Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:32, курсовая работа
В своей работе я рассмотрю особенности регулирования труда в северных регионах России в настоящее время, выделяя отдельные моменты: заключение трудового договора, оплаты труда, предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска.
При написании работы мной были использованы нормативные материалы, учебные пособия, которые наиболее широко освещают характер предложенной темы и наиболее актуальны. Главным источником, основой информации по теме работы стал Трудовой кодекс РФ.
Введение
1.Содержание трудового договора
1.1.Особенности трудового договора с лицами, работающими в районах Крайнего Севера
2.Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера
2.1.Компенсация расходов, связанная с переездом в районы Крайнего Севера
2.2.Процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера
2.3.Порядок предоставления ежегодного дополнительного отпуска
2.4. Правовой режим рабочего времени и времени отдыха
2.5.Пенсионное обеспечение
3.Заключение
4. Список использованных нормативно-правовых актов и литературы
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации.
Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
Гарантии и компенсации, предусмотренные данной статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи только по основному месту работы работника.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Следует отметить, что некоторые изменения, внесенные в ТК РФ вызывают крайне негативную оценку как среди лиц, которых они непосредственно касаются, так и среди исследователей.
Изменения внесенный в ст. 325 ТК РФ ухудшили положение работников по следующим причинам.
«Сначала Законом № 122-ФЗ
от 22 августа 2004 года, работников, работающих
в частных организациях, муниципальных
учреждениях и учреждениях, подчиненных
субъектам РФ, по сути, лишили права
на оплачиваемый раз в два года
проезд к месту отдыха и обратно.
Так как соответствующие
Представляется, что уже с внесением в Трудовой кодекс РФ изменений ФЗ от 22 августа 2004 года гарантии работникам, работающим в районах Крайнего Севера, перестали носить характер государственных, о чем, в принципе, и был Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». До внесения изменений в соответствующие статьи Трудового кодекса РФ (т.е. до 1 января 2005 года) положения Кодекса полностью отвечали идее указанного Закона РФ 1993 года, то есть были сформулированы таким образом, что действительно можно было доказать, что оплата проезда раз в два года предоставляется именно в связи с проживанием и работой в особых климатических условиях, а не с работой у конкретного работодателя. Поэтому работники могли рассчитывать на фактическую оплату проезда раз в два года независимо от того, меняли они или нет работу»11
Таким образом, рассматриваемая поправка существенно подрывает саму суть гарантии, которая, однако, уже фактически перестала быть таковой.
Итак, в отношении режима работы и времени отдыха трудовое законодательство предусматривает:
- возможность установления сокращенной продолжительности рабочей недели для женщин;
- дополнительный выходной
день, предоставляемый родителям
одному из родителей,
- дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней;
- компенсацию стоимости проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно один раз в два года.
2.5.Пенсионное обеспечение
Пенсия в связи с
работой в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях устанавливается: мужчинам
( по достижении 55 лет и женщинам
( по достижении 50 лет, если они проработали
не менее 15 календарных лет в районах Крайнего
Севера либо не менее 20 календарных лет
в приравненных к ним местностях и имеют
общий трудовой стаж соответственно не
менее 25 и 20 лет. Женщинам, имеющим двух
и более детей, пенсия устанавливается
по достижении 50 лет при общем трудовом
стаже 20 лет, если они проработали не менее
12 календарных лет в районах Крайнего
Севера либо не менее 17 календарных лет
в приравненных к ним местностях. При этом
принимаются во внимание также усыновленные
дети, а также умершие дети. Гражданам,
проработавшим в районах Крайнего Севера
не менее 7 лет и 6 месяцев, пенсия назначается
с уменьшением общеустановленного пенсионного
возраста на 4 месяца за каждый полный
календарный год работы в этих районах.
В вышеуказанных случаях учитывается
и работа в приравненных районах Крайнего
Севера (один год работы в районах Крайнего
Севера за 9 месяцев в местностях приравненных
к ним). При назначении пенсии увеличение
ее размера на один процент заработка
производится за каждый полный год специального
трудового стажа сверх необходимого для
установления пенсии. Размер пенсии исчисленной
в этом порядке не может быть больше 75
процентов заработка.
