Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Трудовым кодекс призван соблюсти статус-кво между интересами работодателей и работников, которые практически всегда находятся в разных плоскостях. Очевидно и то, что работник – более слабая сторона в трудовых отношениях, зависящая от воли работодателя и имеющая меньше возможности для реализации своих интересов, прав и свобод, поэтому необходимо посредством правовых норм трудового законодательства найти оптимальный вариант регулировании трудовых отношений.

Содержание

Введение…………………..……………………………………………
3;

Коллективные трудовые споры:
понятие, предмет, стороны и виды……………………………………

5;

Причины возникновения и принципы разрешения коллективных трудовых споров………………………………………………………..


9;
Особенности проведения примирительных процедур……………….

12;
Забастовка……………………………………………………………….
17;

Основные пути предупреждения и разрешения коллективных трудовых споров………………………………………………………..


26;
Заключение………………………………………………………………
29;

Библиография…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Трудовое право.doc

— 200.50 Кб (Скачать)


 

РУССКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Юридический факультет

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Трудовое право»

 

Тема: «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров»

 

 

Студентки 1 курса: Щербаковой Натальи Владимировны Рег.номер: JG3000105

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение…………………..……………………………………………

3;

 

Коллективные трудовые споры:

понятие, предмет, стороны и виды……………………………………

 

5;

 

Причины возникновения и принципы разрешения коллективных трудовых споров………………………………………………………..

 

 

9;

Особенности проведения примирительных процедур……………….

 

12;

Забастовка……………………………………………………………….

17;

 

Основные пути предупреждения и разрешения коллективных трудовых споров………………………………………………………..

 

 

26;

Заключение………………………………………………………………

29;

 

Библиография…………………………………………………………….

31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С связи с переходным периодом от плановой к рыночной экономике и с принятием новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993г., возникла необходимость реформ и в трудовом законодательстве страны. Многочисленные формы собственности предприятий и организаций, определение трудовой ресурсов как товара привели к острой необходимости принятия законодательной властью новых нормативно-правовых актов регулирующих область трудовых правоотношений.

Социальная разнородность общества, различный в уровень доходов населения, невнятная правовая база  могли привести к конфликтам.

Правовое государство гарантирует и обеспечивает права и свободы граждан, в т. ч. и в сфере труда, как то: самоуправление трудовых коллективов, верховенство закона и социальной справедливости, равную ответственность каждого трудящегося, их трудовых коллективов за порученную работу.

Вступая в трудовые правоотношения с работодателем, работники одновременно вступают и в определенные социальные отношения и с другими субъектами трудового права, в том числе с администрацией, выступающей от имени работодателя, профсоюзами, другими работниками организации и т.д. В настоящее время на многих предприятиях увеличилось количество правонарушений, особенно при переводах на другую работу и увольнениях работников. Особенно участились они в отношении женщин и подростков. Противоположность интересов работодателей и работников в процессе осуществления трудовой деятельности нередко приводит к возникновению между ними конфликтов. Такие конфликты, если они не урегулированы путем непосредственных переговоров между работниками и работодателями, называют коллективными трудовыми спорами.

Коллективный трудовой спор – понятие довольно новое в российском трудовом праве. Это определяет как повышенный интерес к проблеме разрешения коллективных трудовых споров, так и имеющиеся разногласия по поводу определения и классификации этих споров.

Коллективные трудовые споры – сложное правовое понятие, включающее в себя разнообразные конфликтные ситуации, которые возникают в связи с трудовой деятельностью. Для разрешения этих конфликтов закон предусматривает определенные процессуальные и процедурные формы.

Трудовым кодекс призван соблюсти статус-кво между интересами работодателей и работников, которые практически всегда находятся в разных плоскостях. Очевидно и то, что работник – более слабая сторона в трудовых отношениях, зависящая от воли работодателя и имеющая меньше возможности для реализации своих интересов, прав и свобод, поэтому необходимо посредством правовых норм трудового законодательства найти оптимальный вариант регулировании трудовых отношений.

