Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:11, дипломная работа
Цель данной дипломной работы является раскрытие содержания и специфики прокурорского надзора в данной сфере. Цель достигается путем решения следующих задач:
- определение понятия предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства;
- изучение способов взаимодействия органов прокуратуры с иными контрольно-надзорными органами при осуществлении надзора в данной сфере;
- исследование правовых средств органов прокуратуры по надзору за исполнением трудового законодательства;
Введение……………………………………………………………….………….…3
Глава 1. Прокуратура, как орган защиты трудовых прав граждан.
§ 1. Общая характеристика прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства………………………………………………………...7
§2. Взаимодействие прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства с ее структурными подразделениями и с иными контрольно-надзорными органами……………………………..…….11
§3. Организация работы и полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства…………………………...16
Глава 2. Методика организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства.
§ 1. Проверка законности заключения, изменения и прекращения трудовых договоров………………………………………………………………..30
§ 2. Проверка исполнения законодательства об оплате труда……………37
§3. Проверка законодательства о режиме рабочего времени и времени отдых…………………………………………………………………………….…..43
§ 4. Проверка соблюдения законодательства, регулирующего особенности труда отдельных категорий работников…………………………….……….…...47
§ 5 Проверка соблюдения законодательства об охране труда……………54
§ 6 Проверка законности применения дисциплинарных взысканий……..59
Заключение……………………………………………………………………..….64
Список используемой литературы и источников…………………….……...70
- и иные федеральные законы;
- указы Президента Российской Федерации;
- постановления Правительства
и нормативные правовые акты
федеральных органов
- конституции (уставы),
законы и иные нормативные
правовые акты субъектов
- правовые акты социального партнерства;
- акты органов местного самоуправления;
Прокурор осуществляет надзор за исполнением трудового законодательства администрациями предприятий, учреждений, организаций и членами трудовых коллективов, работодателями и работниками, а так же др.
Таким образом, можно сделать вывод, что прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства представляет собой отдельное направление деятельности прокуратуры. В связи с участившимися нарушениями трудового законодательства, вопрос защиты трудовых прав стал одним из актуальных на сегодняшний день. Прокуроры призваны следить за соблюдением трудового законодательства, действующего на территории Российской Федерации поднадзорными органами, а так же за соответствием законам правовых актов. При осуществлении этой деятельности прокуроры не должны выходить за рамки очерченные законом.
§2. Взаимодействие прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства с ее структурными подразделениями и с иными контрольно-надзорными органами.
Одно из наиболее важнейших условий повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства – это улучшение координации, взаимодействия управлений и отделов прокуратур республик, краев и областей. Усилия управлений и отделов вышестоящих прокуратур направляются на достижения общих целей, стоящих перед прокуратурой, в состав которой они входят.
Взаимодействие структурных
подразделений между собой
В случае если в органах
прокуратуры нет четко установл
Важным аспектом организационной деятельности прокуратуры является надлежащее обеспечение взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления и органами контроля и надзора. Под «взаимодействием» понимается взаимосогласованная деятельность различных органов, имеющих общие цели и задачи.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ органы власти субъектов
РФ вместе с органами федеральной власти
обеспечивают на своей территории защиту
прав и свобод человека и гражданина, законность,
правопорядок, общественную безопасность.
Кроме того, органы исполнительной власти
субъектов РФ, образуя с федеральными
органами исполнительной власти единую
систему исполнительной власти государства,
обеспечивают охрану собственности и
общественного порядка, организуют борьбу
с преступностью.
Соответственно и органы местного самоуправления,
самостоятельно решая вопросы местного
значения в пределах своей компетенции,
также обеспечивают на своих территориях
соблюдение прав и свобод граждан, охрану
муниципальной собственности, общественного
порядка, принимают меры по предупреждению
преступлений и правонарушений.
Названный перечень вопросов свидетельствует об общности задач, которые должны решать совместными согласованными действиями органы прокуратуры и органы представительной и исполнительной власти, местного самоуправления. Их взаимодействие строится с учетом свойственных представительным и исполнительным органам власти, органам местного самоуправления формам деятельности: проведение заседаний, сессий.
Прокурорам, в соответствии со ст. 7 Закона о прокуратуре, предоставляется право участвовать в заседаниях органов законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. При этом в одних случаях прокурорское участие в работе названных органов заключается в виде «присутствия», т.е. с правом совещательного голоса или наблюдателя с целью получения информации по вопросам состояния преступности и законности, оценке работы, выполненной прокуратурой и иными правоохранительными органами. В других случаях, при рассмотрении внесенных прокурором представлений и протестов на заседаниях соответствующих органов, в виде непосредственного участия прокурора. Такое участие предполагает наличие права прокурора выступить на заседании, дать анализ правонарушений, поддержать внесенные им акты реагирования, представить дополнительные разъяснения существа нарушенного закона.
