Уголовно-исполнительное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:44, шпаргалка

Описание работы

Принципы уголовно-исполнительной поли­тики - это вытекающие из требования политики госу­дарства общие руководящие начала, пронизывающие все содержание деятельности соответствующих ор­ганов при исполнении уголовных наказаний.

Работа содержит 1 файл

Уголовно-исполнительное право.doc

— 1.68 Мб (Скачать)

   Юридическая обязанность представляет собой вид и меру должностного поведения лица, соответствующие субъективному праву другого лица. В общем плане юридической обязанностью органов, исполняющих наказание, является организация именно исполнения наказания.

   Таким образом, фактическим содержанием уголовно-исполнительного правоотношения является фактическая деятельность субъектов этих правоотношений: с одной стороны, деятельность органов государства по исполнению наказания, а с другой стороны – поведение осужденных в период отбывания наказания, определяемое их правами и обязанностями.

 

 

4.      Классификация норм уголовно-исполнительного права.

Под нормой уголовно-исполнительного права понимается общео­бязательное, формально определенное правило поведения субъектов и участников правоотношений (государственных и муниципальных органов, учреждений, общественных объединений, должностных лиц, осужденных и отдельных граждан), направленное на урегулиро­вание общественных отношений, возникающих по поводу и в про­цессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия.

Норма уголовно-исполнительного права — исходный структур­ный элемент ее системы. Совокупность норм, регулирующих одно­родные общественные отношения в сфере исполнения наказаний, образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Например, институт обязательных работ, институт поощрений и взысканий, применяемых к осужденным, лишенным свободы, и др. Объединение норм и институтов образовывает систему уголовно-ис­полнительного права.

Нормы уголовно-исполнительного права можно подразделить на виды по различным основаниям. По функциональной роли нормы уголовно-исполнительного права классифицируются на ис­ходные нормы (нормы-принципы (ст. 8 УИК РФ), нормы-дефиниции (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 82 УИК РФ)) и нормы-правила поведения, составля­ющие большую часть норм уголовно-исполнительного права.

Нормы-правила поведения уголовно-исполнительного права в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения клас­сифицируются на регулятивные, поощрительные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъек­тов и иных участников уголовно-правовых отношений. Они делят­ся на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие. Обязывающие нормы устанавливают требования к субъектам совершать определен­ные действия (ст. 34, ч. 3 ст. 50, ч. 1 ст. 112 УИК РФ и др.). Уполномочи­вающие нормы предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ч. 5 ст. 12, ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 103 УИК РФ). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают требова­ния к субъектам воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные (ч. 6 ст. 50, ч. 2 ст. 95, ч. 6 ст. 103 УИК РФ).

Поощрительные нормы направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения осужденных (ст. 57, ч. 5 ст. 104, ст. 113 УИК РФ).

Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотно­шений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) наказа­ния, обеспечивают реализацию иных норм уголовно-исполнитель­ного права (ст. 29, 38,46, 102, 115 УИК РФ).

По правовой природе нормы уголовно-исполнительного права подразделяются на материальные (ст. 11, 12, 74, 115 УИК РФ) и про­цессуальные (ст. 15, 78, 114, 117 УИК РФ).

Значительная часть норм уголовно-исполнительного права от­носится к бланкетным (ч. 7 ст. 12, ч. 2 ст. 53, ч. 1 ст. 105 УИК РФ) и ссылочным (ч. 8 ст. 74, ч. 3 ст. 87, ч. 1 ст. 107, ч. 3 ст. 113 УИК РФ).

В структуре нормы уголовно-исполнительного права выделяют­ся гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза представляет собой юридический факт (событие, действие, состояние), при наличии ко­торого уголовно-исполнительная норма должна действовать. Гипо­теза может быть вынесена за пределы нормы и являться общей для многих норм (ст. 7, 16, 74 УИК РФ) или содержаться в самой норме (ст. 51, 85, 96, 97 УИК РФ). Диспозиция содержит модель поведения субъектов и участников правоотношений, определяет их права и обя­занности. Санкция нормы уголовно-исполнительного права пред­усматривает определенные последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Санкции могут быть как негативными (меры взыска­ния), так и позитивными (меры поощрения). Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права является то, что они, разме­щаясь в отдельных статьях (ст. 57, 71, 113, 115 УИК РФ), применя­ются за нарушения (добросовестное выполнение) правил поведения, установленных в различных статьях УИК РФ. Кроме того, санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к одному субъек­ту — осужденным, иные субъекты и участники правоотношений не­сут ответственность в соответствии с положениями других отраслей права (административного, трудового, гражданского, уголовного).

 

 

5.      Источники уголовно-исполнительного права.

Конституция РФ и другие федеральные акты.

Конституция определяет правовой статус личности, её права и свободы, гарантирует защиту указанных прав и свобод.

Личность и её права являются высшей ценностью в правовом государстве.

Права человека могут быть ограничены только федеральным законом. Например, не имеют права избирать и быть избранными лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы.

Конституция РФ гарантирует:

1.         право на отдых

2.         пенсионное обеспечение

3.         медицинскую помощь

4.         возмещение вреда

Другие федеральные акты:

Нормы, имеющие отношение к уголовно-исполнительному праву могут содержаться в законах и постановлениях Федерального Собрания и указах Президента.

Важное значение для процесса исполнения уголовных наказаний имеют указы Президента о помиловании в отношении индивидуального определённых  круга лиц.

