Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 00:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является: изучение и обобщение понятия заработной платы и методов ее регулирования в целом.
На основании поставленной цели можно выделит следующие задачи курсовой работы:
Дать определение понятию «заработная плата»;
Определить порядок установления заработной платы;
Выделить формы и системы заработной платы;
Изучить тарифную систему заработной платы;
Определить роль государства в регулировании системы оплаты труда в Российской Федерации;
Дать понятие «норм труда»;
Опередить порядок установления норм труда и сдельных расценок ;
Определить особенности оплаты труда в особых условиях и при отклонении от нормальных условий.
Введение
Возникшее многообразие форм собственности повлекло изменение целей правового регулирования оплаты труда, так как возникло несоответствие ранее сложившихся принципов организации заработной платы изменившимся экономическим условиями и законодательством. В результате государство отошло от установления тарифных ставок, должностных окладов, тарифных сеток на предприятиях негосударственного сектора экономики, т.е. была разрушена система вертикальных связей.
В
ряду проблем организации оплаты
труда особое место занимает совершенствование
механизма её регулирования в
существующих социально-экономических
условиях. Необходимость такого совершенствования
обусловлена происшедшими в ходе
реформ преобразованиями, основным результатом
которых явилось появление
Целью курсовой работы является: изучение и обобщение понятия заработной платы и методов ее регулирования в целом.
На основании поставленной цели можно выделит следующие задачи курсовой работы:
Предметом исследования является изучение проблемы регулирования заработной платы в целом.
Объектом исследования являются общественные отношения связанные и установлением и распределением заработной платы.
Перечисленные проблемы нашли отражение в исследованиях: JI.B. Аникеевой, В.В. Адамчука, И.А. Баткаевой, В.А. Бобкова, И.Ю. Безгребельной, И.Е. Ворожейкина, М.А. Винокурова, Н.А. Волгина, Ю.Г. Грибина, О.Н. Громовой, М.В. Грачева, Г.Е. Гендлера, Н А. Горелова, Г.В. Горланова, Н.Е. Гриценко, В.А. Дятлова, A.JI. Жукова, Д.К. Захарова и других авторов.
Таким
образом проблематика рассматриваемая
в данной курсовой работе является
широко изучаемой в современной
юридической науке.
Глава 1.
Понятие заработной платы и ее правовая организация
В ст. 37 Конституции РФ1 закреплено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В числе основных принципов трудового права Трудовой кодекс предусматривает обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Данный отраслевой принцип трудового права находит свое развитие и конкретизацию в институте заработной платы.
Заработную плату можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как экономическую категорию, т. е. плату за рабочую силу, издержки, составляющие одну из основных статей расходов, влияющих, в свою очередь, на себестоимость производимых товаров и услуг; во-вторых, как юридическую категорию.2
В современных условиях перехода России к рыночной экономике меняется понимание заработной платы как правовой категории. Действующий Трудовой кодекс заработной плате отводит разд. VI (гл. 20—22). В нем впервые дается легальное определение оплаты труда. В соответствии со ст. 129 ТК оплата труда -система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В той же статье Кодекса дается понятие заработной платы. Это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Право рассматривает заработную плату как элемент трудового правоотношения.
Из приведенного
определения видно, что термин «оплата
труда» является более широким по
отношению к термину «
Современное российское трудовое законодательство закрепляет следующие принципы правовой организации оплаты труда:
1)
за равноценный труд
2)
оплата труда зависит
от трудового вклада
работника и максимальным
3)
минимальный размер оплаты
4) труд оплачивается дифференцированно в зависимости от его сложности (квалификации), тяжести, вредности условий труда, значения в народном хозяйстве и на данном производстве, а также с учетом района. Такой дифференцированной оплате способствует тарифная система, проводящая эту дифференциацию как в централизованном, так и в локальном порядке;
5)
оплата труда конкретного
6)
формы, системы и тарифы
7)
темпы роста
Заработная плата работника по трудовому договору отличается от оплаты труда по гражданско-правовым договорам следующими признаками:
1)
выплачивается систематически
за производимую работу,
а оплата по гражданско-
2)
делится на основную и
3)
имеет определенную правовую
ее организацию, что
4) работник
заранее знает, при каких
5)
для заработной платы
Заработная плата — это заработанная за уже произведенный труд плата, и работодатель обязан ее систематически выплачивать. Она является основным законным источником удовлетворения материальных и духовных потребностей работника.
Существуют
два метода правовой организации
заработной платы: централизованный —
государственный и
В условиях рыночных отношений централизованный метод правовой организации труда уступает место договорному методу установления размеров оплаты труда. Централизованное (государственное) регулирование осталось у всех бюджетных организаций на основе единой для них 18-разрядной тарифной сетки.
В централизованном порядке устанавливаются основы тарифной системы как совокупности нескольких правовых актов, предусматривающих дифференциацию оплаты труда в зависимости от различных факторов труда (сложности, условий и т. д.). Но централизованные акты тарифной системы ныне являются большей частью рекомендательными, ориентируясь на которые отраслевые (тарифные) соглашения и коллективные договоры устанавливают по конкретным организациям свои тарифы оплаты труда.
Государство
устанавливает в
Правительством
РФ устанавливается и порядок
определения нормированной
Размер
этой нормированной величины расходов
на оплату труда увеличивается на
предусмотренные федеральным
Договорный метод установления размеров оплаты труда ныне существует на всех уровнях договоров, начиная от трудового и коллективного и кончая генеральным социально-партнерским соглашением.
Правовая организация заработной платы, создаваемая двумя методами — централизованным и договорным,— включает установление:
1)
государственного минимума
2) дифференциации в оплате труда как через тарифную систему, так и в локальном порядке, в том числе путем надбавок и доплат;
3)
на каждом производстве
В правовую организацию заработной платы входят также установление в централизованном и локальном договорном порядке тарифных ставок (окладов), тарификация работ, тарифных разрядов, тарифных сеток и всей тарифной системы. Статья 129 ТК4 дает легальное определение этих понятий.
Квалификационный разряд — величина, отражающая уровень профессиональной подготовки конкретного работника. Он устанавливается на производстве для каждого работника или по окончании им профессионального обучения.
Тарифный разряд — величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника.
Тарифная сетка — совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов.
Тарификация работы — отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.
В правовую организацию заработной платы входит также система основных государственных гарантий по оплате труда работников. В нее включаются:
а) величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
б) величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы;
в) меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы (а это, конечно, в первую очередь снижение цен);