Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:11, дипломная работа
Цель данной дипломной работы является раскрытие содержания и специфики прокурорского надзора в данной сфере. Цель достигается путем решения следующих задач:
- определение понятия предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства;
- изучение способов взаимодействия органов прокуратуры с иными контрольно-надзорными органами при осуществлении надзора в данной сфере;
- исследование правовых средств органов прокуратуры по надзору за исполнением трудового законодательства;
Введение……………………………………………………………….………….…3
Глава 1. Прокуратура, как орган защиты трудовых прав граждан.
§ 1. Общая характеристика прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства………………………………………………………...7
§2. Взаимодействие прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства с ее структурными подразделениями и с иными контрольно-надзорными органами……………………………..…….11
§3. Организация работы и полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства…………………………...16
Глава 2. Методика организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства.
§ 1. Проверка законности заключения, изменения и прекращения трудовых договоров………………………………………………………………..30
§ 2. Проверка исполнения законодательства об оплате труда……………37
§3. Проверка законодательства о режиме рабочего времени и времени отдых…………………………………………………………………………….…..43
§ 4. Проверка соблюдения законодательства, регулирующего особенности труда отдельных категорий работников…………………………….……….…...47
§ 5 Проверка соблюдения законодательства об охране труда……………54
§ 6 Проверка законности применения дисциплинарных взысканий……..59
Заключение……………………………………………………………………..….64
Список используемой литературы и источников…………………….……...70
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Прокуратура, как орган защиты трудовых прав граждан.
§ 1. Общая характеристика прокурорского
надзора за исполнением трудового
законодательства……………………………………
§2. Взаимодействие прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства с ее структурными подразделениями и с иными контрольно-надзорными органами……………………………..…….11
§3. Организация работы и полномочия
прокурора при осуществлении
надзора за исполнением трудового
законодательства…………………………...
Глава 2. Методика организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства.
§ 1. Проверка законности заключения,
изменения и прекращения трудовых
договоров………………………………………………………
§ 2. Проверка исполнения законодательства об оплате труда……………37
§3. Проверка законодательства о режиме
рабочего времени и времени отдых…………………………………………………………………
§ 4. Проверка соблюдения законодательства,
регулирующего особенности труда отдельных
категорий работников…………………………….……….…...
§ 5 Проверка соблюдения законодательства об охране труда……………54
§ 6 Проверка законности применения дисциплинарных взысканий……..59
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы и источников…………………….……...70
Введение
Актуальность темы. Рыночные преобразования в экономике Российской Федерации обусловили существенные изменения в правовом регулировании социально-трудовых отношений, правовом положении субъектов трудового права государства, работодателей и работников, органов государственного надзора и контроля. В современных условиях государство предоставляет возможность сторонам трудовых правоотношений самостоятельно регулировать трудовые отношения в установленных законодательством формах.
В последнее время
значительно увеличилось число
грубых нарушений трудового
В этих условиях возрастает роль прокурорского надзора за соблюдением прав граждан в сфере трудовых отношений. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства – это одно из направлений общенадзорной деятельности. Осуществляя надзор за исполнением трудового законодательства, прокуроры выявляют нарушения законности и принимают меры, направленные на их устранение. Эти меры состоят в возбуждении деятельности органов управомоченных государством разрешать возникающие в обществе правовые конфликты, восстанавливать нарушенные права и привлекать правонарушителей к ответственности.
Труд во времена нашего гражданского общества, это одно из неотъемлемых условий его развития. В процессе труда мы создаем для себя духовные и материальные блага. В случае, когда наши права на труд нарушаются какими-либо субъектами, это приводит к дестабилизации в стране в целом. Прокуратура это орган, который необходим для эффективной борьбы с нарушениями законов о труде.
Тема моей дипломной
работы называется «Прокурорский надзор
за исполнением трудового
Степень научной разработанности темы. Данная проблематика изучалась отечественной юридической наукой, это свидетельствует о разработанности темы. Достаточно большой вклад в развитие прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства, внесли такие ученые как В.Г. Бессарабов, Ю.Е. Винокуров, И.С. Викторов, А.Я. Сухарев и многие другие.
Объектом дипломного исследования являются правоотношения, возникающие при осуществлении прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации.
