Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:44, шпаргалка
Принципы уголовно-исполнительной политики - это вытекающие из требования политики государства общие руководящие начала, пронизывающие все содержание деятельности соответствующих органов при исполнении уголовных наказаний.
Юридическая обязанность представляет собой вид и меру должностного поведения лица, соответствующие субъективному праву другого лица. В общем плане юридической обязанностью органов, исполняющих наказание, является организация именно исполнения наказания.
Таким образом, фактическим содержанием уголовно-исполнительного правоотношения является фактическая деятельность субъектов этих правоотношений: с одной стороны, деятельность органов государства по исполнению наказания, а с другой стороны – поведение осужденных в период отбывания наказания, определяемое их правами и обязанностями.
4. Классификация норм уголовно-исполнительного права.
Под нормой уголовно-исполнительного права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведения субъектов и участников правоотношений (государственных и муниципальных органов, учреждений, общественных объединений, должностных лиц, осужденных и отдельных граждан), направленное на урегулирование общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия.
Норма уголовно-исполнительного права — исходный структурный элемент ее системы. Совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения в сфере исполнения наказаний, образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Например, институт обязательных работ, институт поощрений и взысканий, применяемых к осужденным, лишенным свободы, и др. Объединение норм и институтов образовывает систему уголовно-исполнительного права.
Нормы уголовно-исполнительного права можно подразделить на виды по различным основаниям. По функциональной роли нормы уголовно-исполнительного права классифицируются на исходные нормы (нормы-принципы (ст. 8 УИК РФ), нормы-дефиниции (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 82 УИК РФ)) и нормы-правила поведения, составляющие большую часть норм уголовно-исполнительного права.
Нормы-правила поведения уголовно-исполнительного права в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения классифицируются на регулятивные, поощрительные и охранительные.
Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-правовых отношений. Они делятся на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие. Обязывающие нормы устанавливают требования к субъектам совершать определенные действия (ст. 34, ч. 3 ст. 50, ч. 1 ст. 112 УИК РФ и др.). Уполномочивающие нормы предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ч. 5 ст. 12, ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 103 УИК РФ). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные (ч. 6 ст. 50, ч. 2 ст. 95, ч. 6 ст. 103 УИК РФ).
Поощрительные нормы направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения осужденных (ст. 57, ч. 5 ст. 104, ст. 113 УИК РФ).
Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) наказания, обеспечивают реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 29, 38,46, 102, 115 УИК РФ).
По правовой природе нормы уголовно-исполнительного права подразделяются на материальные (ст. 11, 12, 74, 115 УИК РФ) и процессуальные (ст. 15, 78, 114, 117 УИК РФ).
Значительная часть норм уголовно-исполнительного права относится к бланкетным (ч. 7 ст. 12, ч. 2 ст. 53, ч. 1 ст. 105 УИК РФ) и ссылочным (ч. 8 ст. 74, ч. 3 ст. 87, ч. 1 ст. 107, ч. 3 ст. 113 УИК РФ).
В структуре нормы уголовно-исполнительного права выделяются гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза представляет собой юридический факт (событие, действие, состояние), при наличии которого уголовно-исполнительная норма должна действовать. Гипотеза может быть вынесена за пределы нормы и являться общей для многих норм (ст. 7, 16, 74 УИК РФ) или содержаться в самой норме (ст. 51, 85, 96, 97 УИК РФ). Диспозиция содержит модель поведения субъектов и участников правоотношений, определяет их права и обязанности. Санкция нормы уголовно-исполнительного права предусматривает определенные последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Санкции могут быть как негативными (меры взыскания), так и позитивными (меры поощрения). Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права является то, что они, размещаясь в отдельных статьях (ст. 57, 71, 113, 115 УИК РФ), применяются за нарушения (добросовестное выполнение) правил поведения, установленных в различных статьях УИК РФ. Кроме того, санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к одному субъекту — осужденным, иные субъекты и участники правоотношений несут ответственность в соответствии с положениями других отраслей права (административного, трудового, гражданского, уголовного).
5. Источники уголовно-исполнительного права.
Конституция РФ и другие федеральные акты.
Конституция определяет правовой статус личности, её права и свободы, гарантирует защиту указанных прав и свобод.
Личность и её права являются высшей ценностью в правовом государстве.
Права человека могут быть ограничены только федеральным законом. Например, не имеют права избирать и быть избранными лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы.
Конституция РФ гарантирует:
1. право на отдых
2. пенсионное обеспечение
3. медицинскую помощь
4. возмещение вреда
Другие федеральные акты:
Нормы, имеющие отношение к уголовно-исполнительному праву могут содержаться в законах и постановлениях Федерального Собрания и указах Президента.
Важное значение для процесса исполнения уголовных наказаний имеют указы Президента о помиловании в отношении индивидуального определённых круга лиц.
