Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:44, шпаргалка
Принципы уголовно-исполнительной политики - это вытекающие из требования политики государства общие руководящие начала, пронизывающие все содержание деятельности соответствующих органов при исполнении уголовных наказаний.
– в помещениях, где живут и работают заключенные, окна должны обеспечивать доступ свежего воздуха, иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете. Искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы они могли читать без опасности для зрения;
– у каждого заключенного должна быть отдельная койка с постельными принадлежностями;
– каждый должен быть обеспечен пищей, достаточно питательной для поддержания здоровья, имеющей хорошее качество, хорошо приготовленной и поданной;
– заключенным следует обеспечивать физическую тренировку и возможность игр. Для этого нужно располагать отдельными площадками, установками и оборудованием;
– все заведения должны иметь в штате хотя бы одного психолога, квалифицированного зубного врача и терапевта. Врач должен ежедневно принимать или посещать всех больных и всех, кто жалуется на болезнь;
– телесные наказания, заключение в темной камере и жестокие или унижающие человеческое достоинство виды наказаний следует запрещать в качестве наказаний за дисциплинарные проступки. В качестве наказания никогда не следует пользоваться такими средствами усмирения, как наручники, кандалы, смирительные рубашки или цепи.
Таким образом, из этого следует, что заключение и другие меры, изолирующие преступников от окружающего мира, причиняют им страдания уже в силу того, что они отнимают у них право на самоопределение, поскольку лишают свободы. Режим должен сводить до минимума разницу между жизнью в тюрьме и на свободе.
8. Основы правового положения осужденных.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ в основном базируется на международных нормах и стандартах в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными.
В частности, правовое положение осужденных в уголовно-исполнительном российском законодательстве формируется исходя из общих принципов положения человека и гражданина в обществе и государстве, подлежащего защите с учетом требований международных стандартов обращения с осужденными.
Труд заключенных не должен приносить им страдания, они должны иметь возможность выполнять работу по своему выбору.
При исполнении уголовных наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством.
Никакие другие ограничения или ущемления их прав и свобод не допускаются. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Следует подчеркнуть, что к таким ограничениям прав относятся следующие.
Осужденные, отбывающие наказание, не могут быть призваны в армию, не избирают и не могут быть избранными в выборные органы.
Осужденные на общих основаниях защищают в судебном порядке свои нарушенные права и интересы как лично, так и через своих представителей.
В свою очередь, осужденные обладают рядом прав.
Они правомочны поддерживать международные связи, в полной мере – субъекты авторского, изобре-'тательского права и т. д.
Осужденные иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и обладают обязанностями по международным договорам и законодательству РФ.
Конкретное правовое положение осужденного будет определяться в зависимости от вида наказания, личностных характеристик и поведения во время отбывания наказания. Телесные наказания, заключение в темной камере и жестокие или унижающие человеческое достоинство виды наказаний следует запрещать в качестве наказаний за дисциплинарные проступки.
В качестве наказания никогда не следует пользоваться такими средствами усмирения, как наручники, кандалы, смирительные рубашки или цепи.
Каждое заведение должно иметь библиотеку, доступную для всех заключенных.
В заведениях, в которых находится достаточное число заключенных одного вероисповедания, следует назначать квалифицированного служителя культа или разрешать ему совершать обряды.
При каждом заведении следует иметь социальных работников, заботящихся о его семье.
Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство РФ учитывает международные договоры РФ и рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными в соответствии с экономическими и социальными возможностями.
Следовательно, в соответствии с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными каждому осужденному должна быть предоставлена отдельная камера (площадью не менее 12 квадратных метров), но также ясно то, что в современных условиях Россия не может выполнить это требование. Приоритет международных норм над внутренними имеет место только в случаях их противоречия и только в тех случаях, когда Россия в силу договора взяла на себя обязательство их исполнить.
9. Система уголовно-исполнительных органов.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя:
– учреждения, исполняющие наказания;
– территориальные органы управления уголовно-исполнительной системы;
– центральные органы управления уголовно-исполнительной системы.
Кроме того, в уголовно-исполнительную систему могут входить создаваемые по решению Правительства РФ учреждения и органы, обеспечивающие ее нормальную работу: следственные изоляторы; предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; научно-исследовательские.
