Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:01, реферат
Необходимость развития социальной политики в рамках Европейского Союза является следствием экономического и социального развития, и она тесно связана с интеграцией национальных экономик на пространстве Европейского Союза.
Однако, несмотря на огромный прогресс, развитие социальной политики ЕС всегда значительно отставало от развития экономической политики. Этому есть свое объяснение, в частности, изначально цели, которые преследовали европейские страны при объединении, были чисто экономическими. К тому же различия в подходах к регулированию трудовых отношений и социального страхования на национальном уровне порой весьма существенные.
Правовые основы свободного передвижения рабочей силы
и социальная политика ЕС
1. Развитие социальной политики ЕС
Необходимость развития социальной политики в рамках Европейского Союза является следствием экономического и социального развития, и она тесно связана с интеграцией национальных экономик на пространстве Европейского Союза.
Однако, несмотря на огромный прогресс, развитие социальной политики ЕС всегда значительно отставало от развития экономической политики. Этому есть свое объяснение, в частности, изначально цели, которые преследовали европейские страны при объединении, были чисто экономическими. К тому же различия в подходах к регулированию трудовых отношений и социального страхования на национальном уровне порой весьма существенные. Причин этому множество, в частности, это происходит ввиду того, что на протяжении длительного процесса эволюции нации формируются специфичные национальные особенности, которые оказывают влияние и на развитие права.
Основные цели, которые преследовали страны-участницы при подписании Римского договора1, заключались в создании общего рынка, то есть обеспечение свободного передвижения продукции (товаров и услуг) и факторов производства (рабочей силы и капитала).
Сообществу виделось, что экономическая интеграция сможет обеспечить оптимальное распределение ресурсов по всему Сообществу, и экономический рост, в свою очередь, автоматически приведет к «постоянному улучшению условий жизни и труда … народов» (как говорится в Преамбуле). Этот подход представлял собой победу классической неолиберальной концепции рынка.2 И хотя Римский договор содержал раздел, озаглавленный «Социальная политика», однако его положения были в большой степени декларативными и предоставляли гражданам мало прямых прав.
Например, ст. 118 (в новой редакции – ст. 156) возложила на Еврокомиссию задачу обеспечить тесное сотрудничество между государствами-членами и содействовать координации их действий во всех областях социальной политики, в частности по вопросам, относящимся к следующим сферам:
- занятости,
- трудовому праву и условиям труда,
- профессиональному обучению,
социальному обеспечению и повышению квалификации,
- социальному обеспечению,
- предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
- гигиене труда,
- праву на объединение в профсоюзы и коллективным переговорам между работодателями и наемными работниками.
В соответствии с данной статьей Комиссия наделялась только процессуальными полномочиями организовывать консультации в рамках предусмотренных тем, но она не могла требовать от стран-участниц достижения каких-либо конкретных результатов и отменять нормы национального законодательства.
Другие социальные гарантии, закрепленные в разделе, посвященном вопросам социальной сферы, были столь же общими. Например, ст. 121 (в новой редакции ст. 144) разрешила Совету поручать Комиссии задачи в связи с «внедрением общих мер», в частности в том, что касается социального обеспечения трудовых мигрантов. Ст. 122 (в новой редакции ст. 145) требовала от Комиссии включить отдельный раздел о «социальном развитии» в ежегодный отчет Европарламенту, а ст. 128 (в новой редакции ст. 150) требовала, чтобы Совет «заложил общие основы» для внедрения единой политики профессионального образования. Единственным положением, которое, возможно, имело некую практическую значимость, была ст. 119 (в новой редакции ст. 141) о равных правах для мужчин и женщин в области оплаты труда – но даже это обязательство относилось к странам-членам, а не к работникам.
В итоге, экономическая и социальная политики, традиционно взаимосвязанные на внутригосударственном уровне, оказались отделены друг от друга, и приоритет на долгое время остался за экономической политикой.