Коллективные трудовые споры для  РФ стали повседневной проблемой, требующей адекватного реагирования со стороны государства. Поскольку несовершенство законодательства затрудняет борьбу работающего населения страны с признанием их прав, а в некоторых случаях является причиной уклонения виновных от наказания, рассмотрим нужно рассмотреть определенные аспекты данной проблемы.


1.                  Коллективные трудовые споры: понятие, предмет, стороны и виды

трудовой спор коллективный забастовка

Сегодня широкое распространение получает особый вид трудовых споров – коллективные трудовые споры. Трудовые споры данной категории затрагивают интересы всех или значительной части работников организации, отрасли, профессии, могут охватывать целые территории либо даже Российскую Федерацию в целом.

Поиск механизмов решения коллективных трудовых споров – одна из важнейших задач современного трудового законодательства. Попытки решить эту задачу предпринимались и в прошлом. Однако система регулирования трудовых споров в нашей стране начала складываться только с начала 90-х годов. Ее правовую основу составляли Законы СССР от 09.10.1989г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», а также Федеральный закон от 23.11.1995г. №175 – ФЗ «О порядке рассмотрения коллективных трудовых споров».

В последующем в Кодекс законов о труде РФ корректировался. Была обновлена и статья 220, которая получила наименование «Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Однако законодатель включил в данную статью лишь определение коллективных трудовых споров (конфликтов), использовав формулировку из названного Федерального закона и указание о том, что эти споры рассматриваются в соответствии с законодательством о порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов). К тому времени Кодекс уже подвергался многочисленным изменениям: из 256 статей в первоначальном виде, не осталось не одной.

Усложнять из без того непростую даже для юристов-трудовиков ситуацию,  не следовало, особенно с учетом того, что в СМИ уже активно обсуждались достоинства и недостатки первого варианта проекта Трудового кодекса.

Понятие коллективных трудовых споров, даваемое в законодательстве, позволяет понять, к каким конкретно спорным отношениям применимы специфические способы разрешения данных споров, включая право на забастовку.

В определениях понятия трудового спора существуют различные указания на субъектов спора. Когда в определениях идет речь о сторонах трудовых споров вообще, чаще всего говорится о субъектах трудового права. В более ранних исследованиях, исходя из действующего на тот момент законодательства, в качестве сторон трудового спора назывались администрация предприятия, учреждения, организации или вышестоящая организация, с одной стороны, и рабочие, служащие, или профессиональный союз, - с другой. Когда же речь идет именно о коллективном споре, его сторонами чаще указаны работники и работодатели. В некоторых источниках можно найти и упоминание о том, что профсоюз является стороной коллективного трудового спора. Это представляется неверным, так как профсоюз является не самостоятельной стороной коллективного трудового спора, а лишь его участником, уполномоченным на представительство одной из сторон – работниками.

Коллективный трудовой спор, как правило, характеризуется коллективным характером разногласий. Коллективный характер проявляется в том, что одной из сторон спора выступают работники, связанные определенным организационным единством и объединенные общими профессиональными (социально-трудовыми) интересами.

Коллективный трудовой спор всегда связан с реализацией коллективных прав или интересов, т.е. прав, предоставленных не отдельному работнику, а коллективу в целом в его лице его представителей (профсоюзов, объединений профсоюзов, и т.п.). Это, прежде всего, право на осуществление коллективно-договорного регулирования трудовых отношений: ведение коллективных переговоров, заключение коллективного договора (соглашения).

Существует своеобразный принцип единства стороны коллективно-договорного процесса и коллективного трудового спора.

Если спор возникает в ходе коллективных переговоров, его стороной выступают работники, участвующие через своих представителей в переговорах. В случае возникновения спора по причине не выполнения коллективного договора стороной спора будут признаны работники, от имени которых этот коллективный договор заключен.

Иногда возникают ситуации, когда коллективный договор не выполняется по отношению к работникам одного из структурных подразделений организации. Такие коллективы не могут выступать стороной коллективного трудового спора.

