Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:21, дипломная работа
В современной неблагоприятной экологической ситуации остро встает вопрос об охране животных и растений, поскольку с каждым годом число их заметно сокращается. Охрана редких видов растений и животных заключается, прежде всего, в создании особо охраняемых природных территорий. Заповедные территории предназначены для сохранения природных комплексов в их естественном виде, чтобы наши потомки смогли их увидеть такими, какими их видим мы.
Введение………………………………………………………….......................3
Глава 1. Понятие и состав особо охраняемых природных территорий......6
1.1. Понятие и состав особо охраняемых природных территорий................6
1.2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях....19
Глава 2. Состав особо охраняемых природных территорий........................27
2.1 Правовое положение заповедников………...............................................27
2.2 Правовое положение национальных парков............................................31
2.3 Правовое положение заказников................................................................36
2.4 Правовое положение памятников природы..............................................41
2.5. Правовое положение биосферных резерватов.........................................45
Заключение…………………………………………………….........................48
Список использованных источников………………………….......................52
Приложение..........................................................................................................58
Более половины площади особо охраняемых природных территорий занимают заказники республиканского значения. Лесные экосистемы представлены 31-м заказником. Для охраны ценных лекарственных растений создано 12 биологических заказников. Экосистемы лесных и открытых болот представляют 30 заказников.
Приоритетной целью
создания подавляющего большинства
заказников явилось обеспечение
охраны ценных растительных комплексов,
уникальных и ценных ландшафтов, а
также гидрологических
Специально создано для охраны фауны семь объектов, среди которых пять создавались как охотничьи заказники и лишь два для охраны уникальных зоокомплексов (биологические заказники "Антоново" и "Лебяжий").
Экологическая структура существующей сети заказников далеко не однородна. Исходя из самого обобщенного анализа, многочисленную и наиболее крупную по площади представляют экосистемы преимущественно суходольных лесов - 23 объекта общей площадью 306 тыс. га или 51,7% общей площади заказников.
Сейчас на территории Республики Беларусь имеются 97 заказников республиканского значения, общей площадью 841,3га, и 456 заказников местного значения, общей площадью 309,7га. Последние два заказника "Прибужское Полесье" были созданы в 2003 году.
2.4. Правовое положение памятников природы
Памятниками природы объявляются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, историко-культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты с занимаемой ими территорией с целью обеспечения условий сохранения уникальных, эталонных и иных ценных качеств, присущих данному природному комплексу или объекту, в интересах будущих поколений.
В зависимости от особенностей объекта охраны памятники природы подразделяются на следующие виды:
1) ботанические (ботанические сады, дендрологические парки, произведения садово-паркового искусства, участки леса с ценными древесными породами, отдельные вековые или редких пород деревья и их группы, участки территории с реликтовой или особо ценной растительностью, места произрастания видов растений, находящихся под угрозой исчезновения и т.п.), предназначенные для сохранения, восстановления, изучения и обогащения разнообразия объектов растительного мира, ценных в экологическом, научном, культурном и хозяйственном отношении;
2) гидрологические (озера, болота, участки рек с поймами, водохранилища и пруды, участки старинных каналов, родники и т.п.), предназначенные для сохранения и восстановления небольших по размерам ценных водных объектов;
3) геологические (обнажение ледниковых отложений и коренных пород, характерные элементы рельефа, крупные валуны и их скопления, другие геологические объекты), предназначенные для сохранения небольших по размерам ценных объектов или комплексов неживой природы.
Объявление, преобразование и прекращение функционирования памятника природы республиканского значения с изъятием земельных участков у землевладельцев и землепользователей осуществляются решением Правительства Республики Беларусь по представлениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иного республиканского органа государственного управления в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Охранные документы
памятника природы
Объявление, преобразование и прекращение функционирования памятника природы республиканского значения без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей осуществляются решением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Охранные документы
памятника природы
Объявление, преобразование или прекращение функционирования памятника природы местного значения осуществляются решением соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа по представлениям территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иного органа государственного управления в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Охранные документы памятника природы местного значения разрабатываются государственным органом, вносящим представление о его объявлении или преобразовании. Охранные документы должны быть согласованы с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, за исключением случаев, когда представление об объявлении или преобразовании памятника природы местного значения вносится указанными территориальными органами.
Объявление природных комплексов или объектов с занимаемой ими территорией памятником природы допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей, на землях которых расположены природные комплексы или объекты, объявленные памятником природы.
Не изымаются земельные участки у землевладельцев и землепользователей, на землях которых расположены природные комплексы или объекты, объявленные памятником природы, при условии соблюдения ими режима охраны и использования памятника природы.
