Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:21, дипломная работа
В современной неблагоприятной экологической ситуации остро встает вопрос об охране животных и растений, поскольку с каждым годом число их заметно сокращается. Охрана редких видов растений и животных заключается, прежде всего, в создании особо охраняемых природных территорий. Заповедные территории предназначены для сохранения природных комплексов в их естественном виде, чтобы наши потомки смогли их увидеть такими, какими их видим мы.
Введение………………………………………………………….......................3
Глава 1. Понятие и состав особо охраняемых природных территорий......6
1.1. Понятие и состав особо охраняемых природных территорий................6
1.2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях....19
Глава 2. Состав особо охраняемых природных территорий........................27
2.1 Правовое положение заповедников………...............................................27
2.2 Правовое положение национальных парков............................................31
2.3 Правовое положение заказников................................................................36
2.4 Правовое положение памятников природы..............................................41
2.5. Правовое положение биосферных резерватов.........................................45
Заключение…………………………………………………….........................48
Список использованных источников………………………….......................52
Приложение..........................................................................................................58
Особо охраняемыми природными территориями являются территории заповедников, национальных парков, заказников и памятники природы. Заповедники и национальные парки являются особо охраняемыми территориями республиканского значения, а заказники и памятники природы могут быть как республиканского, так и местного значения.
С учетом специфики режима особо охраняемых природных территорий, целей их создания, статуса находящихся на них объектов выделяют несколько видов таких земель. Это - природоохранные, оздоровительные, историко-культурные, рекреационные и другие. Кроме того, в состав особо охраняемых Кодексом о земле включены и территории, занятые дендрологическими и ботаническими парками, лесами первой группы, а также водоохранные зоны рек и других водоемов и некоторые другие территории.
По характеру своего использования эта категория земель подразделяется на несколько видов. Это - природоохранные, оздоровительные, рекреационные, историко-культурные земли.
Категории и виды особо охраняемых природных территорий определяются в зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране, установленного режима охраны и использования, а также уровня государственного управления их функционированием.
Поскольку данные земли объединены в одну категорию, остановимся на общей характеристике их правового режима. Можно выделить следующие его отличительные черты.
Во-первых, он во многом обусловлен спецификой самих охраняемых территорий, частей окружающей природной, культурной среды, для сохранения которых предназначены данные территории.
Во-вторых, земли данной
категории исключены из активного
хозяйственного использования. На них
запрещается любая
В-третьих, содержание охраны
таких территорий состоит в установлении
специальных норм, главным образом,
запретов. Эти земли разрешены
к использованию лишь с учетом
требований, установленных законодательство
Так, например, хозяйственная и иная деятельность в границах земель особо охраняемых территорий осуществляется в соответствии с положениями о них или их охранными документами.
В-четвертых, как данные территории, так и отдельные охраняемые объекты не могут быть приватизированы и переданы в частную собственность. Так, в силу ст. 5 Закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории находятся только в собственности государства и не подлежат разгосударствлению и приватизации, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. Юридические лица частной формы собственности и физические лица не имеют права создавать или иным образом приобретать право собственности на особо охраняемые природные территории. Право владения и пользования особо охраняемыми природными территориями принадлежит государственным органам, юридическим лицам государственной формы собственности. Законодатель тем самым подчеркнул значимость их для настоящего и будущего поколений.
Землевладельцы и
В-пятых, особенность правового режима данной категории земель состоит и в том, что он распространяется как на сами земли, так и на смежные участки, где устанавливаются охранные (округа санитарной охраны) и т.п. зоны. Целью создания таких зон является предотвращение и смягчение вредных воздействий на данные территории хозяйственной и иной деятельности.
В-шестых, законодатель предусмотрел возможность резервирования территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями. Тем самым будущий правовой режим таких земель может оказывать влияние на их использование землевладельцами, землепользователями и собственниками, а также на их охрану уже заранее.
На одно из первых мест в урегулировании правового режима данных земель выдвигаются требования охраны природных и иных территорий, историко-культурных и других объектов, ради сохранения и восстановления которых и устанавливается особый правовой режим земель. Таким образом, в использовании данных земель социально-экологические интересы имеют приоритет перед экономическими интересами. Кроме того, существует особый порядок создания и ликвидации особо охраняемых территорий и объектов, а также управления ими. Такие земли подлежат особому учету.
Следует отметить также особенности организации управления этими территориями. Для ряда особо охраняемых территорий разрабатываются проекты их территориальной организации. Такие проекты в обязательном порядке составляются для заповедников и национальных парков, а в случае необходимости - для заказников и памятников природы. Режим охраны и использования особо охраняемых природных территорий учитывается при разработке проектов и схем землеустройства, лесоустройства и мелиорации земель, градостроительных проектов и программ социально-экономического развития.
Объявление, преобразование и прекращение функционирования особо охраняемых природных территорий осуществляются в порядке, определенном Законом Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях", и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь. Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 10 мая 2001 г. № 7 утверждены Правила подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования заповедников, национальных парков и заказников республиканского значения, а также Правила подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования заказников местного значения и Правила подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования памятников природы и охранных документов памятников природы. Следует иметь в виду, что объявление и преобразование заповедников, национальных парков, заказников республиканского значения осуществляются, как правило, в соответствии со Схемой рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения. При подготовке представления об объявлении или преобразовании заповедника, национального парка, заказника республиканского назначения разрабатываются документы и материалы, в которых определяются площадь, состав земель особо охраняемой природной территории, ее границы и положение о ней, государственный орган, в оперативное управление которого передается особо охраняемая природная территория, научное и технико-экономическое обоснование (НиТЭО), его краткое изложение, карта с нанесенными границами землепользовании объявляемой или преобразуемой особо охраняемой природной территории.
