Прокуратура как орган защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:11, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы является раскрытие содержания и специфики прокурорского надзора в данной сфере. Цель достигается путем решения следующих задач:
- определение понятия предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства;
- изучение способов взаимодействия органов прокуратуры с иными контрольно-надзорными органами при осуществлении надзора в данной сфере;
- исследование правовых средств органов прокуратуры по надзору за исполнением трудового законодательства;

Содержание

Введение……………………………………………………………….………….…3
Глава 1. Прокуратура, как орган защиты трудовых прав граждан.
§ 1. Общая характеристика прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства………………………………………………………...7
§2. Взаимодействие прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства с ее структурными подразделениями и с иными контрольно-надзорными органами……………………………..…….11
§3. Организация работы и полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства…………………………...16
Глава 2. Методика организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства.
§ 1. Проверка законности заключения, изменения и прекращения трудовых договоров………………………………………………………………..30
§ 2. Проверка исполнения законодательства об оплате труда……………37
§3. Проверка законодательства о режиме рабочего времени и времени отдых…………………………………………………………………………….…..43
§ 4. Проверка соблюдения законодательства, регулирующего особенности труда отдельных категорий работников…………………………….……….…...47
§ 5 Проверка соблюдения законодательства об охране труда……………54
§ 6 Проверка законности применения дисциплинарных взысканий……..59
Заключение……………………………………………………………………..….64
Список используемой литературы и источников…………………….……...70

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

Наблюдения прокурора  дополняются документальными источниками, которые прокурор может получить с помощью своего права доступа  к  документам и материалам. 

Помимо личных наблюдений, информация может быть получена из различных источников:

- письменных  и устных  обращений граждан (жалоб, заявлений,  сообщений), поступающих в прокуратуру;

- сообщений средств  массовой информации;

- обращений в прокуратуру  руководителей предприятий, организаций, предпринимателей, хозяйствующих субъектов, профсоюзных организаций, фермеров и других лиц законные интересы которых были нарушены;

- статистические отчетные  данные  и материалы проверок, проведенных органами государственного  и вневедомственного контроля, так же отчетность судов о результатах рассмотрения гражданских дел по трудовым спорам;

- административные дела судов, рассмотренные по жалобам должностных лиц на неправомерное наложение административных взысканий за нарушения законов о труде и охране труда;

- Федеральная инспекция труда по результатам истекших полугодий и года предоставляет информацию о работе, в которой подробно излагаются данные о выявленных нарушениях законодательства о труде и принятых мерах, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, налоговых органов и других.

- органов Федеральной службы государственной статистики (о штатной и фактической численности работающих, заработной плате, движении работников, производственном травматизме и др.), информационно-статистический центр и отделы государственной статистики, которые направляют во все прокуратуры области отчеты социально-экономическом положении, где содержится раздел социальной сферы, в том числе сведения об охране труда;

- прокуроры районов  и городов регулярно истребуют непосредственно от предприятий отчетные сведения и данные о производственном травматизме, которые собираются в специальных нарядах и обрабатываются при анализе состояния законности в данной сфере;

- в прокуратуру районов  поступают  сводки о происшествиях, где приводятся сведения о производственном травматизме со смертельным исходом или тяжкими последствиями.

Сведения о нарушении  трудовых прав, могут так же содержаться  в материалах расследования некоторых  уголовных дел, материалов прокурорских проверок, представлений следователей, вносимых по уголовным делам.

Информация о нарушениях трудовых прав граждан получается прокуратурой области ежедневно в режиме «горячей линии», в том числе в виде анонимных звонков. Полученная информация анализируется в совокупности и направляется городским и районным прокурорам, что позволяет своевременно определить предприятия, учреждения, организации, где наиболее распространены нарушения законодательства  о труде, своевременно и правильно выбрать объект проверки, наметить круг вопросов, которые необходимо выяснить в определенный срок.

