Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа
Заповедники, заказники, национальные парки являются неотъемлемой частью природного достояния Республики Беларусь. Земли природоохранного назначения в Республике Беларусь принадлежат исключительно государству. Земли природоохранного назначения имеют особенности и в правовом режиме. Все больше появляется новых заповедников, заказников, национальных парков. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ
Заповедники, заказники, национальные парки являются неотъемлемой частью природного достояния Республики Беларусь. Земли природоохранного назначения в Республике Беларусь принадлежат исключительно государству. Земли природоохранного назначения имеют особенности и в правовом режиме. Все больше появляется новых заповедников, заказников, национальных парков. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.
Целью работы является полное и всестороннее изучение правового режима земель природоохранного назначения.
Для конкретизации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Определить понятие и основные признаки земель природоохранного назначения;
2. Изучить состав и
правовой режим земель
3. Рассмотреть субъектов
управления землями
4. Сравнить правовой режим
земель природоохранного
При написании работы методологической
базой послужили такие
Предметом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в ходе использования и управления землями природоохранного назначения.
Объектом исследования данной курсовой работы являются земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
Д.М. Демичев в своем учебнике «Земельное право» (Особенная часть) очень подробно рассматривает правовой режим земель природоохранного назначения. Данному вопросу Д.М. Демичев посвящает отдельный раздел.
С.А. Балашенко в комментарии к Кодексу Республики Беларусь о земле раскрывает правовой режим земель природоохранного назначения. Определяет основание для объединения земель оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения в одну категорию, а также устанавливает основное целевое назначение для каждого из четырех видов земель.
Данная курсовая работа может быть использована в качестве лекционного материала, а также при подготовке студентов к семинарским занятиям
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЗЕМЕЛЬ ПРИРОДООХРАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Земли природоохранного назначения впервые в законодательстве Республики Беларусь выделены в самостоятельную категорию Кодексом о земле 1991 г. В соответствии с Кодексом о земле 1970 г. данные земли (земли заповедников, земли курортов, земли, занимаемые памятниками природы, истории и культуры) входили в состав земель промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения.
В рамках общего режима охраняемых территорий для особо охраняемых природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе объявляются особо охраняемые природные территории. Под особой охраной понимается совокупность запретов либо ограничений в целях выполнения специальных задач, возложенных на данную территорию и данные объекты.
Понятие «особо охраняемые территории» дано в Законе Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях». Под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли (включая атмосферный воздух над ним и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое‚ научное‚ историко-культурное‚ эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования. Основной целью объявления территорий особо охраняемыми природными территориями является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия [10, с. 98].
Земли природоохранного назначения
также относятся к особо
В целях охраны заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников , памятников природы от неблагоприятного антропогенного воздействия могут устанавливаться охранные зоны, в которых ограничиваются отдельные виды хозяйственной деятельности и природопользования.
Границы этих зон закрепляются на местности специальными информационными знаками. Земельные участки в пределах охранных зон и водоохранных полос у землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков не изымаются.
Категории и виды особо охраняемых природных территорий определяются в зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране, установленного режима охраны и использования, а также уровня государственного управления их функционированием.
Особо охраняемые природные территории могут иметь республиканское и местное значение, также могут быть признаны особо охраняемыми природными территориями международного значения.
Земли рассматриваемой категории:
Особенности земель природоохранного назначения заключаются в наличии признака заповедности. Заповедность по В. Далю означает запретное, неприкосновенное, завещаемое. [13, c. 618]
Для земель природоохранного назначения характерно проявление признака заповедования в трех его видах:
Режим абсолютного заповедования характерен для природных заповедников и памятников природы, в том числе живой природы. Он исключает хозяйственную и рекреационную деятельность как вмешательство человека в ход естественных процессов, несовместимое с целью заповедования. Такое вмешательство допустимо лишь в строго ограниченных случаях.
Режим относительного заповедования построен на сочетании абсолютного запрета с допущением ограниченной эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует организация многочисленных форм заказного режима — государственных природных заказников.
Смешанный режим наблюдается в практике образования и функционирования национальных природных парков, где наряду с зонами активного и пассивного отдыха могут выделяться зоны абсолютного покоя, исключающие вмешательство человека.