Уголовно-исполнительное законодательство:

1.         Угловно-исполнительный кодекс 1996 года

2.         Закон об учреждениях

3.         Уголовный кодекс

В Уголовном кодексе РФ содержится перечень видов наказаний. Понятие каждого вида наказания, установлены сроки наказания. В ст. 58 УК РФ указаны виды исправительных учреждений, и категории осужденных Виды режима исправительных учреждений также содержит УК РФ. Вся глава 12 УК РФ посвящена освобождению от уголовного наказания. В ней указаны виды освобождения, регламентированы условия каждого вида освобождения. В ст.ст. 84,85 УК РФ содержится регламентация порядка амнистии и помилования. УК РФ предусматривает составы преступлений со специальным субъектом – осужденным, отбывающим лишение свободы.

Подзаконные акты:

1.         Постановления Правительства РФ

2.         Указы Минюста

3.         совместные Приказы с другими министерствами

4.         Приказы начальников учреждений на местах

К особым источникам относятся:

Международные договоры, заключённые и признанные РФ:

1.        всеобщая декларация прав и свобод человека

2.        международный пакт о гражданских и политических правах

3.        международный пакт 1966 года об экономических, социальных и культурных правах

4.        минимальные стандартные правила обращения с заключёнными – 1955 год

5.        декларация 1978 года о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения

6.        гарантирующие права тех, кто приговорён к смертной казни – 1984 год

7.        ООН // минимальные стандартные отношения в отношении мер, не связанных с заключением

 

 

6.      Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила).

Подавляющая часть стандартов рассматриваемого профиля сосредоточена в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийских правилах 1990 года). Целью стандартов рассматриваемой группы является содействие рациональному использованию мер, не связанных с тюремным заключением, как альтернативы лишению свободы.

В процессе применения стандартов государствам-членам ООН предлагается руководствоваться следующими принципами:

обеспечить активное участие общественности на всех стадиях реализации рассматриваемых мер;

создать надлежащее соотношение между правами преступников, их жертв, интересами общественной безопасности и предупреждения преступности;

использовать стандарты с учетом национальных условий страны и целей системы уголовного правосудия;

иметь широкий набор мер для того, чтобы гибко реагировать на характер и степень тяжести преступления, личность и интересы общества;

минимальное вмешательство при применении мер.

Стандартные правила рекомендуют следующий набор мер, не связанных с тюремным заключением:

устные санкции: замечание, порицание, предупреждение;

условное освобождение от ответственности;

поражение в гражданских правах;

экономические санкции и денежные наказания: разовые и поденные штрафы;

конфискация или постановление о лишении права собственности на имущество;

возвращение имущества жертве или постановление о компенсации;

условное наказание или наказание с отсрочкой;

условное освобождение из заключения и судебный надзор;

постановление о выполнении общественно полезных работ;<

направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием;

домашний арест;

любой другой вид обращения, не связанного с тюремным заключением;

сочетание перечисленных выше мер.

В целях отказа от тюремного заключения и оказания помощи осужденным в быстром возвращении к нормальной жизни в обществе после вынесения приговора могут применяться меры:

отпуск и помещение в исправительное учреждение полутюремного типа;

освобождение в связи с работой или учебой;

различные формы освобождения под честное слово;

сокращение срока;

помилование.

Определенные требования предъявляются и к режиму обращения. В рамках применяемых мер должны использоваться различные методы, в том числе индивидуальная работа, групповая терапия, программы по месту жительства, особое обращение с различными категориями преступников. Выбор обращения зависит от биографии, личности, наклонностей, уровня умственного развития, системы ценностей, обстоятельств, которые привели к совершению преступления. При исполнении соответствующей меры может привлекаться общественность и система общественной поддержки.

При нарушении условий отбывания назначенной меры, не связанной с тюремным заключением, она может быть изменена или отменена после тщательного исследования фактов. При этом сначала следует попытаться изменить содержание назначенной меры либо перейти к другой мере, не связанной с тюремным заключением. Только исчерпав эти возможности, можно переходить к лишению свободы.

Токийские правила рекомендуют поощрять участие общественности в исполнении мер, не связанных с тюремным заключением, рассматривая его как один из важнейших факторов укрепления связей между осужденными, их семьями и обществом. С этой целью необходимо использовать средства массовой информации. С учетом склонностей и интереса к данной работе могут привлекаться добровольцы, которые оказывают осужденным и их семьям необходимые виды помощи.

 

 

7.      Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.

Большинство международных стандартов обращения с осужденными относятся к наказанию в виде лишения свободы. Основная часть стандартов в данной области содержится в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с заключенными в 1955 г.

Основные положения рассматриваемых стандартов можно разделить на следующие группы:

   1) организация родовой и видовой классификации лиц, лишенных свободы;

   2) организация микросоциальных условий отбывания лишения свободы;

   3) организация режима в местах лишения свободы;

   4) организация труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы.

Основные положения вышеуказанных правил:

   – дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения недопустима;

   – различные категории заключенных должны содержаться в раздельных заведениях или в разных частях одного и того же заведения, с учетом их пола, возраста, предшествующей судимости, юридических причин их заключения и предписанного обращения с ними;

   – каждый из заключенных должен располагать отдельной камерой или комнатой.

Помещать двух заключенных в одну камеру представляется нежелательным. Если это необходимо по особым причинам, размещаемых в общей камере заключенных следует тщательно отбирать, чтобы удостовериться, что они способны жить вместе.

   – все помещения, а особенно спальные, должны отвечать санитарным требованиям, соответствовать климатическим условиям, иметь соответствующую кубатуру, освещение, отопление и вентиляцию;

Информация о работе Уголовно-исполнительное право