Другая сторона спора также может быть представлена своеобразным коллективом – работодателями отрасли, региона, территории и т.д., от имени которых выступает объединение работодателей или иной орган, уполномоченный работодателями на представительство.

Специфическими признаками трудовых споров данного вида являются, во-первых, особый субъективный состав и, во-вторых, особый предмет спора. Трудовые споры данного вида возникают по поводу коллективных интересов соответствующей группы работников и не могут сводиться к сумме индивидуальных трудовых споров, затрагивающих права или интересы конкретных работников.

Коллективные трудовые споры могут возникать;

1) по поводу условий труда (их установления или изменения);

2) относительно коллективных договоров, соглашений (их заключения, изменения, выполнения);

3) относительно учета мнения выборного представительного органа работников организации при принятии актов, содержащих нормы трудового права.

Они представляют собой споры по поводу установления субъективных трудовых прав работников и соответствующих обязанностей работодателя.

В определения коллективного трудового спора, как правило, включается также указание на характер разногласий между его сторонами, что тесно связано с определением предмета коллективного трудового спора, т.е. прав и интересов, по поводу которых возникли разногласия у его сторон. В соответствии со ст.2 Конвенции МОТ 1981 г. о содействии коллективным переговорам, коллективные переговоры (и, соответственно, коллективные трудовые споры) осуществляются с целью ''а) определения условий труда и занятости; и/или b) регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися; и/или с) регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся''.

В нашей стране в советское время наука не разделяла отечественные трудовые споры на индивидуальные и коллективные. Поэтому при цитировании работ того времени речь идет о предмете трудовых споров вообще – и индивидуальных, и коллективных. В то время исследователями к упоминанию предмета спора в определении применялся достаточно обобщенный подход. Так, указывалось, что трудовые споры возникают ''на почве применения труда'' или ''на почве применения наемного труда'', когда речь шла о зарубежных странах, упоминалось разделение на споры об установлении и применении условий труда. Отечественная правовая наука также оперировала концепцией разделения трудовых споров на ''исковые'' и ''неисковые'' или на споры ''экономического''; или ''юридического'' характера, и определение трудового спора было дополнено указанием на это подразделением споров.

В настоящее время российские исследователи по-разному формулируют предмет коллективного трудового спора. Кпримеру, А.Ф. Нуртдинова,  указывает, что ''коллективный трудовой спор…направлен на защиту тех прав работников, которые связаны с их участием в правовом регулировании трудовых отношений и реализацией норм, установленных в порядке коллективно-договорного регулирования''. В данном определении автор отказывается от необходимости связывать работника кругом требований, которые могут выдвинуть в коллективном трудовом споре, ограничиваемым большинством авторов связью с условиями труда. В.Н. Скобелкин использует в понятии коллективного трудового спора в качестве его предмета материальные и нематериальные права и обязанности работников. Подавляющее же большинство авторов, давая определение коллективного трудового спора, указывает на то, что он возникает по поводу прав и законных интересов работников. При этом выделяют споры об изменении существующих условий труда и об исполнении установленных условий. Обычно также указывается, что в предмет коллективного трудового спора о применении существующих условий труда входят только споры, связанные с исполнением коллективных договоров и социально-партнерских соглашений. Это соответствует легальному определению, закрепленному в ст.398 Трудового кодекса РФ. О. Абрамова одобряет такую формулировку предмета коллективного трудового спора, утверждая, что трудовое законодательство регулирует только индивидуальные права работников в сфере труда, и, следовательно, их нарушение может быть обжаловано только в индивидуальном порядке. С такой позицией трудно согласиться: во-первых, потому что с практической точки зрения, боясь испортить отношения со своим работодателем, работник может решиться вступить в индивидуальный спор с работодателем только в самом крайнем случае, когда у него не будет другого выхода. Во-вторых, несмотря на отсутствие разъяснения в законе, какие права работников являются индивидуальными, а какие – коллективными, можно с уверенностью утверждать, что, например, право на объединение в профессиональные союзы, является и индивидуальными, и коллективными.

Информация о работе Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров