Содержание и виды управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Понятие «креативность» происходит от латинского «create», что означает «показывать», «создавать» или «рождать». Креативность представляет ментальный процесс творческих размышлений, при котором рождается новое решение определенной проблемы. Слова Леонардо да Винчи характеризуют специфические признаки креативности: «Где природа прекращает рождать новые формы, человек начинает создавать бесконечное множество форм с помощью этой же природы».1
В данной работе мы познакомимся с основными понятиями, касающихся принятия решений, также некоторыми из многочисленных методов психологической активизации творческого мышления, методами оценки и выбора альтернатив.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа РУР.docx

— 66.88 Кб (Скачать)

 

Введение

Работая над определенной задачей, люди часто вольно или невольно становятся на путь бессистемного, хаотичного перебора многих вариантов ее решения. Этот путь решения задач психологи  называют методом проб и ошибок. Несмотря на то что, многие «величайшие идеи» были разработаны именно этим методом, сам процесс поиска решения весьма далек от совершенства. Прежде всего, своей малой продуктивностью, низким коэффициентом полезного действия, обусловленным тем, что на творческий процесс незримое и сильное влияние оказывает психологическая инерция мышления. Психологическая инерция сковывает воображение и не позволяет мысли выйти за рамки привычных представлений. Поэтому в ходе решения появляется много «пустых» проб, на анализ и реализацию которых требуется много времени и средств.

Чтобы расковать творческое воображение, вызвать обильный поток  новых и необычных идей решения  задач и тем самым повысить творческую активность, нужно разорвать  пути психологической инерции, устранить  психологические барьеры. Для этого  нужны специальные методы. И такие  методы были созданы. Изначально такие  методы разрабатывались для решения  изобретательских задач. В теории творчества их называют методами психологической активизации творческого мышления. Каждый из этих методов имеет свои правила и характерные особенности. Однако общими для них является то, что они способствуют преодолению психологической инерции, позволяют взглянуть на задачу под новым углом зрения и, увеличивая количество проб в единицу времени, повышают шансы выхода на неожиданную идею решения.

Итак, новые сведения и  идеи являются источником любого прогресса. Однако модели поиска идей, основанные на рациональных соображениях, нередко  наталкиваются на ограничения, когда  речь идет о поиске новых фундаментальных  подходов и решений. Если мы желаем учесть требования будущего, то мы должны обратиться к процессам творчества (креативным процессам), основанным или на интуиции, или на систематической комбинации элементов, позволяющим выявить новые возможности решения проблем.

Понятие «креативность» происходит от латинского «create», что означает «показывать», «создавать» или «рождать». Креативность представляет ментальный процесс творческих размышлений, при котором рождается новое решение определенной проблемы. Слова Леонардо да Винчи характеризуют специфические признаки креативности: «Где природа прекращает рождать новые формы, человек начинает создавать бесконечное множество форм с помощью этой же природы».1

В данной работе мы познакомимся с основными понятиями, касающихся принятия решений, также некоторыми из многочисленных методов психологической  активизации творческого мышления, методами оценки и выбора альтернатив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание и виды управленческих решений

Ни один человек не может  не познать на практике процесс принятия решений. Каждый из нас в течение  дня принимает десятки, а на протяжении жизни и тысячи решений. Некоторые  из них весьма индивидуальны: где  пообедать? что делать? и т.п. Другие решения более сложны и требуют  тщательного обдумывания. Хотим  мы этого или не хотим, все мы принимаем  решения. Однако, в области маркетинга принятие решений - это постоянная и  весьма ответственная работа. Необходимость  принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только управляющего, но и других людей и, во многих случаях, всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для  каждого, кто хочет добиться успеха в области управления.

Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей. Он, как правило, включает ряд стадий:

Под управленческим решением понимают выбор альтернативы; акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. В конечном итоге управленческое решение представляется как результат управленческой деятельности. В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.2

Решения можно классифицировать по многочисленным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых  принимается решение.

Обычно решения принимаются  в обстановке определенности и риска (неопределенности). В условиях определенности менеджер сравнительно уверен в результатах  каждой из альтернатив. В обстановке же риска (неопределенности) максимум, что может сделать менеджер, это определить вероятность успеха для каждой альтернативы.

Существуют и другие критерии классификации управленческих решений (табл.1):

Критерии классификации

Виды управленческих решений

По сроку действия последствий  решения

Долгосрочные, Среднесрочные, Краткосрочные

По частоте принятия

Одноразовые (случайные), Повторяющиеся

По широте охвата

Общие (для всех сотрудников), Узкоспециализированные

По форме подготовки

Единоличные, Групповые, Коллективные

По сложности

Простые, Сложные

По жесткости регламентации

Контурные, Структурированные, Алгоритмические


Табл. 1. Классификация управленческих решений.

 

  1. Процесс принятия решений

Процесс принятия решений  сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и операций. Вопросы  о том, сколько и какие стадии должен пройти процесс принятия решений, каково конкретное содержание каждой из них, - спорные и неодинаково  решаются разными руководителями. Это  зависит от квалификации руководителя, ситуации, стиля руководства и  культуры организации. Важно, чтобы  каждый менеджер понимал сильные  стороны и ограничения каждого  подхода и процедуры принятия решения и умел выбрать лучший вариант с учетом ситуации и собственного стиля управления.

