Понятие и состав особо охраняемых природных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:21, дипломная работа

Описание работы

В современной неблагоприятной экологической ситуации остро встает вопрос об охране животных и растений, поскольку с каждым годом число их заметно сокращается. Охрана редких видов растений и животных заключается, прежде всего, в создании особо охраняемых природных территорий. Заповедные территории предназначены для сохранения природных комплексов в их естественном виде, чтобы наши потомки смогли их увидеть такими, какими их видим мы.

Содержание

Введение………………………………………………………….......................3
Глава 1. Понятие и состав особо охраняемых природных территорий......6
1.1. Понятие и состав особо охраняемых природных территорий................6
1.2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях....19
Глава 2. Состав особо охраняемых природных территорий........................27
2.1 Правовое положение заповедников………...............................................27
2.2 Правовое положение национальных парков............................................31
2.3 Правовое положение заказников................................................................36
2.4 Правовое положение памятников природы..............................................41
2.5. Правовое положение биосферных резерватов.........................................45
Заключение…………………………………………………….........................48
Список использованных источников………………………….......................52
Приложение..........................................................................................................58

Работа содержит 1 файл

Готовый диплом без заключения САША.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

Особо охраняемыми природными территориями являются территории заповедников, национальных парков, заказников  и  памятники природы. Заповедники  и национальные парки являются особо охраняемыми территориями республиканского значения, а заказники и памятники природы могут быть как республиканского, так и местного значения.

С учетом специфики режима особо охраняемых природных территорий, целей их создания, статуса находящихся на них объектов выделяют несколько видов таких земель. Это - природоохранные, оздоровительные, историко-культурные, рекреационные и другие. Кроме того, в состав особо охраняемых Кодексом о земле включены и территории, занятые дендрологическими и ботаническими парками, лесами первой группы, а также водоохранные зоны рек и других водоемов и некоторые другие территории.

По характеру своего использования эта категория  земель подразделяется на несколько  видов. Это - природоохранные, оздоровительные, рекреационные, историко-культурные земли.

Категории и виды особо  охраняемых природных территорий определяются в зависимости от особенностей природных  комплексов и объектов, подлежащих особой охране, установленного режима охраны и использования, а также  уровня государственного управления их функционированием.

Поскольку данные земли  объединены в одну категорию, остановимся  на общей характеристике их правового  режима. Можно выделить следующие  его отличительные черты.

Во-первых, он во многом обусловлен спецификой самих охраняемых территорий, частей окружающей природной, культурной среды, для сохранения которых предназначены данные территории.

Во-вторых, земли данной категории исключены из активного  хозяйственного использования. На них  запрещается любая деятельность, противоречащая целевому назначению данных территорий или препятствующая их использованию по целевому назначению. Тем самым законодательством предусмотрен особый порядок землепользования и ведения хозяйственной деятельности на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

В-третьих, содержание охраны таких территорий состоит в установлении специальных норм, главным образом, запретов. Эти земли разрешены  к использованию лишь с учетом требований, установленных законодательством: в природоохранных, в научно-исследовательских целях, для мониторинга окружающей среды,  в оздоровительных и рекреационных, в образовательно-воспитательных и иных охранительных, а также в лечебных целях. Другие виды деятельности могут осуществляться на них только при условии, что такая деятельность не противоречит целевому назначению данных территорий и объектов и установленным требованиям их охраны, восстановлению и использованию данных природных комплексов, охраняемых объектов.

Так, например, хозяйственная и иная деятельность в границах земель особо охраняемых территорий осуществляется в соответствии с положениями о них или их охранными документами.

В-четвертых, как данные территории, так и отдельные охраняемые объекты не могут быть приватизированы и переданы в частную собственность. Так, в силу ст. 5 Закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории находятся только в собственности государства и не подлежат разгосударствлению и приватизации, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. Юридические лица частной формы собственности и физические лица не имеют права создавать или иным образом приобретать право собственности на особо охраняемые природные территории. Право владения и пользования особо охраняемыми природными территориями принадлежит государственным органам, юридическим лицам государственной формы собственности. Законодатель тем самым подчеркнул значимость их для настоящего и будущего поколений.