Уголовно-исполнительное законодательство:
1. Угловно-исполнительный кодекс 1996 года
2. Закон об учреждениях
3. Уголовный кодекс
В Уголовном кодексе РФ содержится перечень видов наказаний. Понятие каждого вида наказания, установлены сроки наказания. В ст. 58 УК РФ указаны виды исправительных учреждений, и категории осужденных Виды режима исправительных учреждений также содержит УК РФ. Вся глава 12 УК РФ посвящена освобождению от уголовного наказания. В ней указаны виды освобождения, регламентированы условия каждого вида освобождения. В ст.ст. 84,85 УК РФ содержится регламентация порядка амнистии и помилования. УК РФ предусматривает составы преступлений со специальным субъектом – осужденным, отбывающим лишение свободы.
Подзаконные акты:
1. Постановления Правительства РФ
2. Указы Минюста
3. совместные Приказы с другими министерствами
4. Приказы начальников учреждений на местах
К особым источникам относятся:
Международные договоры, заключённые и признанные РФ:
1. всеобщая декларация прав и свобод человека
2. международный пакт о гражданских и политических правах
3. международный пакт 1966 года об экономических, социальных и культурных правах
4. минимальные стандартные правила обращения с заключёнными – 1955 год
5. декларация 1978 года о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения
6. гарантирующие права тех, кто приговорён к смертной казни – 1984 год
7. ООН // минимальные стандартные отношения в отношении мер, не связанных с заключением
6. Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила).
Подавляющая часть стандартов рассматриваемого профиля сосредоточена в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийских правилах 1990 года). Целью стандартов рассматриваемой группы является содействие рациональному использованию мер, не связанных с тюремным заключением, как альтернативы лишению свободы.
В процессе применения стандартов государствам-членам ООН предлагается руководствоваться следующими принципами:
обеспечить активное участие общественности на всех стадиях реализации рассматриваемых мер;
создать надлежащее соотношение между правами преступников, их жертв, интересами общественной безопасности и предупреждения преступности;
использовать стандарты с учетом национальных условий страны и целей системы уголовного правосудия;
иметь широкий набор мер для того, чтобы гибко реагировать на характер и степень тяжести преступления, личность и интересы общества;
минимальное вмешательство при применении мер.
Стандартные правила рекомендуют следующий набор мер, не связанных с тюремным заключением:
устные санкции: замечание, порицание, предупреждение;
условное освобождение от ответственности;
поражение в гражданских правах;
экономические санкции и денежные наказания: разовые и поденные штрафы;
конфискация или постановление о лишении права собственности на имущество;
возвращение имущества жертве или постановление о компенсации;
условное наказание или наказание с отсрочкой;
условное освобождение из заключения и судебный надзор;
постановление о выполнении общественно полезных работ;<
направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием;
домашний арест;
любой другой вид обращения, не связанного с тюремным заключением;
сочетание перечисленных выше мер.
В целях отказа от тюремного заключения и оказания помощи осужденным в быстром возвращении к нормальной жизни в обществе после вынесения приговора могут применяться меры:
отпуск и помещение в исправительное учреждение полутюремного типа;
освобождение в связи с работой или учебой;
различные формы освобождения под честное слово;
сокращение срока;
помилование.
Определенные требования предъявляются и к режиму обращения. В рамках применяемых мер должны использоваться различные методы, в том числе индивидуальная работа, групповая терапия, программы по месту жительства, особое обращение с различными категориями преступников. Выбор обращения зависит от биографии, личности, наклонностей, уровня умственного развития, системы ценностей, обстоятельств, которые привели к совершению преступления. При исполнении соответствующей меры может привлекаться общественность и система общественной поддержки.
При нарушении условий отбывания назначенной меры, не связанной с тюремным заключением, она может быть изменена или отменена после тщательного исследования фактов. При этом сначала следует попытаться изменить содержание назначенной меры либо перейти к другой мере, не связанной с тюремным заключением. Только исчерпав эти возможности, можно переходить к лишению свободы.
Токийские правила рекомендуют поощрять участие общественности в исполнении мер, не связанных с тюремным заключением, рассматривая его как один из важнейших факторов укрепления связей между осужденными, их семьями и обществом. С этой целью необходимо использовать средства массовой информации. С учетом склонностей и интереса к данной работе могут привлекаться добровольцы, которые оказывают осужденным и их семьям необходимые виды помощи.
7. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.
Большинство международных стандартов обращения с осужденными относятся к наказанию в виде лишения свободы. Основная часть стандартов в данной области содержится в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с заключенными в 1955 г.
Основные положения рассматриваемых стандартов можно разделить на следующие группы:
1) организация родовой и видовой классификации лиц, лишенных свободы;
2) организация микросоциальных условий отбывания лишения свободы;
3) организация режима в местах лишения свободы;
4) организация труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы.
Основные положения вышеуказанных правил:
– дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения недопустима;
– различные категории заключенных должны содержаться в раздельных заведениях или в разных частях одного и того же заведения, с учетом их пола, возраста, предшествующей судимости, юридических причин их заключения и предписанного обращения с ними;
– каждый из заключенных должен располагать отдельной камерой или комнатой.
Помещать двух заключенных в одну камеру представляется нежелательным. Если это необходимо по особым причинам, размещаемых в общей камере заключенных следует тщательно отбирать, чтобы удостовериться, что они способны жить вместе.
– все помещения, а особенно спальные, должны отвечать санитарным требованиям, соответствовать климатическим условиям, иметь соответствующую кубатуру, освещение, отопление и вентиляцию;