В то же время Римский Договор содержал положения, касающиеся свободы передвижения, которая была крайне важной для дальнейшего развития экономики. Благодаря тому, что работники могут переезжать в поисках доступной работы, они перемещаются из районов, где труд дешевый и имеется избыток рабочей силы, в те места, где есть спрос, свободная циркуляция трудовых ресурсов обеспечит выравнивание условий конкуренции. Для достижения этой цели в Договор были введены ст. 48 – 66 (в новой редакции ст. 39 – 55), призванные устранить препятствия к свободному передвижению людей, и к ним добавилась ст. 123 (в новой редакции ст. 146), учреждающая Европейский социальный фонд, призванный облегчать трудоустройство и увеличивать географическую и профессиональную мобильность людских ресурсов.
Однако вскоре стало понятно, что экономическая интеграция невозможна без социального аспекта.
Единый Европейский Акт 1986 года был первым серьёзным пересмотром Римского договора 1957 года. Внесенные изменения и дополнения в Римский договор способствовали развитию европейского социального права. Появились новые нормы о повышении безопасности труда и улучшении здоровья работников (ст. 118а, в новой редакции ст. 137), о развитии на европейском уровне переговоров и соглашений между социальными партнерами.
Далее свидетельством внимания Сообщества к социальной политике является принятая в 1989 г. Хартия основных социальных прав ЕС3. В определенном смысле Хартия не являлась радикальным документом: ее Преамбула все еще содержит подтверждение старых убеждений, что завершение формирования внутреннего рынка – это «наиболее эффективное средство создания рабочих мест и обеспечения максимально высокого благосостояния в Европейском Сообществе».
С другой стороны, Хартия действительно содержит ряд прав, ответственность за обеспечение которых лежит на государствах-членах, и она действительно признает, что социальным и экономическим аспектам Европейского сообщества придается «одинаковая важность» и что их нужно «развивать сбалансировано».
Основными социальными правами работников Сообщества Хартия, признает такие как свобода передвижения, свобода труда, право на справедливое вознаграждение, достойные условия жизни и труда, социальная защита, профессиональная подготовка, равенство прав и возможностей для мужчин и женщин, право на информацию, право на охрану здоровья и безопасности на рабочем месте, защиту детей и подростков, а также пожилых людей и инвалидов.
В области коллективных прав Хартия содержит право на свободу объединений, право на ведение коллективных переговоров и составление коллективных договоров, что в результате могло привести к «договорным взаимоотношениям», и право прибегать к коллективным действиям в случае конфликта интересов, включая право за забастовку.
Предполагалось, что Хартия получит обязательную силу, но на заседании Европейского Совета за нее проголосовали все страны-участницы. Кроме Великобритании, в связи с чем Совет придал Хартии рекомендательный характер. Тем не менее, в 1992 году при подписании Протокола и Соглашения о социальной политике страны-участницы сослались на Хартию как на основной документ, определяющий социальную политику Сообщества, а в 1998 году Хартия была подписана и Великобританией.
Заключенный в Маастрихте в 1992 году Договор о Европейском Союзе4 в свою очередь внес существенными изменениями в Римский договор. В программе действий Сообщества во главу угла теперь ставилось желание бороться с безработицей. В Статье 2 Договора о Европейском Сообществе заявляется, что задачей Сообщества будет пропагандировать внутри Сообщества «сбалансированный неинфляционный рост, сохранение высокого уровня трудоустройства и социальной защиты, повышение стандартов и качества жизни, а также экономическую и социальную сплоченность и солидарность среди государств-членов». Это новые задачи способствовали переименованию раздела «О социальной политике» в раздел «Социальной политики, образования, профессиональной подготовки и дел молодежи».
Первоначально предлагалось изменить Статьи 117 – 122 Договора о Европейском экономическом сообществе для расширения его социальной компетенции, но эта идея встретила упорное сопротивление со стороны Великобритании. Для того чтобы обеспечить согласие Великобритании с Договором о Европейском Союзе в целом, было решено удалить эти изменения из главной части Договора и поместить их в отдельный протокол и соглашение (Соглашение о социальной политике (SPA) и Протокол о социальной политике (SPP), вместе называемые Социальным разделом), которые не относились бы к Великобритании.