Землевладельцы и землепользователи, например, земель, земельные участки которых входят в состав земель, образующих особо охраняемые природные территории, обязаны соблюдать установленный режим охраны и использования этих территорий (ст. 12 Закона Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях").

В-пятых, особенность  правового режима данной категории  земель состоит и в том, что  он распространяется как на сами земли, так и на смежные участки, где  устанавливаются охранные (округа санитарной охраны) и т.п. зоны. Целью создания таких зон является предотвращение и смягчение вредных воздействий на данные территории хозяйственной и иной деятельности.

В-шестых, законодатель предусмотрел возможность резервирования территорий, которые планируется объявить особо  охраняемыми природными территориями. Тем самым будущий правовой режим таких земель может оказывать влияние на их использование землевладельцами, землепользователями и собственниками, а также на их охрану уже заранее.

На одно из первых мест в урегулировании правового режима данных земель выдвигаются требования охраны природных и иных территорий, историко-культурных и других объектов, ради сохранения и восстановления которых и устанавливается особый правовой режим земель. Таким образом, в использовании данных земель социально-экологические интересы имеют приоритет перед экономическими интересами. Кроме того, существует особый порядок создания и ликвидации особо охраняемых территорий и объектов, а также управления ими. Такие земли подлежат особому учету.

Следует отметить также  особенности организации управления этими территориями. Для ряда особо охраняемых территорий разрабатываются проекты их территориальной организации. Такие проекты в обязательном порядке составляются для заповедников и национальных парков, а в случае необходимости - для заказников и памятников природы. Режим охраны и использования особо охраняемых природных территорий учитывается при разработке проектов и схем землеустройства, лесоустройства и мелиорации земель, градостроительных проектов и программ социально-экономического развития.

Объявление, преобразование и прекращение функционирования особо охраняемых природных территорий осуществляются в порядке, определенном Законом Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях", и иными нормативными правовыми  актами Республики Беларусь. Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 10 мая 2001 г. № 7 утверждены Правила подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования  заповедников,  национальных парков и заказников республиканского значения, а также Правила подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования заказников местного значения и Правила подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования памятников природы и охранных документов памятников природы. Следует иметь в виду, что объявление и преобразование заповедников, национальных парков, заказников республиканского значения осуществляются, как правило, в соответствии со Схемой рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения. При подготовке представления об объявлении или преобразовании заповедника, национального парка, заказника республиканского назначения разрабатываются документы и материалы, в которых определяются площадь, состав земель особо охраняемой природной территории, ее границы и положение о ней, государственный орган, в оперативное управление которого передается особо охраняемая природная территория, научное и технико-экономическое обоснование (НиТЭО), его краткое изложение, карта с нанесенными границами землепользовании объявляемой или преобразуемой особо охраняемой природной территории.

В особом порядке и  случаях осуществляется и прекращение  функционирования особо охраняемых природных территорий. Изъятие земель данной категории может производиться только в случаях особой необходимости. При этом должен быть соблюден порядок, определенный Кодексом о земле, иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 40 данного Кодекса, изъятие сельскохозяйственных земель, расположенных на дерновых и дерново-карбонатных почвах для несельскохозяйственных нужд, а также изъятие земельных участков заповедников, национальных, дендрологических и мемориальных парков, ботанических садов и памятников природы, лесных генетических резерваторов для строительства объектов, не связанных с их целевым назначением, не допускается.

Вред,  причиненный  окружающей среде посредством ее загрязнения, истощения,  порчи,  уничтожения,  деградации, разрушения компонентов природной  среды,  природных  и  природно-антропогенных  объектов, а также  иного  вредного  воздействия  на  окружающую  среду, подлежит возмещению лицом, его причинившим, добровольно или по решению суда в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 Размер    возмещения  вреда,  причиненного  окружающей   среде, определяется  в  соответствии  с таксами и методиками, установленными  законодательством  Республики  Беларусь,  а  при  их отсутствии - по фактическим    затратам  на  восстановление  нарушенного   состояния окружающей среды с учетом упущенной выгоды.

Все особо охраняемые природные территории учитываются  при разработке документов территориального планирования, схем землеустройства  и проектов лесоустройств.

В Беларуси охраняются 2358 мест обитания и произрастания, 335   редких видов животных и растений.