Для исполнения наказания созданы специальные органы и учреждения.
Наказание в виде штрафа исполняется судом, вынесшим приговор, либо судом по месту жительства (работы) осужденного.
Конкретно наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями на основании законов Российской Федерации «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве».
Наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются уголовно-исполнительной инспекцией по жесту жительства, работы осужденного, исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью.
Требование приговора по лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными аннулировать решение на занятие соответствующей деятельностью.
Наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются судом, вынесшим приговор.
Требования приговора исполняются соответствующим должностным лицом или органом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.
Наказания в виде обязательных и исправительных работ исполняются уголовно-исполнительной инспекцией.
Наказания в виде обязательных работ исполняются на основании Положения «Об уголовно-исполнительных инспекциях», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г.
Наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни исполняются учреждениями уголовно-исполнительной системы; ограничение свободы – исправительными центрами; ареста – арестными домами; лишения свободы – исправительными колониями; в их систему входят колонии-поселения; колонии общего, строгого и особого режима; тюрьмы и воспитательные колонии. Осужденные могут отбывать наказание также в лечебных исправительных учреждениях; в следственных изоляторах могут отбывать наказание осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
Наказания военнослужащих: содержание в дисциплинарной воинской части в соответствующей части; арест на гауптвахте; ограничение по военной службе командованием воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу указанные военнослужащие.
Таким образом, уголовно-исполнительная система регламентируется федеральным законодательством.
10. Контроль за деятельностью исправительных учреждений и органов, исполняющих наказание.
Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления, проводится судебный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор за соблюдением законности.
Статья 4 Федерального закона от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусматривает, что органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации в пределах их полномочий:
– входят с предложениями или дают согласие на создание и ликвидацию учреждений, исполняющих наказания, а также о назначении на должность и освобождении от должности начальников соответствующих территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы;
– оказывают содействие в комплектовании квалифицированными кадрами персонала учреждений, исполняющих наказания;
– создают учреждениям, исполняющим наказания, условия для их деятельности и привлечения приговоренных к труду, а также обеспечивают реализацию гарантий правовой и социальной защиты персонала учреждений и членов их семей;
– привлекают для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных обстоятельств персонал дислоцированных в районах указанных событий учреждений, исполняющих наказания; в случаях, не терпящих промедления, – с уведомлением соответствующих территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы;
– устанавливают для персонала дополнительные гарантии социальной защиты за счет соответствующих бюджетов.
Данными полномочиями учреждений обладают и органы местного самоуправления, которые также определяют границы территорий, прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, и устанавливают режимные требования на этих территориях.
Органы государственной власти и управления мэрии, городские и районные администрации, муниципалитеты, префектуры обладают властными полномочиями в решении экономических, социальных, хозяйственных, экологических, коммунальных и других вопросов местного значения.
Они имеют право осуществлять проверки-посещения исправительных учреждений, по результатам которых принимаются решения с оценкой выявленных недостатков, определяются меры по оказанию помощи данным учреждениям.
Судебный контроль – это одна из важнейших форм поддержания законности при исполнении наказания. Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, а также об изменении вида исправительного учреждения. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказания.
Таким образом, за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц.
11. Прокурорский надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание.
Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 22 УИК РФ. Для этой цели созданы специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность с тем, чтобы:
– лица, задержанные и подвергнутые аресту в процессе расследования, содержались в порядке и в сроки, соответствующие закону;
– обращение к исполнению приговоров производилось в строгом соответствии с законом и в установленные сроки;
– содержание осужденных в местах лишения свободы производилось не иначе как на основании и в порядке, установленном законом;
– соблюдалось законодательство о порядке и условиях отбывания наказания, исправления осужденных в местах лишения свободы;
– своевременно и в соответствии с законом исполнялось наказание, не связанное с лишением свободы. Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний существенно отличается от других видов надзора по методам его осуществления и по полномочиям прокурора. Прокурор не только проверяет законность правовых актов, издаваемых администрациями учреждений и органов, исполняющих наказание, но и осуществляет надзор за законностью всей их деятельности.