Классический подход к  принятию управленческого решения  состоит в соблюдении определенной процедуры и выполнении обязательных действий.

 
3. Методы принятия решений

Все методы принятия решений  можно объединить в три группы.

  1. Неформальные (эвристические) методы принятия решений основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это теоретическое сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части такие методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество- решения принимаются оперативно, недостаток - не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, т.к. интуиция иногда может и подвести.
  2. Основной момент в коллективных методах - это определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, к.п., и руководители, и исполнители. Главными критериями формирования группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть различными. Рассмотрим их далее.
  3. В основе количественных методов лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки (с помощью ЭВМ и ЭММ) больших массивов информации. В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:
    • а) линейное моделирование - используются линейные зависимости;
    • б) динамическое программирование - введение дополнительных переменных в процессе решения задач;
    • в) вероятностные и статистические модели - реализуются в методах теории массового обслуживания;
    • г) теория игр - моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений;
    • д) имитационные модели - позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.3
  4. Творческие методы

Творческий процесс начинается с логического, рационального анализа проблемы, требующей решения. Речь идет прежде всего о более глубоком понимании проблемы, ее структурировании и целенаправленном поиске информации.

Для следующего этапа характерно «проникновение» проблемы в человека (стадия инкубации). Человек покидает рациональный уровень и в определенном смысле передает проблему своему подсознанию. В конце этой стадии более или менее спонтанно идеи проникают в сознание человека.

Последняя стадия заключается в проверке идей (стадия верификации). На этой стадии на базе экономических, технических, социальных или экологических критериев происходит отфильтровывание пригодных для реализации идей.

Научные исследования творчества широко проводятся с 50-х годов, прежде всего в Америке. При этом среди  прочего выявлено, что креативность имеет скорее всего нормальное распределение, т.е. большинство людей имеют «среднюю степень» креативности, а очень творческие и очень нетворческие люди встречаются редко. Другой результат исследований - интеллект и креативность в целом слабо связаны друг с другом, однако, по всей видимости, высокая креативность зачастую связана с высоким интеллектом.

Эмпирические исследования, посвященные особенностям личности креативных людей, показали, что для них часто характерны следующие признаки:

  • независимость от общества и других мнений;
  • упорство;
  • мотивированность;
  • готовность к риску;
  • доверие к собственному мнению;
  • интеграция предположений, инстинктов и чувств при принятии решений;
  • выраженное чувство юмора;
  • стремление к доминированию;
  • образная речь;
  • выраженное чувство ответственности;
  • интерес к обмену мнениями и межпрофессиональным взаимосвязям.

Для поддержания творческих процессов, раскрытия творческого  потенциала личности и группы используются различные творческие методы. Такие  методы должны побуждать людей к  поиску неожиданных, творческих решений  проблем.

Истоки творческих методов  находятся в идее метода «мозгового штурма», который был разработан в 30-х годах американским рекламным деятелем Осборном. Этот метод стимулирования группового поиска идей открыл победный путь для творческих методов в Америке и Европе. Развитие других методов, таких, как морфология и синектика, привело к середине 70-х годов к выраженной «творческой эйфории».4

Высокое значение творческих методов для раскрытия потенциала людей было подтверждено в ходе проведенного в 1981 г. в ФРГ опроса. Из 300 участвующих  в опросе предприятий 61,2% оценили  значение творческих методов (прежде всего  для планирования новых продуктов) как важное или очень важное.

В целом применение творческих методов опирается на ряд принципов. В области организации их применения особенно учитываются следующие:

  • для применения творческих методов необходимо создать атмосферу равноправия участников и их независимости от внешних влияний. Для каждого участника творческого совещания необходимо создать пространство для размышлений, поиска идей, свободное от иерархических и статусных соображений, страха и критики;
  • применение большинства методов в группах нацелено на то, что члены команды (возможно, состоящей из представителей различных дисциплин и направлений) будут взаимно стимулировать друг друга на поиск и развитие идей.

Все творческие методы в  соответствии с процессом их проведения можно подразделить на две группы (табл.2).

Систематико-логические

Интуитивно-творческие

Основываются на планомерной  разработке идей.  
Суть: исходная проблема разделяется на подпроблемы, которые рассматриваются отдельно. Общее решение находится путем комбинации частичных решений.  
Примеры: морфология, метод систематизированной интеграции элементов решения.  
Об этих методах часто говорят, что они не являются в подлинном смысле творческими, поскольку базируются на аналитическом мышлении. Это возражение неправомерно, так как эти методы содержат значительную часть креативных элементов, которые подразумевают наряду с логически-комбинационным мышлением наличие фантазии и творчества.

Должны в первую очередь  вести к преодолению привычных  стандартов мышления.  
Суть: сознательно отвергая систематизацию и логику, отдаляясь мысленно от решаемой проблемы, требуется достичь стимулирования творческих процессов.  
Характеризуются спонтанностью возникновения идей, взаимными ассоциациями и стимулированием участников, проведением аналогий.  
Примеры: «мозговой штурм», метод 635, синектика, бионика и др.


Табл. 2. Классификация творческих методов.

 

  1. Систематико-логические методы

Информация о работе Содержание и виды управленческих решений