Правовой режим земель природоохранного назначения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Заповедники, заказники, национальные парки являются неотъемлемой частью природного достояния Республики Беларусь. Земли природоохранного назначения в Республике Беларусь принадлежат исключительно государству. Земли природоохранного назначения имеют особенности и в правовом режиме. Все больше появляется новых заповедников, заказников, национальных парков. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 72.58 Кб (Скачать)

В границах памятника природы  с учетом специфики расположенных  на его территории особо охраняемых природных комплексов и объектов охранными документами памятника природы устанавливается единый или территориально дифференцированный режим его охраны и использования с ограничением отдельных видов деятельности и природопользования. Особенности режима охраны и использования каждого памятника природы согласовываются с землепользователями и землевладельцами, земли которых расположены в его границах. Вместе с тем землепользователи и землевладельцы, земли которых расположены в границах памятника природы, обязаны соблюдать установленный режим его охраны и использования.

Согласно статье 40 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» любая деятельность, угрожающая сохранности памятника природы, запрещается.

В соответствии со статьей 63 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в целях сохранения полезных качеств окружающей среды  в Республике Беларусь выделяются территории, подлежащие специальной охране. Специальной  охране (помимо курортных зон, зон  отдыха, зон санитарной охраны месторождений лечебных минеральных вод и лечебных сапропелей и др.) подлежат также водоохранные полосы (зоны) рек и водоемов.

Правовой режим специальной  охраны указанных территорий устанавливается законодательством. Так, в соответствии со статьей 75 Водного кодекса Республики Беларусь водоохранные зоны со специальным режимом устанавливаются для предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов и сохранения среды обитания животного и растительного мира на землях, прилегающих к руслам водотоков или акваторям водоемов. Как правило, в пределах водоохранных зон запрещается: обработка ядохимикатами и подкормка минеральными удобрениями сельскохозяйственных и лесных угодий с применение авиации; размещение и строительство объектов для хранения токсичных веществ, отходов производства, скотомогильников, кладбищ, автостоянок, очистных сооружений и проч. Кроме того, в пределах водоохранных зон выделяются прибрежные полосы строгого охранного режима, на которых хозяйственная деятельность регламентируется в особом порядке: запрещается распашка земель, выпас скота, размещение садоводческих товариществ, баз отдыха и др. Специальный режим хозяйственной деятельности в водоохранной зоне рек и водоемов регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2006 г. № 377 «Об утверждении Положения о порядке установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов и режиме ведения в них хозяйственной деятельности и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» [10, c. 111].

По состоянию на 1 января 1995 г. (на момент разработки Схемы 1995 г.) на территории Республики Беларусь существовало 79 особо охраняемых природных территорий ( далее - ООПТ) общей площадью 794,1 тыс. га (около 3‚8% территории страны)‚ в том числе два заповедника площадью 145,2 тыс. га‚ национальный парк «Беловежская пуща» (87,3 тыс. га) и 76 заказников общей площадью 561,5 тыс. га. После утверждения Схемы 1995 г. были созданы национальный парк «Браславские озера» (71,5 тыс. га) и шесть заказников общей площадью 32,8 тыс. га.

На 1 января 2009 г. система ООПТ республиканского значения представлена двумя заповедниками (Березинский биосферный заповедник, Полесский государственный радиационно-экологический заповедник)‚ четырьмя национальными парками («Беловежская пуща», «Браславские озера», «Нарочанский» и «Припятский»)‚ более 100 заказниками общей площадью почти 900 тыс. га‚ или около 5% от площади Беларуси. Систему ООПТ республиканского значения дополняют заказники местного значения‚ создаваемые по решению местных исполнительных и распорядительных органов. В настоящее время в республике насчитывается более 700 заказников местного значения общей площадью около 500 тыс. га. [10, с. 112]

Таким образом, в состав земель природоохранного назначения входят:

  • земли заповедников;
  • земли национальных парков;
  • земли заказников;
  • земли памятников природы.

Для каждой из данных категорий  земель установлен свой правовой режим, имеющий свои особенности. Правовой режим земель природоохранного назначения определяется различными нормативными правовыми актами, основным из которых является Закон «Об особо охраняемых природных территориях».

 

ГЛАВА 3

СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЯМИ ПРИРОДООХРАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ

 

Государственное управление в области функционирования и  охраны земель особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования осуществляются Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и иными уполномоченными на то государственными органами в соответствии с нормативными правовыми актами.

