Прокуратура как орган защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:11, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы является раскрытие содержания и специфики прокурорского надзора в данной сфере. Цель достигается путем решения следующих задач:
- определение понятия предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства;
- изучение способов взаимодействия органов прокуратуры с иными контрольно-надзорными органами при осуществлении надзора в данной сфере;
- исследование правовых средств органов прокуратуры по надзору за исполнением трудового законодательства;

Содержание

Введение……………………………………………………………….………….…3
Глава 1. Прокуратура, как орган защиты трудовых прав граждан.
§ 1. Общая характеристика прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства………………………………………………………...7
§2. Взаимодействие прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства с ее структурными подразделениями и с иными контрольно-надзорными органами……………………………..…….11
§3. Организация работы и полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства…………………………...16
Глава 2. Методика организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства.
§ 1. Проверка законности заключения, изменения и прекращения трудовых договоров………………………………………………………………..30
§ 2. Проверка исполнения законодательства об оплате труда……………37
§3. Проверка законодательства о режиме рабочего времени и времени отдых…………………………………………………………………………….…..43
§ 4. Проверка соблюдения законодательства, регулирующего особенности труда отдельных категорий работников…………………………….……….…...47
§ 5 Проверка соблюдения законодательства об охране труда……………54
§ 6 Проверка законности применения дисциплинарных взысканий……..59
Заключение……………………………………………………………………..….64
Список используемой литературы и источников…………………….……...70

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

Прокуратурой Кировского района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в отношении несовершеннолетних работников, трудоустроенных на период летних каникул. Проверкой установлено в период летних каникул 2012 года несовершеннолетние лица Кировского района г. Саратова были трудоустроены в 7 организациях, из которых в 5 прокуратурой района выявлены нарушения трудового законодательства. Основными нарушениями трудовых прав несовершеннолетних граждан являлась несвоевременная выплата заработной платы. По выявленным нарушениям прокуратурой района в адрес руководителей организаций, допустивших нарушения трудового законодательства, внесено 5 представлений об устранении нарушений закона и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, в отношении 3 руководителей организаций возбуждены производства об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, материалы направлены для рассмотрения в Государственную инспекцию труда в Саратовской области26.

 Прокурору для осуществления проверки необходимо истребовать из отдела кадров предприятия список подростков с указанием даты и года рождения, даты приема на работу, места работы, профессии и специальности. При сопоставлении дат рождения и приема на работу устанавливается, соблюдены ли требования относительно возраста с которого допускается заключение трудового договора (статьей 63 Трудового кодекса Российской Федерации). За тем происходит сверка списка со списком работ, на которых запрещается применений труда несовершеннолетних.27

Проверка соблюдения законодательства работодателем - физическим лицом (индивидуальным предпринимателем).

Работодатели - физические лица (предприниматели) отличаются от крупных предприятий, они решают внутриорганизационные вопросы единолично. Устанавливают работнику такие условия, которые не гарантируют защищенность в процессе трудовой деятельности. Такие работодатели зачастую не оформляют трудовые договоры и не включают существенные условия труда.

Например: При приеме на работу индивидуальный предприниматель  трудовой договор с работником не заключил. По результатам проверки Пугачевская межрайонная прокуратура по факту грубого нарушения трудового законодательства в отношении индивидуального предпринимателя Л. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (нарушение законодательства о труде и об охране труда). Основанием для привлечения к ответственности индивидуального предпринимателя послужило обращение сотрудника магазина. Предприниматель не заключил трудовой договор с работником, не провел вводный инструктаж, приказы об увольнении с работы им не издавались, трудовая книжка  не велась, окончательный расчет при увольнении не произведен. Материалы проверки и постановление направлены прокурором в Государственную инспекцию труда в Саратовской области.

Предприниматели нередко  не оформляют работникам свидетельства  государственного пенсионного страхования, не исполняют обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного  фонда Российской Федерации, что влечет непоступление страховых взносов на лицевые счета работников и соответственно уменьшение  размера их трудовой пенсии, чем существенно нарушают права работников. Превышают допускаемую продолжительность рабочего времени, не предоставляют ежегодные оплачиваемые отпуска, не предоставляют работникам перерыв для отдыха и питания в течении рабочего  дня.28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§5. Проверка соблюдения законов об охране труда.

Согласно Конституции  Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Это право охраняется законами регламентирующими охрану труда, но повсеместно нарушаются установленные правила охраны труда, что приводит к производственному травматизму и в худшем случае к смертельному исходу.

Под охраной труда  понимается система сохранения жизни  и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в  себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

Следует отметить, что  статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет положения о том что, работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда, обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда.

В данной сфере при общей оценке положения законов об охране труда необходимо обеспечить действенный прокурорский надзор за исполнением законодательства о трудовых правах граждан, организовывать регулярные проверки исполнения данного законодательства с привлечением специалистов государственной инспекции труда, финансовых служб местных администраций и других контролирующих органов, более внимательно оценивать в организациях уровень и регламентацию технологического процесса не только в  целях предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений (халатности или безразличного отношения руководителей предприятий, нарушений дисциплины самими работниками) или установления виновных лиц и привлечения их к ответственности, но и установить причины не соблюдения технологических норм.

Наиболее типичные нарушения законодательства о труде и охране труда в Российской Федерации, выявленные в ходе проверок:

  1. не подготовленность работодателей по вопросам технологии и безопасной организации труда;
  2. не прохождение руководителями и специалистами, проверки знаний по охране труда или просроченные сроки прохождения аттестации, а так же на предприятиях не производится регистрация стажировок на рабочем месте вновь поступивших работников и переведенных с одной работы на другую и при разовых направлениях на выполнение работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, не проводится целевой инструктаж
  3. отсутствие приказа о проведении обучения по охране труда с рабочими и на образование  комиссии по проверке знаний;
  4. отсутствие перечня профессий и видов работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические осмотры;
  5. допуск работников к самостоятельной работе без обучения и стажировки на рабочих местах или с неудовлетворительными квалификационными требованиями;
  6. неудовлетворительная эксплуатация ограждающих и защитных устройств оборудования, эксплуатация неисправных технических устройств, неудовлетворительная эксплуатация грузоподъемных механизмов, эксплуатация оборудования с истекшим сроком пользования или отсутствие контроля за исправностью техники;
  7. в нарушение  требований  пункта «б» «Правил обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты» работники не обеспечиваются средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью, защитными очками, перчатками и др.); в том числе несоблюдение норм выдачи работникам средств защиты, невыдача либо с нарушением порядка выдачи молока и других равноценных продуктов работникам с вредными условиями труда, либо отсутствие контроля за их применением на рабочих местах;
  8. неудовлетворительное содержание рабочих мест, проходов, территорий предприятий, несвоевременная уборка отходов производства;
  9. отсутствие вспомогательных средств и приспособлений при производстве работ;
  10. отсутствие или неудовлетворительное ведение техничес<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_044

Информация о работе Прокуратура как орган защиты