Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:11, дипломная работа
Цель данной дипломной работы является раскрытие содержания и специфики прокурорского надзора в данной сфере. Цель достигается путем решения следующих задач:
- определение понятия предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства;
- изучение способов взаимодействия органов прокуратуры с иными контрольно-надзорными органами при осуществлении надзора в данной сфере;
- исследование правовых средств органов прокуратуры по надзору за исполнением трудового законодательства;
Введение……………………………………………………………….………….…3
Глава 1. Прокуратура, как орган защиты трудовых прав граждан.
§ 1. Общая характеристика прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства………………………………………………………...7
§2. Взаимодействие прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства с ее структурными подразделениями и с иными контрольно-надзорными органами……………………………..…….11
§3. Организация работы и полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства…………………………...16
Глава 2. Методика организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства.
§ 1. Проверка законности заключения, изменения и прекращения трудовых договоров………………………………………………………………..30
§ 2. Проверка исполнения законодательства об оплате труда……………37
§3. Проверка законодательства о режиме рабочего времени и времени отдых…………………………………………………………………………….…..43
§ 4. Проверка соблюдения законодательства, регулирующего особенности труда отдельных категорий работников…………………………….……….…...47
§ 5 Проверка соблюдения законодательства об охране труда……………54
§ 6 Проверка законности применения дисциплинарных взысканий……..59
Заключение……………………………………………………………………..….64
Список используемой литературы и источников…………………….……...70
Наблюдения прокурора
дополняются документальными
Помимо личных наблюдений, информация может быть получена из различных источников:
- письменных и устных
обращений граждан (жалоб,
- сообщений средств массовой информации;
- обращений в прокуратуру руководителей предприятий, организаций, предпринимателей, хозяйствующих субъектов, профсоюзных организаций, фермеров и других лиц законные интересы которых были нарушены;
- статистические отчетные
данные и материалы проверок,
проведенных органами
- административные дела судов, рассмотренные по жалобам должностных лиц на неправомерное наложение административных взысканий за нарушения законов о труде и охране труда;
- Федеральная инспекция труда по результатам истекших полугодий и года предоставляет информацию о работе, в которой подробно излагаются данные о выявленных нарушениях законодательства о труде и принятых мерах, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, налоговых органов и других.
- органов Федеральной службы государственной статистики (о штатной и фактической численности работающих, заработной плате, движении работников, производственном травматизме и др.), информационно-статистический центр и отделы государственной статистики, которые направляют во все прокуратуры области отчеты социально-экономическом положении, где содержится раздел социальной сферы, в том числе сведения об охране труда;
- прокуроры районов и городов регулярно истребуют непосредственно от предприятий отчетные сведения и данные о производственном травматизме, которые собираются в специальных нарядах и обрабатываются при анализе состояния законности в данной сфере;
- в прокуратуру районов поступают сводки о происшествиях, где приводятся сведения о производственном травматизме со смертельным исходом или тяжкими последствиями.
Сведения о нарушении трудовых прав, могут так же содержаться в материалах расследования некоторых уголовных дел, материалов прокурорских проверок, представлений следователей, вносимых по уголовным делам.
Информация о нарушениях трудовых прав граждан получается прокуратурой области ежедневно в режиме «горячей линии», в том числе в виде анонимных звонков. Полученная информация анализируется в совокупности и направляется городским и районным прокурорам, что позволяет своевременно определить предприятия, учреждения, организации, где наиболее распространены нарушения законодательства о труде, своевременно и правильно выбрать объект проверки, наметить круг вопросов, которые необходимо выяснить в определенный срок.
Особенно тщательно
анализируются причины
Требования о предоставлении сведений, материалов и документов подлежат обязательному исполнению в установленный законом срок и на безвозмездной основе. Данные действия осуществляются в письменной форме, озаглавленного как требование. В нем излагается содержание требования, дается ссылка на статьи закона и содержится указание на обязательное его исполнение.
Информация поступающая из разнообразных источников подлежит не только анализу, ее так же необходимо обобщать. В результате обобщения, информация подразделяется на следующие направления:
Затем информация систематизируется и оценивается по следующим критериям:
- характер правонарушения;
- распространенность нарушений на отдельных объектах;
- общественную опасность.
После проведенного прокурором анализа, систематизации и обобщения информации прокурор планирует надзорные мероприятия.