Исходя из этих особенностей, к формам взаимодействия прокуратуры с представительными (законодательными) органами власти, органами местного самоуправления можно отнести следующие действия:
- взаимное информирование о состоянии законности, борьбы с преступностью и правонарушениями, по предупреждению преступлений и иным вопросам правоохранительной деятельности;
- совместную разработку и в последующем принятие соответствующим органом комплексных программ по борьбе с преступностью, а также выполнение этих программ;
- совместную деятельность по подготовке проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов борьбы с преступностью и правонарушениями;
- совместное определение приоритетов в сфере борьбы с преступностью;
- участие представителей соответствующих органов в координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов;
- участие прокуроров в заседаниях органов представительной власти, местного самоуправления;
- предварительное ознакомление прокуроров с проектами нормативных правовых актов, принимаемых органами власти.
На практике могут применяться и иные формы взаимодействия, главное, чтобы они строились с учётом требования о соблюдении законности в пределах компетенции каждого субъекта отношения и оказывали бы положительное влияние на эффективность выполнения общих задач.
При осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства уполномоченный прокурор активно взаимодействует с такими специальными федеральными контрольно-надзорными службами как:
- Государственная инспекция труда;
- Федеральная служба государственной статистики;
- Федеральной налоговой службой;
- Федеральной службой судебных приставов;
- Росреестра;
- отделения Пенсионного фонда;
- фонда социального
страхования и другими
Особенности правовой регламентации организации и деятельности органов контроля заключаются в том, что их правовые статусы приняты во исполнение и развитие федеральных законов и указов Президента РФ, соответствуют им. С учетом организационно-правового статуса органов контроля прокуратура призвана строить отношения с ними так, чтобы обеспечить получение более полной информации о нарушениях и нарушителях законов и обстоятельствах, способствующих нарушению законов; не подменяя органов контроля, требовать от них проведения мероприятий, направленных на выявление и устранение нарушений законов, анализировать результативность актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов.
Прокуратура в соответствии с предоставленными ей полномочиями, с одной стороны, вправе обязывать органы контроля проводить проверки в подконтрольных организациях и на предприятиях, требовать выделения специалистов для выяснения возникших в надзорной деятельности вопросов, а с другой стороны – прокуроры сами проверяют законность и полноту принимаемых контролирующими органами мер для устранения выявленных нарушений и привлечения виновных к ответственности.
Так прокурор может направить материалы проверок в федеральную инспекцию труда для возбуждения производства по административному правонарушению или для возбуждения уголовного дела в случае выявления нарушения трудовых прав работников.
Отделом Государственной Инспекции труда в Саратовской области г.Балаково по результатам проверок в органы прокуратуры и следственного комитета по направлено 83 материала для привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и охране труда, в том числе:
- в связи с несчастными случаями на производстве - 79;
- нарушение оплаты труда – 4 (1 в отношении директора ООО «ИнТехМонтаж»)
§3. Организация работы и полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства.
Важным условием эффективности деятельности прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением трудовых прав граждан является системная организация работы на основе всестороннего постоянного анализа, предполагающего систематический сбор, обработку и своевременную реализацию информации о состоянии законности в этой сфере.3
Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уполномоченный прокурор в полную меру использует полномочия, представленные ему законодательством.
Полномочия прокуратуры в общем виде определены Федеральным законом от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов действующих на территории России, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Ни каких изъятий для трудового законодательства в данном случае не сделано.
При осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства, прокурорские работники руководствуются Приказом Генпрокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 17 декабря 2007 года № 195.
Для осуществления прокурорской проверки за исполнением трудовых прав граждан необходимы хорошие знания трудового законодательства и практики его применения. Для этого необходимо иметь к нему доступ. В связи с этим необходимое внимание уделяется обеспечению прокурорских работников законодательными и другими нормативными правовыми актами.
Генеральный прокурор ориентирует нижестоящих прокуроров анализировать выполнение работодателями обязанностей по соблюдению трудовых прав работников.
Для обеспечения соблюдения трудовых прав граждан прокурорам необходимо обладать объективной и полной информацией о предприятиях, находящихся на поднадзорной территории, на которых произведено или планируется высвобождение работников в связи с сокращением численности или штата работников организации, введены неполный рабочий день или не полная рабочая неделя. Кроме того, необходимо обращать внимание на организации, работники которых в массовом порядке отправлены в отпуска без сохранения заработной платы, либо находящиеся в простое.
Правильное планирование работы невозможно без достаточного информационного обеспечения, определенной аналитической работы.
Что касается прав граждан в сфере трудовых отношений, необходимо установить какие именно права были нарушены, а далее определять способы и меры реагирования. В любом случае необходимо рассмотреть возможность применения всех полномочий представленных прокурору законом для достижения наилучшего результата, а именно не только устранения нарушения и восстановления положения работника, но и недопущение подобных нарушений впредь.
Возможны два способа выявления нарушений трудового законодательства.
Первый - это непосредственное восприятие их прокурором. Очень многие нарушения законов о труде доступны для такого восприятия (например: издание незаконных правовых актов). Прокурор может непосредственно выявить и другие нарушения, которые не облекаются в письменную форму: применение сверхурочных работ, привлечение подростков и беременных женщин к тяжелым работам и т.д.
Второй – это опосредованное установление нарушений трудового законодательства на основании различных данных, сведений.
Информацию, которую получает прокурор в результате проведенного непосредственного наблюдения на объекте, может характеризовать широкий круг вопросов обеспечения законности. Так, по состоянию средств техники безопасности на производстве может быть составлена исчерпывающая информация о соблюдении законодательства об охране труда.