Особенно тщательно  анализируются причины поступления  повторных жалоб, обоснованных жалоб  на незаконные действия прокуроров, нарушения устанавливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.4

Требования о предоставлении  сведений, материалов и документов подлежат обязательному исполнению в установленный законом срок и на безвозмездной основе. Данные действия осуществляются в письменной форме, озаглавленного как требование. В нем излагается содержание требования, дается ссылка на статьи закона и содержится указание на обязательное его исполнение.

Информация поступающая из разнообразных источников  подлежит не только анализу, ее так же необходимо обобщать. В результате обобщения, информация подразделяется на следующие направления:

  1. исполнение трудового законодательства;
  2. законность правовых актов в сфере труда.

Затем информация систематизируется  и оценивается по следующим критериям:

- характер правонарушения;

- распространенность нарушений на отдельных объектах;

- общественную опасность.

После проведенного прокурором анализа, систематизации и обобщения информации прокурор планирует надзорные мероприятия.

Будучи разновидностью расследования, проверки служат  установлению истины. В ходе их проведения  устанавливается, соответствуют ли  действительности  полученные  сведения  о нарушении  трудового законодательства, то есть нарушения трудовых прав работников. Прокурорские проверки могут носить:5 целевой характер, если в ходе их проведения проверяется исполнение конкретного закона или группы законов, регулирующих однородные общественные отношения (например, касающиеся  соблюдения трудовых прав несовершеннолетних  в части предоставления отпусков или исполнение законодательства об оплате труда); они могут быть комплексными, когда проверяется исполнение  нескольких  законов, регулирующих разнородные общественные отношения (например, проверка в государственной инспекции труда исполнения  норм трудового и административного законодательства  при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда); могут быть сквозными, охватывающими основную часть или полностью систему  предприятий  и организаций определенной отрасли (например, при проверке исполнения трудового законодательства в рамках определенной отрасли); контрольные, имеющие  цель получить достоверные сведения о фактическом устранении ранее выявленных нарушений законодательства и причин, им способствующих.

Прокурор при осуществлении проверки имеет следующие  полномочия:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, имеет доступ к их документам и материалам, проверяет исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей  и других должностных лиц указанных  органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических сведений;

- требовать выделения  специалистов для выяснения возникших в ходе проверки вопросов. Основные формы участия специалистов в работе прокуроров: консультации для выяснения возникших вопросов; поручение руководителям и должностным лицам поднадзорных объектов проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организация; участие специалистов при получении прокурором объяснений должностных лиц, отборе нужных документов;

- вызывать должностных  лиц и граждан для объяснений  по поводу нарушений законов. Полученные объяснения позволяют прокурору с большей полнотой, всесторонностью и объективностью подойти к оценке обстоятельств  совершения противоправных деяний.

Вызываются обычно должностные  лица и граждане в прокуратуру, тактически это наиболее приемлемо, однако при определенных условиях положительные результаты может дать получение объяснений по месту работы допрашиваемого;

- должностные лица  данных органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно;

- требовать привлечения  лиц, нарушивших закон, к уголовной,  административной или иной ответственности,  предостерегает  о недопустимости нарушения закона.

Изучение документов и материалов на месте имеет такие  преимущества, как возможность получения  необходимых пояснений, справок  от работников проверяемой организации, возможность сопоставления данных, отраженных в документах, с фактическим положением дел. Ознакомление с документами может помочь прокурору установить конкретные факты нарушений закона и получить соответствующую доказательственную базу, определить формы и способы получения недостающих данных. Уклонение от предоставления документов, под каким–либо предлогом, недопустимо.

Данные полномочия прокурор использует во всех направлениях деятельности при защите прав и свобод человека и гражданина.

По результатам проведенной  проверки  выносятся акты прокурорского реагирования – это специфические правовые акты, вносимые только прокурором в порядке реализации своих полномочий.

Выбор средств реагирования зависит от характера нарушений  законов, их причин, распространенности нарушений, вредных последствий, вызванных  нарушением законов, степени вины правонарушителя.