Будучи разновидностью расследования, проверки служат установлению истины. В ходе их проведения устанавливается, соответствуют ли действительности полученные сведения о нарушении трудового законодательства, то есть нарушения трудовых прав работников. Прокурорские проверки могут носить:5 целевой характер, если в ходе их проведения проверяется исполнение конкретного закона или группы законов, регулирующих однородные общественные отношения (например, касающиеся соблюдения трудовых прав несовершеннолетних в части предоставления отпусков или исполнение законодательства об оплате труда); они могут быть комплексными, когда проверяется исполнение нескольких законов, регулирующих разнородные общественные отношения (например, проверка в государственной инспекции труда исполнения норм трудового и административного законодательства при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда); могут быть сквозными, охватывающими основную часть или полностью систему предприятий и организаций определенной отрасли (например, при проверке исполнения трудового законодательства в рамках определенной отрасли); контрольные, имеющие цель получить достоверные сведения о фактическом устранении ранее выявленных нарушений законодательства и причин, им способствующих.
Прокурор при осуществлении про
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, имеет доступ к их документам и материалам, проверяет исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей
и других должностных лиц
- требовать выделения
специалистов для выяснения воз
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Полученные объяснения позволяют прокурору с большей полнотой, всесторонностью и объективностью подойти к оценке обстоятельств совершения противоправных деяний.
Вызываются обычно должностные лица и граждане в прокуратуру, тактически это наиболее приемлемо, однако при определенных условиях положительные результаты может дать получение объяснений по месту работы допрашиваемого;
- должностные лица данных органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно;
- требовать привлечения
лиц, нарушивших закон, к
Изучение документов
и материалов на месте имеет такие
преимущества, как возможность получения
необходимых пояснений, справок
от работников проверяемой организации,
возможность сопоставления
Данные полномочия прокурор использует во всех направлениях деятельности при защите прав и свобод человека и гражданина.
По результатам проведенной проверки выносятся акты прокурорского реагирования – это специфические правовые акты, вносимые только прокурором в порядке реализации своих полномочий.
Выбор средств реагирования зависит от характера нарушений законов, их причин, распространенности нарушений, вредных последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителя.
К актам прокурорского реагирования предъявляются такие требования, как: своевременность (оперативность), обоснованность и законность.
Все средства прокурорского
реагирования, используемые в борьбе
с нарушениями трудового
Предложения, как форма прокурорского реагирования прямо не предусмотрены в законе, они вполне широко используются. Это своего рода рекомендации прокурора о немедленном устранении самых различных нарушений трудового законодательства и рассчитаны на добровольности.
«Генеральные» - доклады прокуроров на различных заседаниях и совещаниях. Они рассчитаны на определенную перспективу борьбы с нарушениями трудового законодательства и имеют целью привлечение к этой борьбе органов государственной власти, общественных организация и активно их деятельности.
Приносится в орган или должностному лицу, которые издавали этот акт. Например: протест может быть принесен на приказ руководителя организации, устанавливающий продолжительность рабочего дня свыше норм, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации. В случае принесения протеста при осуществлении надзора за исполнением законов, может быть принесен вышестоящему должностному лицу, либо в вышестоящий орган. В обоих случаях – при осуществлении надзора за соблюдением закона и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина – прокурор может обратиться в суд в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
Прокурор в праве опротестовать нарушающие права граждан акты, для обжалования которых установлен специальный порядок: приказы об увольнении, о переводе на другую работу, о привлечении к дисциплинарной ответственности. О результатах рассмотрения протеста прокурору должно быть сообщено в письменной форме.
В случае, если в деяниях должностных лиц, допустивших нарушения законов, содержится состав преступления или правонарушения, в зависимости от характера нарушения закона прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Производство об административном
правонарушении возбуждается прокурором
по результатам проведенной
Прокурор выносит
Прокурорская практика
свидетельствует, что такая форма
прокурорского реагирования применяется
прокурорами недостаточно хорошо в
силу того, что указанная категория
дел относится к
По выявленным нарушениям трудового законодательства, в отношении председателя ЖСК «А» возбуждено административное производство по части 1 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Так же городской прокуратурой была проведена проверка на предприятии. В ходе проверки выявлена задолженность по выплате заработной платы перед работниками. По данному факту в отношении директора предприятия возбуждено дело об административном правонарушении, которое вместе с материалами проверки направлено в государственную инспекцию труда Саратовской области для рассмотрения по существу.
В случае если в нарушении законодательства обнаружены признаки состава преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Привлечение к уголовной ответственности за преступления, связанные с социально-трудовыми отношениями, предусмотрено законодательством в следующих случаях:
По материалам проверок возбуждаются уголовные дела по составам предусмотренным Уголовным кодексом Российской Федерации:
- нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (статья 217);
- нарушение правил безопасности при ведении горных и строительных работ (статья 216);