Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:54, контрольная работа
Понятие «креативность» происходит от латинского «create», что означает «показывать», «создавать» или «рождать». Креативность представляет ментальный процесс творческих размышлений, при котором рождается новое решение определенной проблемы. Слова Леонардо да Винчи характеризуют специфические признаки креативности: «Где природа прекращает рождать новые формы, человек начинает создавать бесконечное множество форм с помощью этой же природы».1
В данной работе мы познакомимся с основными понятиями, касающихся принятия решений, также некоторыми из многочисленных методов психологической активизации творческого мышления, методами оценки и выбора альтернатив.
Метод получил название от
греческого города Дельфа, прославившегося
жившими там мудрецами-предсказателями. Мет
Модификация этого метода - Японская, т. н. кольцевая система принятия решений - «кингисё», суть которой в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:
а) принципа большинства голосов - выбирается то решение, которое имеет наибольшее число сторонников;
б) принципа диктатора - за основу берется мнение одного лица группы. Этот принцип характерен для военных организаций, а также для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;
в) принципа Курно - используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов. В этом случае необходимо найти такое решение, которое бы отвечало требованию индивидуальной рациональности без ущемления интересов каждого в отдельности;
г) принцип Парето - используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию. В этом случае оптимальным будет такое решение, которое невыгодно менять сразу всем членам группы, поскольку оно объединяет их в достижении общей цели;
д) принцип Эджворта - используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение. Зная предпочтения коалиций, можно принять оптимальное решение, не нанося ущерба друг другу.10
Метод 635
Метод 635 объединяет в себе основные принципы метода «мозгового штурма» и Дельфы. Данный метод был разработан Рорбахом. Метод, как и все разновидности «мозгового штурма», основывается на развитии и переплетении идей с целью повышения их качества. Метод пригоден для всех ситуаций, где решение должно иметь инновативный характер и принимается коллективно.11
Число 635 символически отражает 6 участников совещания, которые в течение 5 мин должны разработать минимум по 3 предложения по решению проблемы. Предложения записываются на бумаге и передаются соседнему участнику по часовой стрелке. После каждой передачи участники снова имеют 5 мин для того, чтобы дополнить или изменить полученные от соседей идеи либо дописать три новые идеи от себя. Заседание заканчивается, когда каждый участник поработал с каждым формуляром.
В идеальном случае продолжительность метода составляет 30 мин, количество полученных идей - 108. Идеи в дальнейшем подвергаются анализу и оценке. Позитивный момент - получение за короткое время большого числа предложений. Проблема заключается в частом дублировании идей, поскольку уже на первом этапе очевидные идеи высказываются многими участниками. Необходимо также исходить из того, что некоторые участники не смогут предложить по 3 идеи за 5 мин. Основной недостаток видится в том, что этот метод менее динамичен и спонтанен, чем, например, метод «мозгового штурма», а также в том, что непосредственная обратная связь и совместная обработка предложений здесь невозможны. Преимущества состоят в том, что метод не выдвигает высоких требований к участникам, нет необходимости в профессиональном управлении и точном протоколировании.
Синектика
В 1961 году в США вышла
книга Уильяма Гордона «
Слово «синектика» - греческого происхождения и буквально означает соединение воедино различных, зачастую очевидно несовместимых элементов.
Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных творческих задач. Метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности. Гордон, предложив свой метод, восстал против традиционной точки зрения на природу творческих возможностей, согласно которой природа творчества - это главенство индивидуального гения. Гордон не отрицал великой роли «индивидуального озарения» в поиске новых творческих решений и при этом стал автором дуалистического взгляда на природу творчества. С одной стороны, непостижимая стихийность, уникальность каждой личности, с другой - необходимость системы «направленного поиска решений». Попытка объединить эти взгляды и привела Гордона к идее «группового мышления». В ситуации когда люди - «синекторы» объединены в группу, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачки. Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов. Расторможенность мышления в группе синекторов приводит к стимулированию подсознания и к проявлению творческой интуиции. Феномен «инсайта» проявляется довольно часто в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, фиксируясь на более или менее нерациональной основе своих рассуждений по проблеме, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи и мысли.12
Особенностью этого метода, отличающей его от метода мозгового штурма, является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Творческое соревнование участников имеет в группе синекторов большое значение - каждый стремится «взять на себя» наибольшую часть выдвигаемых творческих решений. Считается, что изящество решений, выдаваемых группой, является функцией имеющихся у участников разнообразия знаний, интересов, эмоциональных особенностей.
Важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Он влияет на то, как человек подходит к поставленной задаче. Здесь обнаруживается еще одна существенная линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике же совсем наоборот. Скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний и опыта, если при этом они совершенно различны в эмоциональной сфере.
