Особливості функціонування ринку землі в Україні

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:55, реферат

Описание работы

Вопрос о земле — один из наиболее дискуссионных и заполитизированных вопросов аграрной политики Украины, в плоскости которого ведутся споры на протяжении двух десятилетий. Единого мнения о том, каким должен быть этот рынок, нет до сих пор. Многих в Украине пугает вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения. Взгляды на решение обозначенной проблемы разные, вплоть до противоположных. Одни настаивают на необходимости формирования исключительно рынка аренды земли. Другие требуют снять любые ограничения на передачу в собственность/торговлю землями сельскохозяйственного назначения.

Содержание

Вступление.
История рынка земли в Украине: Как долго в нашей стране существует рынок земли?
Кто и как продаёт землю в Украине сегодня? Эксперты, Агентства, недвижимости , Банки.
Особенности свободного рынка земли и связанные с ним экономические категории:
Земля - как фактор производства.
Особенности земли как товара.
Равновесие на рынке земли.
Рынок и Цена земли.
Предложение земли.
Спрос на землю.
Рента: Земельная, Экономическая, Абсолютная, Дифференциальная Монопольная.
Современная ситуация с рынком земли в Украине.
Анализ развития земельных отношений в разных странах с рыночной экономикой.
Риски отмены моратория для Украины.
Пресс- конференция по вопросу рынка земли в Украине.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Осн рын экономики реф-т Наумова О.В. 26.docx

— 263.78 Кб (Скачать)

— скупка значительных площадей земель сельскохозяйственного назначения финансово-промышленными группами, что приведет к «обезземеливанию» крестьян и образованию аграрного латифундизма латиноамериканского типа; 

— формирование новых помещиков и батраков;  

— создание абсентитского хозяйствования (это когда владелец земель неизвестен, теоретически он может находиться и за океаном, а распоряжаются производством местные «управленцы»); 

— захват украинских земель другими государствами  и народами; 

— отчуждение крестьянами земельных  участков сельскохозяйственного назначения по цене, существенно ниже экономически обоснованной; 

— исчезновение в исторической перспективе украинского села как самобытной производственной и социокультурной структуры — своеобразного социально-культурного феномена. Новому землевладельцу крестьянин не нужен, поскольку современные технологии выращивания сельскохозяйственных культур позволяют обходиться и без него. Как следствие — деградация сельского (и не только) населения во всех измерениях и на всех уровнях; 

— возможность значительного подорожания  продуктов питания для населения  страны вследствие монополизации производства сырья, переработки и включения затрат на покупку в стоимость конечного продукта;  

— индивидуальное присвоение земельной  ренты мизерной частью населения, которая по своей природе должна служить общегосударственным интересам; 

— неконтролируемое изменение целевого назначения и урбанизация сельскохозяйственных земель, в том числе и самых плодородных почв — черноземов; 

— ухудшение экологического состояния  окружающей среды, в частности гидрографической сети, что, в свою очередь, отрицательно скажется на организации обеспечения населения питьевой водой; 

— невозможность реализации мер по выполнению Общегосударственных программ охраны окружающей среды, в частности Общегосударственной программы использования и охраны земель, о формировании национальной экологической сети и др.; 

— деградация и исчезновение в ближайшем будущем биосферы (поскольку земля с почвами — среда проживания всех биологических видов и биоценозов на планете) на отдельных территориях и в целом в Украине.

Этот  перечень возможных рисков при внедрении  купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения далеко не полный, но и он поражает возможными последствиями такой необоснованной аферы. В конце концов, это приведет к воспроизведению феодального общества, в котором простые крестьяне, лишенные имущественных прав, не будут влиять на политику государства и не будут иметь возможности добиться справедливости. Чем окончились феодальные общества, известно: кровавыми бунтами.

Принимая  важные решения, касающиеся земельных  отношений, политикам следует помнить 13 и 14 статьи Конституции Украины, в которых определено, что земля является объектом права украинского народа и находится под особой охраной государства. В перспективе сельскохозяйственные угодья, а это около 20 млн. га земель с высоким плодородием почв, могут стать товаром, однако для этого нужно соответствующее законодательное и финансовое обеспечение, чтобы надежно защитить интересы крестьян. Без эффективного и жесткого государственного регулирования экономического оборота земли, особенно на начальном этапе его функционирования, не обойтись.

Усовершенствуя  украинское земельное законодательство, нам следует ориентироваться на законодательство таких стран, как Норвегия, Австрия, Израиль и др. Например, в Израиле 95% земли находится в государственной и коммунальной собственности (и предоставляются в аренду), и лишь пять — в частной, и то только потому, что эта земля была скуплена у палестинцев до 1948 года. В Торе, древней конституции евреев, провозглашается требование Иеговы: «А Земля не будет продаваться навсегда, ибо моя та Земля». Эту установку под страхом смертной казни неуклонно выполняют в Израиле. Более того, льются потоки крови разнообразных террористов с обеих сторон именно за владение землей предков. Мы, украинцы, тоже такого хотим? По судьбоносному вопросу — быть или не быть украинскому этносу хозяином, владельцем своей земли, своей судьбы — референдум не был проведен! Большинство опрошенных респондентов не воспринимают возможность создания свободного рынка (купли-продажи) сельскохозяйственных земель, поскольку живет представление о земле как об общенациональном и общенародном достоянии, использование которого психологически связывается с принадлежностью земли государству.