Расходы землевладельцев и землепользователей по обеспечению режима охраны памятника природы, расположенного в границах их земель, возмещаются за счет средств республиканского и местного бюджетов.
Памятники природы вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и др.).
Для управления памятником природы или группой памятников природы юридическое лицо, как правило, не создается. Организация природоохранной деятельности в границах памятника природы обеспечивается государственным органом, в оперативное управление которого он передан.
В случаях необходимости
для управления памятником природы
или группой памятников природы
может создаваться юридическое
лицо - государственное
Государственное природоохранное учреждение, осуществляющее управление памятником природы или группой памятников природы, создается, преобразуется и ликвидируется государственным органом, в оперативное управление которого передан памятник природы.
Любая деятельность, угрожающая сохранности памятника природы, запрещается.
2.5. Правовое
положение биосферного
Отдельно следует сказать о биосферных заповедниках. За степенью охраны растительного и животного мира, биосферные заповедники отнесены к объектам высшего ранга, наравне с заповедниками, национальными природными парками. Для исполнения такой важной роли биосферные заповедники должны иметь надлежащее законодательное закрепление функционирования, сохранения и охраны.
Первые биосферные заповедники начали возникать в бывшем СССР в конце 1970-х годов. В это время все биосферные заповедники создавались на базе обычных государственных заповедников.
Существенным недостатком было то, что правового регулирования создания и деятельности биосферных заповедников не существовало, поэтому правовой статус государственного заповедника механически распространялся и на биосферные заповедники.
Большинство правоведов
того времени не выделяли биосферные
заповедники как отдельную
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды от 26 ноября 1992 года, биосферный резерват – часть территории Республики Беларусь, включающая отдельные особо охраняемые природные территории (их части) и (или) природные территории, подлежащие специальной охране (их части), а также иные территории, на которых целенаправленно стимулируется рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов путем применения элементов экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования при осуществлении природоохранных мероприятий, отдельных видов хозяйственной и иной деятельности;
Наиболее важные, признанные на международном уровне подходы к обеспечению построения глобальной сети и функционирования биосферных заповедников отображены в многочисленных документах, подготовленных ЮНЕСКО, Советом Европы и другими международными организациями:
1. План действий по биосферным заповедникам (Минск, Республика Беларусь, 3–4 сентября 1984 г.),
2. Севильская стратегия по биосферным заповедникам (Севилья, Испания, 20.03.1995 г.)
3. Положение о всемирной сети биосферных заповедников (Севилья, Испания, 20.03.1995 г.)
В основании Севильской стратегии заложено десять основоположных направлений перспективного развития и функционирования биосферных заповедников.
Важным документом, что регулирует функционирование всемирной сети биосферных заповедников, является Положение об этой сети, утвержденное в Севилье. Положение определяет понятие биосферного резервата и всемирной сети биосферных резерватов, функции резерватов и общие критерии, которым должна отвечать соответствующая территория, что предлагается для создания биосферного резервата. Положением также определена процедура утверждения резервата Международным координационным советом Программы «Человек и Биосфера», информирование о резерватах внутри государства, участие государств в сети и другие положения.
В соответствии с Положением, на биосферные резерваты возлагается исполнение таких трех основных функций: сохранение типичных и редких для региона наземных, прибрежных и морских экосистем и ландшафтов, что имеют важное значение для человечества, а также генетических ресурсов природы и биологических видов; содействие устойчивому социально-экономическому и экологически сбалансированному развитию; научно-техническое обеспечение и поддержка экологического образования, воспитания, подготовки кадров, проведение научных исследований, мониторинга.
Для эффективного осуществления задач и функций биосферных резерватов разработаны рекомендации о необходимости обеспечения научно обоснованного зонирования территорий резерватов. Рекомендуется выделение трех зон — заповедной (ядра), буферной и транзитной. Программой «Человек и биосфера» разработаны общие характеристики функциональных зон и основных задач, что стоят перед ними.
Во время организации отдельного биосферного заповедника его функциональное зонирование осуществляется индивидуально, в соответствии с национальным законодательством и руководствуясь экономическими интересами.
Между тем, существующее национальное законодательство нуждается в усовершенствовании, доработке и разработке подзаконных нормативно-правовых актов для устранения пробелов законодательного урегулирования биосферных заповедников, их земель, режима и порядка установления функционального зонирования, эффективной охраны, государственной поддержки и устойчивого развития территории заповедников и окружающих их территорий. А также при разработке новых актов государство должно отображать в нем соответствующие положения международных конвенций и других договоров, участником которых является государство.
Заключение
Список использованных источников:
Информация о работе Понятие и состав особо охраняемых природных территорий