В республике создается  сеть особо охраняемых природных  территорий - заповедников, национальных парков, заказников и памятников природы - национальная экологическая сеть

Национальная экологическая  сеть представляет собой систему  природно-

территориальных комплексов со специальными режимами природопользования, обеспечивающую естественные процессы движения живых организмов, энергии, вещества, играющую важную роль в поддержании экологического равновесия и обеспечении устойчивого развития территорий (региона, страны, континента), сохранении биологического и ландшафтного разнообразия. 

Экологическая сеть республики находится на стадии формирования.

Основными структурообразующими элементами сети являются наименее антропогенно трансформированные природные комплексы – ядра экологической системы, характеризующиеся высокими показателями биологического и ландшафтного разнообразия. Часть из них в настоящее время имеет статус особо охраняемых природных территорий (заповедники, национальные парки, заказники).

Связующими элементами экологической сети являются экологические  коридоры – русла миграции генофонда: долины рек, леса, а также отдельные  участки сельскохозяйственных угодий со специальными режимами природопользования.

Доля особо охраняемых природных территорий в Республике Беларусь имеет тенденцию к увеличению, так на 1 января 2000 г. она составляла 7,2 % от площади страны, на 1 января 2006 г. – 8 %. 

Компоненты национальной экологической сети, исходя из национальных

интересов Республики Беларусь, дифференцируются по значению на:

• международные;

• национальные;

• региональные.

Ключевые элементы формируемой  экологической сети международного

значения – крупные  по площади территории (не менее 20,0 тыс. га с лесными 16 природными экосистемами и не менее 5,0 тыс. га с другими видами природных экосистем) экологически стабильных природных экосистем, являющиеся элементами европейской экологической сети, выделение и обеспечение охраны которых осуществляется с опорой на международные документы (Бернская, Рамсарская и Боннская Конвенции, Конвенции о всемирном наследии).

Ключевые элементы формируемой  экологической сети национального 

значения – крупные  по площади территории (не менее 10,0 тыс. га с лесными

природными экосистемами и не менее 2,0 тыс. га с другими  видами природных экосистем) экологически стабильных природных экосистем, являющиеся местом обитания и миграции видов  растений и животных, охраняемых на национальном уровне. Ключевые элементы формируемой экологической сети регионального значения – экологически стабильные  природные экосистемы, отличающиеся высоким ландшафтным и биологическим разнообразием, для которых на региональном уровне устанавливается специальный режим, регламентирующий природопользование и порядок осуществления хозяйственной и иной деятельности.

На сегодняшний день их общая площадь (именно состав ООПТ) составляет 1636,5 тыс. гектаров. На ней размещены 1 заповедник, 4 национальных парка, 97 заказников и 337 памятников природы республиканского значения. Кроме этого существуют ещё 446 заказников и 573 памятника природы местного значения. Все они занимают 7,9% территории страны. К 2010 году планируется довести этот показатель до 10%. Об этом сообщил начальник отдела заповедного дела Минприроды Андрей Голденков на пресс-конференции, посвященной Международному дню биологического разнообразия. По словам Андрея Голденкова, для сохранения биологического разнообразия в республике целенаправленно формируется национальная экологическая сеть, которая призвана включиться в единую экологическую сеть Европы.

 Как и в прошлые  годы, приоритетной категорией ООПТ  на территории страны являются  заказники, на долю которых  приходится 68,5% общей площади ООПТ (1080,4 тыс.га). Заказники республиканского значения занимают 4,0% территории страны и 52,9% общей площади ООПТ. В составе данной категории ООПТ наибольшая площадь приходится на ландшафтные заказники. По количеству преобладают биологические заказники. Среди других категорий ООПТ значительная площадь приходится на долю заповедника и национальных парков – 30,5% общей площади охраняемых территорий, наименьшая – на памятники природы республиканского и местного значения. В 2007 г. наибольшая доля охраняемых территорий страны приходилась на Брестскую и Витебскую области, наименьшая – на Могилевскую. В пределах областей долевое участие ООПТ существенно различается. Так, их наибольшая доля имеет место в Брестской и Гродненской областях (соответственно 14,1 и 10,5% общей площади области), наименьшая – в Могилевской (3,2%).

Информация о работе Понятие и состав особо охраняемых природных территорий