К актам прокурорского  реагирования предъявляются такие  требования, как: своевременность (оперативность), обоснованность и законность.

Все средства прокурорского  реагирования, используемые в борьбе с нарушениями трудового законодательства, а так же с причинами, их вызывающими, подразделяются на три вида: основные, оперативные и «генеральные».6 Основные – прямо установленные действующим федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и несут основную нагрузку по обеспечению законности. К ним относятся протесты, представления и постановления. Оперативные – используются непосредственно в процессе проведения проверок и имеют своей целью немедленное устранение правонарушений: предостережения, предложения.

Предложения, как форма прокурорского реагирования прямо не предусмотрены в законе, они вполне широко используются. Это своего рода рекомендации прокурора о немедленном устранении самых различных нарушений трудового законодательства и рассчитаны на добровольности.

«Генеральные» - доклады прокуроров на различных заседаниях и совещаниях. Они рассчитаны на определенную перспективу борьбы с нарушениями трудового законодательства и имеют целью привлечение к этой борьбе органов государственной власти, общественных организация и активно их деятельности.

  1. Протест может приносить прокурор или его заместитель в случае издания правового акта, противоречащего закону или нарушающего права человека и гражданина.

Приносится в орган  или должностному лицу, которые издавали этот акт. Например: протест может быть принесен на приказ руководителя организации, устанавливающий продолжительность рабочего дня свыше норм, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации. В случае принесения протеста  при осуществлении надзора за исполнением законов, может быть  принесен вышестоящему должностному лицу, либо в вышестоящий орган. В обоих случаях – при осуществлении надзора за соблюдением закона и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина – прокурор может обратиться в суд в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.

Прокурор в праве  опротестовать нарушающие права  граждан акты, для обжалования  которых установлен специальный  порядок: приказы об увольнении, о  переводе на другую работу, о привлечении  к дисциплинарной ответственности. О результатах рассмотрения протеста прокурору должно быть сообщено в письменной форме.

  1. Право возбуждения уголовного дела или возбуждения производства об административном правонарушении.

В случае, если в деяниях  должностных лиц, допустивших нарушения законов, содержится состав преступления или правонарушения, в зависимости от характера нарушения закона прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Производство об административном правонарушении возбуждается прокурором по результатам проведенной проверки в случае, если  установлен факт совершения административного правонарушения.

Прокурор выносит постановление  немедленно или в течении двух суток после выявления нарушения трудовых прав граждан. При этом в обязательном порядке проверяется отсутствие обстоятельств, препятствующих привлечению к административной ответственности в каждом конкретном случае: истечение сроков, допускающих наложение дисциплинарного взыскания и др.

Прокурорская практика свидетельствует, что такая форма  прокурорского реагирования применяется  прокурорами недостаточно хорошо в  силу того, что указанная категория  дел относится к подведомственности Федеральной инспекции труда.

По выявленным  нарушениям трудового законодательства, в отношении председателя ЖСК «А» возбуждено административное производство по части 1 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Так же городской прокуратурой была проведена проверка на предприятии. В ходе проверки выявлена задолженность по выплате заработной платы перед работниками. По данному факту в отношении директора предприятия возбуждено дело об административном правонарушении, которое вместе с материалами проверки направлено в государственную инспекцию труда Саратовской области для рассмотрения по существу.

В случае если в нарушении  законодательства  обнаружены признаки состава преступления, прокурор выносит  постановление о возбуждении  уголовного дела. Привлечение к уголовной ответственности за преступления,  связанные с социально-трудовыми отношениями, предусмотрено законодательством в следующих случаях:

По материалам проверок возбуждаются уголовные дела по составам предусмотренным Уголовным кодексом Российской Федерации:

- нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (статья 217);

- нарушение правил безопасности при ведении горных и строительных работ (статья 216);

Информация о работе Прокуратура как орган защиты