Часто в состав группы включают авторитетного креативщика, который призван играть роль «третейского судьи» или «адвоката» при столкновении «непримиримых» творческих позиций, а также он должен помочь участникам группы говорить «на одном языке», примирять чрезмерные творческие амбиции отдельных синекторов. В режиме «адвоката» авторитет сразу же - в процессе работы группы - выявляет и отвергает слабые стороны выдвигаемых идей, концепций, подходов.
Итак, синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуации постановки и решения творческой задачи, где результатом является формулировка новой локальной идеи.
Обобщенно синектика включает в себя два психологических оператора, два базовых процесса: превращение незнакомого в знакомое и превращение знакомого в незнакомое.
Синектика выделяет 4 механизма превращения известного в неизвестное:
Личная аналогия предполагает способность творческой личности поставить себя на место продвигаемой идеи или предмета - носителя идеи или даже - услуги, образа. Это значит - найти в себе какой-то отзвук на то, что «делает» эта идея, предмет или образ, понять его трудности, достоинства и недостатки как свои собственные. Вхождение «в образ» - сложный и довольно трудный процесс.
Прямая аналогия - это оператор, который обеспечивает процесс сравнения уже существующих образов, творческих решений в близких областях. Он требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии. Фактически применение прямой аналогии - это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире. Успешное использование механизма прямой аналогии обеспечивается разнообразием жизненного опыта членов группы. Скажем, избитая прямая аналогия - орел или тигр - как символы могущества и преуспевания.
Символическая аналогия в отличие от предыдущих операторов использует для описания предметов или явлений объективные и неличные образы. Цель символической аналогии - обнаружить в привычном явлении парадокс, удивительное противоречие. Собственно символическая аналогия - это состоящее из двух слов определение предмета. Это определение неожиданное. Яркое, показывающее предмет или явление с необычной стороны. Достигается это тем, что эти слова характеризуют предмет и одновременно - образуют противоречие, т. е. они являются противоположностями. «Живой труп», «человек в футляре», «вещество - убийца (холестерин)»: всего-то два-три слова, а воображение рисует яркий, полный образ. Есть еще одно название такой пары слов - «заглавие книги». Необходимо в лаконичной форме показать всю суть того, что кроется за «названием». Синекторы утверждают, что символическая аналогия - эффективнейший инструмент для того, чтобы увидеть необычное в обычном.
Фантастическая аналогия - это «творческий бред». То есть снова «летающие слоны». Таким «чудесным» путем создается художественный образ некого идеала. Суть этого инструмента состоит в том, чтобы использовать в художественной реализации идеи сказочные, запредельные, фантастические средства и аналогии.
Другая последовательность шагов в рамках синектики показана в табл.3
Фазы творческого процесса |
Этапы применения синектики |
Интенсивная обработка
проблемы: |
1. Анализ и определение проблемы 2.Спонтанные решения 3.Новая формулировка проблемы |
Отдаление от проблемы: |
4. Образование прямых аналогий, например, природных 5.Образование личностных аналогий 6.Символические аналогии 7.Прямые аналогии, например, технические |
Установление
мыслительных связей: |
8. Анализ прямых аналогий 9.Перенос на проблему |
Спонтанные решения
проблемы: |
10. Развитие предложений по решению проблемы |
Табл. 3. Последовательность этапов синектики
Через мышление с помощью
аналогий участники развивают
Метод фокальных объектов.
Метод фокальных объектов в первоначальном виде был известен под названием «метода каталога», предложенного профессором Берлинского университета Ф. Кунце еще в 1926 г. Позже, в 50-е годы, он был усовершенствован американским специалистом в области методологии и изобретательства Ч. Вайтингом.
Метод фокальных объектов является некоторым ответвлением от синектики. Данный метод рекомендует переносить признаки каких-то других объектов на усовершенствуемый объект, который в этом случае находится как бы в фокусе переноса. После переноса возникают необычные сочетания, которые можно развить путем свободных ассоциаций, после чего произвести отбор полезных решений.13
Метод фокальных объектов
применяют в следующей
1-й шаг. Выбор фокального
объекта, в качестве которого
может быть товар, его
2-й шаг. Выбор трех-четырех произвольных объектов. Их выбирают наугад - из словаря, каталога, технического журнала и т. д. Например, кино, карман, цветок.
3-й шаг. Составление списков характерных признаков этих объектов. В перечень заносят не только основные, но и малозначительные признаки (табл.4).
4-й шаг. Перенос признаков
случайных объектов на
5-й шаг. Развитие полученных
сочетаний и идей путем
Например. Рассмотрим ассоциации: часы цветные, радужные, светящиеся... Может быть, светящиеся (цветные) песочные часы? Или башенные часы с меняющимся цветом циферблата? Каждый день недели будет иметь свой цвет циферблата - это удобно. Или, например, широкоэкранные часы вместо узкого циферблата взят широкий. Может быть, узкий циферблат иногда растягивается в широкий? Проецируется куда-нибудь и т. д.
Информация о работе Содержание и виды управленческих решений