Учитывая  особую роль земли в становлении и развитии украинского этноса, нельзя допустить, чтобы она перешла в собственность тех, кому чужды интересы украинской нации и государства. Потому мораторий на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения должен действовать, пока не будут созданы соответствующие условия. В такой ситуации выход один — недопущение купли-продажи земель и внедрения долгосрочной их аренды. Аренда земель, во-первых, позволяет крестьянину получать арендную плату ежегодно, тогда как продажа земли — разовая акция и навсегда, а во-вторых, позволяет арендатору эффективно вести хозяйство на ней. Яркий пример этого 2008 год, когда было собрано 53,3 млн. тонн хлеба — рекордный урожай за весь период независимости, и, опять же, на арендованных землях.

Вполне  очевидно, что в ближайшее время (на нынешнем этапе земельной реформы) нужно вернуться к государственной форме собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Заинтересованные производители сельскохозяйственной продукции для организации производства будут брать эти земли у государства в аренду, скажем, за символическую плату. Другая (большая) часть арендной платы может (будет) направляться крестьянам, которые поменяют нынешние государственные акты на право частной собственности на землю и сертификаты на земельные акции.

При внедрении государственной формы  собственности на земли сельскохозяйственного назначения практически автоматически решаются вопросы отвода земель под строительство объектов общегосударственного значения, расширение территорий под объектами природно-заповедного фонда, месторождениями полезных ископаемых и тому подобного.

И напоследок: главной целью нынешнего этапа земельной реформы должно стать не столько создание эффективной аграрной сферы, сколько построение хозяйства особого типа, которое будет обеспечивать благоприятную среду для расширенного возрождения трудолюбивого украинского народа и его традиционной культуры. Ведь и зарубежный опыт земельного реформирования свидетельствует, что самой эффективной моделью является национальное движение в будущее, которое питается расчищенными вековыми источниками народной мудрости и трудолюбия, при творческом усвоении общечеловеческих ценностей и мировых достижений науки и техники

  1. Пресс -конференции по вопросу рынка земли в Украине.

 

16 августа 2011г. в Киеве прошли общественные слушания, организованные Проектом Агентства США по международному развитию (USAID) «АгроИнвест» совместно с общественной организацией «Союз сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Украины». В обсуждении закона «О рынке земли» приняли участие ученые, аграрии со всей Украины, народные депутаты. Ведь принятие нового закон беспокоит всех. Главное беспокоит тем, что сам закон несовершенен. А потому может стать неприятным сюрпризом не только для аграриев, но и для простых украинцев. 
Напомним, что действие моратория на отчуждение земель в Украине прекращается с 1 января 2012 г.(срок, по последним данным, несколько продлен). Первый раз мораторий был принят в 1992 году и продлевался несколько раз из-за отсутствия соответствующих законов, главные из которых - о государственном земельном кадастре и о рынке земель. Попытка продлить мораторий до 2015 года провалилась: в марте этого года ВР отклонила соответствующий законопроект без рассмотрения. 
По мнению экспертов, сейчас все указывает на то, что президент Виктор Янукович и его команда серьезно настроены через год-два разрешить в Украине торговлю землей. Но готовы ли сами украинцы продавать свои земельные паи? 
По словам Александра Калиберды, заместителя руководителя проекта АгроИнвест, USAID, на сегодня оформление прав на сельскохозяйственные земли практически завершено, большинство сельскохозяйственных угодий сдано в аренду. Он также предоставил статистику для подтверждения. Всего в Украине около 100 тысяч субъектов аграрного предпринимательства, а владельцев паев – 7 миллионов. В стране насчитывается более 60 миллионов гектаров земель, из них 41,8 миллиона гектаров - это сельскохозяйственные земли. 
Сейчас большинство крестьян сдают свои участки в аренду. Почти две трети из них не хотят отказываться от такой практики, даже если бы у них появилась возможность продать землю. Если верить социологическим опросам, свободный рынок сельхозземель украинцам не нужен. Согласно результатам опроса Всемирного банка, 51,5% населения Украины против рынка земли. Еще 17,7% населения сейчас против, но согласны поддержать введение рынка земли при создании должных условий. 
При этом крупные иностранные аграрные холдинги внимательно наблюдают за ситуацией, сложившейся в Украине с сельскохозяйственной землей, и высказывают свои опасения. 
«Мы опасаемся земельного рейдерства. У меня в хозяйстве 2,5 тыс. га арендованных земель орошают системы «Фрегат». Если один собственник выведет свой участок, то «Фрегаты» можно выбросить: перескакивать через обособленные участки они не могут. Чересполосица сделает невозможным эффективное применение современных технологий», - говорит президент Аграрного союза Украины Геннадий Новиков. 
Кроме того, после реформы земли могут стать предметом спекуляций. «Какими бы ни были новые законы, но имеющиеся подзаконные практики все равно оставят нам дикий рынок земли», - считает президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Николай Миркевич. Ему знакомы случаи, когда иностранцы стали инвесторами украинских фирм, арендовали землю, но не обрабатывают ее, а ждут свободного рынка, чтобы перепродать. «С введением рынка эти участки из-за высокой стоимости простым украинским земледельцам не достанутся», - уверен Миркевич. 
При этом председатель Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Украины Иван Томич уверен, новый закон может уничтожить фермерское хозяйство в Украине. Ведь многие фермеры взяли земли в долгосрочную аренду, вложили в нее деньги, построили инфраструктуру. В законе о фермерском хозяйстве им дано право в течение 20 лет выкупать эту землю. А с вступлением в силу закона о рынке земли владельцы паев могут забрать из аренды свои участки и фермеры в результате останутся ни с чем. Ведь выкупить землю фермеры просто не в состоянии. Во-первых, в Украине пока не существует единой методологии оценки земли. А потому возможны спекуляции. Что касается кредитов, то и здесь все печально: условия их выдачи просто неподъемные. 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проделанной работе можно сделать  ряд выводов.

