. Респ. Беларусь. – 1998. -- №3. –Ст.17; Национ. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. -- №13. – 2/142
  26. О материальной ответственности за ущерб, причиненный лесному хозяйству: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 30 октября 1993г. // Собрание Постановлений правительства Республики Беларусь.—1993.-- № 31.-- Ст. 604.
  27. Положение об охоте и охотничьем хозяйстве на территории Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 30 декабря 1997г., № 1750. // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. - 1997. - №36. - Ст.113.
  28. Порядок выдачи разрешений на изъятие объектов животного мира, их продуктов, птичьих кладок, яиц и гнезд из природной среды в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях: Утв. Минприроды, 25 марта 1997г. // Бюллетень нормативно-правовой информации. – 1997. - №11. – С.5-8.
  29. О судебной практике по делам о лесонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 12 марта 1993 г. // Судовы веснiк. – 1993. – № 2.-- С. 12.
  30. Авдей А.Г. Экологическое право: учебно-методич. комплекс. Гродно: ГРГУ, 2011 - 381с.
  31. Балашенко С.А. Экологическое право: учебно-методический комплекс для студентов. Мн.: БГУ, 2008 - 239с.
  32. Балашенко С.А. Экологическое право: учебное пособие. Мн.: изд. центр БГУ, 2008 - 495с.
  33. Бобылев А.И., Демичев Д.М., Шингель Н.А. Правовой режим использования и охраны природных объектов и природных ресурсов. Мн.: БГУ, 1992. 200с.
  34. Бринчук М.М. Экологической право (право охраны окружающей среды). М., 1998.
  35. Гуринович А.В., Шеин В.В. Экологическое право: учебно-методич. пособие. Мн.: БИП-С Плюс, 2009 - 132с.
  36. Демичев Д.М. Экологическое право. Особенная часть: учебник. Мн.: Выш. шк., 2007. - 494с.
  37. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М., 1998. 740с.
  38. Жураев Ю.А. Проблемы правового режима и охраны государственных памятников природы. - Ташкент, 1990. - 99 с.
  39. Киселев В.Н. Основы экологии: учебное пособие. Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000. - 383с.
  40. Колбасов О.С., Дичюте Д.П. Юридическое значение Красной книги // Проблемы охраны редких животных: Сб. науч. трудов, - М, 1987. – С.14-24.
  41. Транин А.А. Национальные парки в СССР: проблемы и перспективы. - М, 1991. - 294 с.
  42. Транин А.А. Новейшее законодательство об особо охраняемых природных территориях России // Государство и право.- 1996. - №5. - С. 49-56.
  43. Юданова Л.А. Заповедники: статус, задачи, проблемы. - Новосибирск, 1992. - 63 с.
  44. Цыпарков Н.Г. Экологическое право Республики Беларусь: учебное пособие для студентов факультета правоведение. Мн.: БГУ, 1999 - 196с.
  45. Яковлев В.Н. Экологическое право. Кишинев, 1998. 280с.
  46. Государственный доклад о состоянии окружающей среды в Республики Беларусь. Мн., Минприроды, 1995. 120с.
  47. Заповедное дело Республики Беларусь // Информационный бюллетень. Мн., БелНИИЦ «Экология», 1997 №8 (15).

Информация о работе Понятие и состав особо охраняемых природных территорий