В целом земли природоохранного назначения находятся только в собственности государства и не подлежат разгосударствлению и приватизации. Кроме того, законодательство запрещает переводить особо охраняемые природные территории из государственной собственности в частную. Таким образом, юридические лица частной формы собственности и физические лица не имеют права создавать или иным образом приобретать право собственности на земли природоохранного назначения. Владение и пользование землями природоохранного назначения осуществляется уполномоченными государственными органами, юридическими лицами государственной формы собственности в соответствии с законодательством [10, c. 99].
Следует отметить, что создание заказников республиканского значения допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у землепользователей, а заказников местного значения - без изъятия земельных участков, поэтому к землям природоохранного назначения относятся только заказники республиканского значения, объявленные с изъятием земельных участков у землепользователей. Заказники, объявленные без изъятия земельных участков у землепользователей, располагаются на землях других категорий. Несмотря на то, что в состав особо охраняемых территорий согласно Закону «Об особо охраняемых природных территориях» включаются также памятники природы, земельные участки, занятые ими, не отнесены к землям природоохранного назначения. [4, ст. 31]
В случае необходимости предотвращения или смягчения вредных воздействий на природные комплексы и объекты, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, на прилегающих к ним территориях могут устанавливаться охранные зоны, в состав которых могут попасть земли любых категорий и которые используются при соблюдении установленного режима охранных зон.
Объявление и преобразование заповедников, национальных парков, заказников республиканского значения осуществляется в соответствии со Схемой рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. № 1919. [7]
Ранее схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения была утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 13 марта 1995 г. № 132.
Прекращение функционирования особо охраняемых природных территорий осуществляется в связи с окончанием выполнения возложенных на них задач‚ уничтожения особо охраняемых природных комплексов и объектов и других предусмотренных законодательством случаях.
Таким образом, к землям природоохранного назначения относятся земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников (за исключением охотничьих), памятников природы, водоохранные полосы (зоны) рек и водоемов. Основным признаком, которым должны обладать земли природоохранного назначения является признак заповедности.
ГЛАВА 2
СОСТАВ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ПРИРОДООХРАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
К землям природоохранного назначения в соответствии со статьей 6 Кодекса о земле относятся земли:
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» заповедником является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, изучения генетического фонда растительного и животного мира, типичных и уникальных экологических систем и ландшафтов, создания условий для обеспечения естественного течения природных процессов. [4, ст. 1]
Таким образом, Закон определяет природный заповедник в двух значениях: как природный комплекс, изъятый из хозяйственного оборота и имеющий экологическое, научное значение, и как территория, для изучения генетического фонда живой природы.
Объявление, преобразование и прекращение функционирования заповедника осуществляется решением Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь по представлениям Министерства природы и охраны окружающей среды (далее - Минприроды) или иного республиканского органа государственного управления.
Объявление заповедника осуществляется в два этапа:
1. Эколого-правовой - производится экологическое обоснование необходимости объявления той или иной территории заповедником. В этих целях органами Минприроды, научными учреждениями выверяются все ее признаки по экологическому, географическому и биологическому направлениям.
2. Земельно-правовой - проводится оформление изъятия и отвода земель под территорию заповедника.
При объявлении или преобразовании заповедника решением Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь утверждаются границы, площадь и состав земель заповедника, а также сроки передачи земель заповедника в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление заповедником.
В состав земель заповедника, образующих его территорию, входят земли, предоставленные в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление заповедником. Земли заповедника изымаются из хозяйственного оборота. При объявлении или преобразовании заповедника земли собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, расположенные в границах заповедника, но не образующие его территорию, объявляются охранной зоной заповедника. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости, а также иное имущество, расположенные на землях заповедника, находятся исключительно в собственности государства.
Основной особенностью правового
режима заповедника является полное
изъятие всего природного комплекса
из хозяйственного и рекреационного
использования, запрещение любого вмешательства
человека в естественные процессы природы,
если оно противоречит целям и
задачам организации и
Вместе с тем на территории
заповедника допускается
Информация о работе Правовой режим земель природоохранного назначения