Земля, как фактор производства и товар  обладает рядом только ей свойственных особенностей, обуславливающих ее рыночный оборот.

Во-первых, количество земли ограничено, что  делает ее совокупное предложение неэластичным. В результате чего цена земли, в условиях свободного рынка, определяется исключительно спросом.

Во-вторых, земля, как бесплатный дар природы  и незаменимый фактор производства является источником для получения  ее собственником дополнительного  дохода - земельной ренты. Поэтому земля может приносить доход не только вследствие хозяйственного использования, но и как объект собственности. Что объясняет устойчивую тенденцию к росту цен на землю.

В настоящий  момент Украина является обладателем  плодородных земельных ресурсов, которые, являясь национальным богатством страны, используется не достаточно эффективно. Предполагается, что повысить эффективность использования земли возможно при вовлечении ее в регулируемые государством рыночные отношения.

Спрос на рынке предъявляется, в основном, со стороны крупных инвесторов, вкладывающих средства в покупку земли с целью ее дальнейшей перепродажи. Поэтому, несмотря на развивающуюся законодательную базу, рынок земли в Украине пока имеет тенденции монопольного спекулятивного рынка.

При этом эксперты сходятся в одном: закон  о рынке земли все равно  будет принят. А потому единственное, что остается – так это постараться, чтобы в закон были внесены  нужные изменения для того, чтобы  и фермеры, и владельцы паев стали  очередными жертвами земельной реформы.

В большинстве  случаев предложение превышает  спрос, что не способствует установлению на рынке земли в Украине объективной равновесной рыночной цены. Отсутствие достоверной информации о ценах сделок с землей и неоднозначность государственной оценки делают региональные и муниципальные власти монополистами в процессе формирования цены. Это препятствует конкуренции, увеличивает концентрацию на рынке и степень его монополизации.

Но, стремясь создать конкурентный земельный  рынок в Украине, государство  продолжает совершенствовать правовое обеспечение земельных отношений, развивает рыночную инфраструктуру, обеспечивает финансовую поддержку предпринимателей, ориентированных на долгосрочное использование земли.

Таким образом, перед Украиной стоит сложная  задача завершения реформирования земельных  отношений и создания национальной системы землепользования, которая  позволит эффективно и справедливо использовать главное богатство нашей страны - нашу землю.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Экономическая теория. Учебник. Под ред. И.П. Николаевой. 2-е изд. - М.: Проспект, 2009.
  2. Седов В.В. С 284 Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 2. Микроэкономика: Учеб. Пособие. ЧГУ, Челябинск, 2002.
  3. Борисов Э.Ф. Экономическая теория. Учебник. 3 издание. Москва, ЮРАЙТ, 2005.
  4. Маркс К. Капитал, т.3. - М.: Политиздат, 1988.
  5. Маршалл А. Принципы экономической науки. -М: Прогресс, 1993.
  6. Горемыкин В. А. Современный земельный рынок России: Практическое пособие - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и КГ", 2005.
  7. Мальцев К.В. Государственное регулирование рынка городских земель как специфического природного ресурса социально-экономического развития. Автореферат на соискание ученой степени д. э. н., Москва, 2009.
  8. «Зеркало недели. Украина» №5, 11 февраля 2011, Сергей Осипчук

 


Информация о работе Особливості функціонування ринку землі в Україні