Президент Республики Беларусь в области функционирования и  охраны земель природоохранного назначения, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования:

  • утверждает Государственную программу развития системы особо охраняемых природных территорий;
  • принимает решения об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования заповедников, национальных парков, а также заказников республиканского значения в случае изъятия земельных участков у землепользователей для этих целей;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь и иными законами Республики Беларусь [10, c. 100].

В частности, Правительство  Республики Беларусь определяет государственную политику в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования; утверждает Схему рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения; утверждает границы, площадь и состав земель особо охраняемых природных территорий республиканского значения; определяет сроки передачи земель особо охраняемой природной территории республиканского значения в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление особо охраняемой природной территорией республиканского значения; устанавливает порядок осуществления государственного контроля охраны и использования особо охраняемых природных территорий. [4, ст. 7]

Компетенция местных Советов  депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в  области функционирования и охраны, особо охраняемых природных территорий определена статьей 9 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях». Так, местные Советы депутатов в пределах своей компетенции:

  • принимают решения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь;
  • осуществляют государственный контроль охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • осуществляют иные полномочия в области функционирования и охраны, особо охраняемых природных территорий в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь. [4, ст. 9 ]

Местные исполнительные и  распорядительные органы в области  функционирования и охраны, особо охраняемых природных территорий принимают решения об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения; утверждают границы, площадь и состав земель особо охраняемых природных территорий местного значения; осуществляют государственный контроль охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Кроме того, компетенция  местных Советов депутатов, местных  исполнительных и распорядительных органов в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий определена статьями 9, 24 и 25 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», в соответствии с которыми данные органы обеспечивают на соответствующей территории соблюдение нормативных правовых актов Республики Беларусь. В компетенцию местных Советов депутатов первичного и базового территориального уровня входит также распоряжение и контроль за использованием природных ресурсов, находящихся в ведении административно-территориальной единицы. [6, п. 5 ст. 24 и п. 8 ст. 25]

К органам общей компетенции  в области государственного управления, функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий относится Управление делами Президента Республики Беларусь. Указанный орган осуществляет руководство и контроль за деятельностью подведомственных заповедников и национальных парков, обеспечивает развитие их научно-технической, производственной и законодательной базы, а также подготовку кадров.

Минприроды в области  функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования в пределах своей компетенции:

    • обеспечивает реализацию государственной политики в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращение функционирования;
    • принимает решения об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования памятников природы республиканского значения без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей;
    • утверждает охранные документы памятников природы республиканского значения, объявленных без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей;
    • утверждает границы памятников природы республиканского значения, объявленных без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей;
    • определяет государственный орган, в оперативное управление которого передается памятник природы республиканского значения, объявленный без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей;
    • осуществляет государственный контроль охраны и использования особо охраняемых природных территорий [10, c. 101].

Согласно законодательству об особо охраняемых природных территориях  государственный контроль охраны и  использования особо охраняемых природных территорий, в том числе и земель, осуществляют в пределах своей компетенции соответствующие органы Минприроды Республики Беларусь, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы и иные специально уполномоченные государственные органы в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

Из вышесказанного следует, что к субъектам управления землями  природоохранного назначения относятся органы общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся Президент, Парламент, Совет Министров, местные исполнительные и распорядительные органы. К органам специальной компетенции относятся Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО  РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ПРИРОДООХРАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

На Украине земли природоохранного назначения делятся на 2 вида:

  1. Земли природно-заповедного фонда;
  2. Земли другого природоохранного назначения.

Правовой режим земель данной категории устанавливается  главой 7 Земельного Кодекса Украины. Так, статья 43 дает понятие землям природно-заповедного фонда. Согласно данной статье, земли природно-заповедного фонда - это участки суши и водного пространства с природными комплексами и объектами, имеющими особую природоохранную, экологическую, научную, эстетическую, рекреационную и иную ценность, которым в соответствии с законом предоставлен статус территорий и объектов природно-заповедного фонда.

Состав земель природно-заповедного  фонда определен статьей 44 Земельного кодекса Украины. К землям природно-заповедного фонда относятся природные территории и объекты (природные заповедники, национальные природные парки, биосферные заповедники, региональные ландшафтные парки, заказники, памятники природы, заповедные урочища), а также искусственно созданные объекты (ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки, парки-памятники садово-паркового искусства).

Статья 45 Земельного кодекса  Украины определяет использование земель природно-заповедного фонда. Земли природно-заповедного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. Порядок использования земель природно-заповедного фонда определяется законом.

Информация о работе Правовой режим земель природоохранного назначения