Право на пенсию на льготных основаниях предоставлено оленеводам, рыбакам, охотникам-промысловикам, проживающим постоянно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: мужчинам ( по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 25 лет, женщинам ( по достижении 45 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет.
При определении трудового стажа для назначения пенсий по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к указанной работе приравнивается трудовая деятельность, дающая право на пенсию в связи с особыми условиями труда.
Лицам, проработавшим не
менее 15 календарных лет в районах Крайнего
Севера или не менее 20 лет в приравненных
к ним местностях и имеющим необходимый
для назначения пенсии в связи с особыми
условиями труда трудовой стаж, возраст,
установленный для назначения указанной
пенсии, уменьшается на 5 лет. При этом
не требуется что бы специальный стаж
был выработан в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях. Данная
норма распространяется и на лиц, выработавших
не менее половины специального стажа
.
При выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.
Прилагающиеся надбавки на уход нетрудоспособных иждивенцев определяются либо без районного коэффициента, если по новому месту жительства не установлен районный коэффициент к заработной плате либо с применением районного коэффициента, действующего в регионе проживания пенсионера.
В таком же порядке определяется размер компенсационной выплаты, установленной к пенсии.
Если пенсии назначаются за пределами регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то учитывается районный коэффициент фактически начисленный к заработной плате в период работы в указанных регионах, определенный в централизованном порядке. При этом может быть учтен и смешанный заработок, то есть суммированный заработок за работу в северных регионов и за их пределами. Если "северный" заработок с различными по размеру районными коэффициентами, а также при смешанном заработке для определения размера пенсии учитывается последний по времени получения районный коэффициент.
Заключение
Правовые нормы, регулирующие условия труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют целью компенсировать разницу в затратах труда и стоимости жизни по сравнению с европейской частью России.
Законодательство о льготах, гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в северных районах, совершенствовалось в основном в советский период развития страны.
Первой попыткой кодификации и упорядочения северных льгот, предоставляемых лицам, работающим и проживающим в северных районах, был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». Указ содержал те правовые установки, которые в последующем были положены законодательными органами Союза ССР в основу системы гарантий и компенсаций. Это, прежде всего, территориальный принцип действия данных норм права, определенный круг субъектов, по отношению к которым он применяется. Но самое главное - Указ четко обозначил позицию законодателя, закрепив трудовой характер отношений в данной подотрасли права.
Следующим нормативным документом, сыгравшим большую роль в привлечении и закреплении трудовых резервов в северных районах, стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Порядок применения названных указов регламентировался соответствующими постановлениями Правительства СССР.
22 октября 1990 г. Совет
Министров РСФСР принял
В настоящее время основными законами, устанавливающими порядок и условия предоставления северных льгот регулируются являются Трудовой кодекс РФ и Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Органами государственной власти различных уровней и органами субъектов федерации были приняты документы, конкретизирующие или уточняющие положения указанных Законов.
Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предусмотрены в различных сферах общественных отношений. В числе них: трудовые отношения (возможность установления сокращенной рабочей недели для женщин, дополнительный выходной день для родителей, имеющих детей в возрасте до 16 лет, дополнительные отпуска и др.), пенсионные отношения (установление меньшей продолжительности стажа, дающего основания для предоставления пенсии по старости и др.); социальное обеспечение (особенности оплаты листов временной нетрудоспособности, медицинское обслуживание) и др.
Кроме того, считаю, что изменения,
внесенные в «северное
В новой редакции Закона
№ 4520-1 уже нет положения, согласно
которому лицам в возрасте до 30 лет
процентная надбавка к заработной плате
выплачивалась в полном размере
с первого дня работы в районах
Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях, если они прожили
в указанных районах и
Гарантии
работникам, работающим в районах
Крайнего Севера, перестали носить
характер государственных.
Следует также отметить,
что множество нормативных
Указные недостатки не
По
данным, приводимым в периодической
печати, за семь лет с начала
90-х годов районы Крайнего
Таким
образом, не вызывает сомнений,
что ряд положений «северного
законодательства» нуждается в
пересмотре, восполнении имеющихся
пробелов и «двусмысленных»
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы
Нормативно-правовые акты:
1."Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
Информация о работе Труд лиц, работающих в районах крайнего Севера