Соглашение SPA расширило компетенцию Союза в социальной сфере, а также увеличило области, в которых меры могли быть приняты голосованием квалифицированного большинства. Таким образом, меры, касающиеся условий труда, информирования и консультирования работников, равенства мужчин и женщин в отношении возможностей рынка труда и отношений на работе могут быть введены голосованием квалифицированного большинства. Дополнительно Совет министров может единогласно принять меры в области социального обеспечения и социальной защиты работников, защиты работников в случае расторжения трудового договора, представления и коллективной защиты интересов наемных работников и работодателей, включая участие работников в управлении предприятием и условия найма для граждан третьих стран, легально проживающих на территории стран Сообщества (ст. 2 (3), в новой редакции ст. 137 (3)). Однако ст. 2 (6) (в новой редакции ст. 137 (5)) четко предусматривала, что «положения этой Статьи не касаются оплаты труда, права на объединения, права на забастовку и права на введение локаута».
Также SPA уделяет большое внимание социальному диалогу между работниками и работодателем, результатом которых может быть заключение коллективного договора.5
2 октября 1997 года был подписан Амстердамский договор6 (вступил в силу 1 мая 1999 года), который внёс существенные изменения в Маастрихтский договор. В частности, ст. 117 (в новой редакции ст. 136) подверглась пересмотру и теперь включала четкую ссылку на «фундаментальные социальные права, в частности права, установленные Европейской хартией, принятой в Турине 18 октября 1961 года, и в Хартии основных социальных прав трудящихся Сообщества 1989 года».
Также изменения коснулись принципа равенства полов, в ст. 3 говорится о том, что Сообщество будет стремиться к устранению неравенства и к пропаганде равенства между мужчинами и женщинами.
Новая для Сообщества задача «обеспечения высокого уровня трудовой занятости и социальной защиты» была добавлена в Статью 2 Договора о Европейском Сообществе, и задача «обеспечения высокого уровня трудовой занятости» стала ведущей тенденцией.
На саммите в Лиссабоне
в марте 2000 года Союз поставил перед
собой новую и перспективную
стратегическую цель – «стать самой
конкурентоспособной и
2. Свободное перемещение рабочей силы
В условиях экономической интеграции предприниматели вступают в конкуренцию между собой: каждый из них несет различный размер трудовых затрат, поскольку в их распоряжении находится рабочая сила, готовая работать в разных условиях. В итоге данные различия приводят к настоящей конкурентной борьбе предприятия разных государств ЕС, так как одни находятся в более выгодном положении по отношению к другим ввиду своих национальных особенностей. Кроме того, это может затронуть конкуренцию на рынке, вызывая колебания вследствие различных трудовых затрат в различных государствах. Предприятия получают конкурентные преимущества благодаря данным различиям, размещая свои филиалы в наиболее благоприятных с их точки зрения государствах. Чтобы избежать оттока предприятий, государствам пришлось бы снизить уровень защищенности трудящихся, становясь тем самым более привлекательными для предприятий в ущерб собственным рабочим. Данное явление известно как социальный демпинг и является следствием процесса экономической интеграции.
Все эти процессы привели к тому, что возникла необходимость формирования такого рынка труда в рамках ЕС, на котором рабочая сила могла бы свободно перемещаться; тем самым достигается наилучший баланс между спросом и предложением. С другой стороны, встал вопрос о сближении национальных законодательств в области труда, чтобы сделать однородными конкурентные условия среди различных членов Европейского Союза.
В соответствии со ст. 39 Договора о ЕС (бывшая ст. 48), свободное передвижение работников означает, что каждый гражданин ЕС имеет право на труд в любой стране ЕС, в то же время проживая в другом государстве ЕС. Это право подразумевает, что каждый гражданин ЕС имеет право:
Информация о работе Правовые основы свободного передвижения рабочей силы и социальная политика ЕС