Цель данной дипломной работы является раскрытие содержания и специфики прокурорского надзора в данной сфере. Цель достигается путем решения следующих задач:
- определение понятия
предмета и пределов
- изучение способов
взаимодействия органов
- исследование правовых средств органов прокуратуры по надзору за исполнением трудового законодательства;
- анализ организации
работы прокурора по надзору
за исполнением трудового
- изучение особенностей
методики и тактики
- выявление и анализ
особенностей методики
Проанализированы данные правоприменительной практики органов прокуратуры в области охраны труда. Исследованы статистические данные, характеризующие деятельность прокуратуры Саратовской области по надзору за исполнением трудового законодательства.
На защиту данной дипломной работы выносятся следующие основные положения:
а) соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов в сфере труда;
б) соответствие правовых актов, издаваемых в сфере труда органами и должностными лицами;
в) соблюдение трудовых прав граждан.
Аналитическая работа в органах прокуратуры по обеспечению законности в сфере труда должна строиться на основе дифференцированного подхода с акцентом на наиболее актуальные проблемы (невыплата заработной платы, нарушения в сфере охраны труда и другие).
Структура работы: дипломная состоит из введения, двух глав, девяти параграфов и заключения.
Глава 1. Прокуратура, как орган защиты трудовых прав граждан.
§1. Общая характеристика прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства.
Прокуратура Российской Федерации всегда делала упор на осуществление надзора за исполнением законов, закрепляющих правовой статус личности, способствуя тем самым реальному обеспечению представленных гражданам Конституцией Российской Федерации прав и свобод. Немаловажно отметить, что основные направления работы прокурора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина исходя из особенностей конкретно-исторической ситуации в целом в стране, определенном регионе и показателей состояния законности1.
Главной задачей прокуратуры является осуществление общего надзора за соблюдением законодательства, в том числе и трудового в Российской Федерации, то есть прокуратура не является специализированным органом по надзору и контролю в сфере труда.
В настоящее время органами прокуратуры приоритетное значение придается защите закрепленных в Конституции Российской Федерации трудовых прав. Генеральная прокуратура Российской Федерации проводит большую работу, направленную на защиту трудовых и иных социальных прав граждан.2
Как последствия финансового кризиса можно рассматривать затруднения с выплатой заработной платы, планируемые массовые сокращения численности или штата работников организаций, индивидуального предпринимателя. На многих предприятиях вводится режим неполного рабочего времени, работники отправляются в отпуска без сохранения заработной платы.
Задача прокуратуры в этих условиях - не допустить нарушений основополагающих принципов закрепленных в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, таких как:
- свобода на труд, включая право на труд, свободно выбранный;
- запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
- защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
- обеспечение прав каждого работника на справедливые условия труда, на условия труда отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
- равенство прав и возможностей работников;
- обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном объеме выплату справедливой заработной платы;
- обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей;
- установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением их прав;
- обеспечение права работника на государственную защиту трудовых прав и свобод, а так же иные принципы, а в случае выявления нарушений основополагающих принципов принимать все необходимые меры по их устранению.
Согласно ст. 1 Федерального Закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокурорский надзор
за исполнением трудового
во-первых, общими свойствами, принадлежащими всей отрасли надзора в целом;
во-вторых, специфическими особенностями, присущими только данному виду надзора.
В прокурорском надзоре за исполнением трудовых прав граждан имеется ряд существенных особенности в методике выявления правонарушений (использование специальных документов, материалов, в которых содержатся сведения о нарушениях трудового законодательства, привлечение специалистов в области охраны труда) и реагирования на них.
Все особенности прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства обусловлены его предметом.
Предметом прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства является соблюдение данного законодательства, действующего на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а так же органами управления и руководителями организаций. Так же включается соответствие законам правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами и должностными лицами.
Речь идет о максимально широком понимании категории «законодательство», которая включает в себя всю существующую на момент проведения надзора нормативную правовую базу, регламентирующую применение труда работников.
Статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации от 31 декабря 2001 года № 197-ФЗ дает перечень правовых актов, которые содержат нормы трудового права:
- Конституция Российской Федерации;
- правовые акты международных
организации, в которых