В особом порядке и случаях осуществляется и прекращение функционирования особо охраняемых природных территорий. Изъятие земель данной категории может производиться только в случаях особой необходимости. При этом должен быть соблюден порядок, определенный Кодексом о земле, иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 40 данного Кодекса, изъятие сельскохозяйственных земель, расположенных на дерновых и дерново-карбонатных почвах для несельскохозяйственных нужд, а также изъятие земельных участков заповедников, национальных, дендрологических и мемориальных парков, ботанических садов и памятников природы, лесных генетических резерваторов для строительства объектов, не связанных с их целевым назначением, не допускается.
Вред, причиненный окружающей среде посредством ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации, разрушения компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также иного вредного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению лицом, его причинившим, добровольно или по решению суда в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами и методиками, установленными законодательством Республики Беларусь, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом упущенной выгоды.
Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке документов территориального планирования, схем землеустройства и проектов лесоустройств.
В Беларуси охраняются 2358 мест обитания и произрастания, 335 редких видов животных и растений.
В республике создается сеть особо охраняемых природных территорий - заповедников, национальных парков, заказников и памятников природы - национальная экологическая сеть
Национальная экологическая сеть представляет собой систему природно-
территориальных комплексов со специальными режимами природопользования, обеспечивающую естественные процессы движения живых организмов, энергии, вещества, играющую важную роль в поддержании экологического равновесия и обеспечении устойчивого развития территорий (региона, страны, континента), сохранении биологического и ландшафтного разнообразия.
Экологическая сеть республики находится на стадии формирования.
Основными структурообразующими элементами сети являются наименее антропогенно трансформированные природные комплексы – ядра экологической системы, характеризующиеся высокими показателями биологического и ландшафтного разнообразия. Часть из них в настоящее время имеет статус особо охраняемых природных территорий (заповедники, национальные парки, заказники).
Связующими элементами экологической сети являются экологические коридоры – русла миграции генофонда: долины рек, леса, а также отдельные участки сельскохозяйственных угодий со специальными режимами природопользования.
Доля особо охраняемых природных территорий в Республике Беларусь имеет тенденцию к увеличению, так на 1 января 2000 г. она составляла 7,2 % от площади страны, на 1 января 2006 г. – 8 %.
Компоненты национальной экологической сети, исходя из национальных
интересов Республики Беларусь, дифференцируются по значению на:
• международные;
• национальные;
• региональные.
Ключевые элементы формируемой экологической сети международного
значения – крупные по площади территории (не менее 20,0 тыс. га с лесными 16 природными экосистемами и не менее 5,0 тыс. га с другими видами природных экосистем) экологически стабильных природных экосистем, являющиеся элементами европейской экологической сети, выделение и обеспечение охраны которых осуществляется с опорой на международные документы (Бернская, Рамсарская и Боннская Конвенции, Конвенции о всемирном наследии).
Ключевые элементы формируемой экологической сети национального
значения – крупные по площади территории (не менее 10,0 тыс. га с лесными
природными экосистемами и не менее 2,0 тыс. га с другими видами природных экосистем) экологически стабильных природных экосистем, являющиеся местом обитания и миграции видов растений и животных, охраняемых на национальном уровне. Ключевые элементы формируемой экологической сети регионального значения – экологически стабильные природные экосистемы, отличающиеся высоким ландшафтным и биологическим разнообразием, для которых на региональном уровне устанавливается специальный режим, регламентирующий природопользование и порядок осуществления хозяйственной и иной деятельности.
На сегодняшний день их общая площадь (именно состав ООПТ) составляет 1636,5 тыс. гектаров. На ней размещены 1 заповедник, 4 национальных парка, 97 заказников и 337 памятников природы республиканского значения. Кроме этого существуют ещё 446 заказников и 573 памятника природы местного значения. Все они занимают 7,9% территории страны. К 2010 году планируется довести этот показатель до 10%. Об этом сообщил начальник отдела заповедного дела Минприроды Андрей Голденков на пресс-конференции, посвященной Международному дню биологического разнообразия. По словам Андрея Голденкова, для сохранения биологического разнообразия в республике целенаправленно формируется национальная экологическая сеть, которая призвана включиться в единую экологическую сеть Европы.
Как и в прошлые годы, приоритетной категорией ООПТ на территории страны являются заказники, на долю которых приходится 68,5% общей площади ООПТ (1080,4 тыс.га). Заказники республиканского значения занимают 4,0% территории страны и 52,9% общей площади ООПТ. В составе данной категории ООПТ наибольшая площадь приходится на ландшафтные заказники. По количеству преобладают биологические заказники. Среди других категорий ООПТ значительная площадь приходится на долю заповедника и национальных парков – 30,5% общей площади охраняемых территорий, наименьшая – на памятники природы республиканского и местного значения. В 2007 г. наибольшая доля охраняемых территорий страны приходилась на Брестскую и Витебскую области, наименьшая – на Могилевскую. В пределах областей долевое участие ООПТ существенно различается. Так, их наибольшая доля имеет место в Брестской и Гродненской областях (соответственно 14,1 и 10,5% общей площади области), наименьшая – в Могилевской (3,2%).
Информация о работе Понятие и состав особо охраняемых природных территорий