Правовой режим земель природоохранного назначения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Заповедники, заказники, национальные парки являются неотъемлемой частью природного достояния Республики Беларусь. Земли природоохранного назначения в Республике Беларусь принадлежат исключительно государству. Земли природоохранного назначения имеют особенности и в правовом режиме. Все больше появляется новых заповедников, заказников, национальных парков. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 72.58 Кб (Скачать)

На специально выделенных участках заповедника, не включающих природные комплексы и объекты, ради которых создавался заповедник, допускается деятельность, направленная на обеспечение функционирования заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с положением о заповеднике [10, c. 105].

Национальным  парком является территория, объявленная таковой с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, восстановления нарушенных природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность, и устойчивого их использования в природоохранных, научных, просветительских, оздоровительных и рекреационных целях.[4, ст. 1]

Национальный парк — это наиболее оптимальная форма заповедования, сочетающая в себе сохранение в естественном состоянии и восстановление природных комплексов и объектов с их генетическим фондом растений и животных, с использованием части их территории в природоохранных и научных целях, в интересах организации отдыха и оздоровления населения, регулируемого туризма, пропаганды знаний о природе.

Объявление, преобразование и прекращение функционирования национального парка осуществляется по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь по представлениям Минприроды или иного республиканского органа государственного управления.

При объявлении или преобразовании национального парка решением Президента Республики Беларусь, Правительства  Республики Беларусь утверждаются:

  • границы, площадь и состав земель национального парка;
  • границы, площадь и состав земель заповедной зоны и зоны регулируемого использования;
  • сроки передачи государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление национальным парком, в постоянное пользование земель, необходимых для обеспечения его охраны и функционирования.

В состав земель национального парка  входят земли, предоставленные в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление национальным парком, а также земли иных землепользователей. В состав земель национального парка, образующих его территорию, не входят земли населенных пунктов, транспорта, связи, обороны и иные земли, расположенные в границах национального парка, но специальное назначение, которых не отвечает природоохранным целям.

При объявлении или преобразовании национального парка все земли, образующие его территорию, а также  земли, расположенные в его границах, объявляются охранной зоной национального парка. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости, а также иное имущество, расположенные на землях национального парка, предоставленных в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление национальным парком, находятся только в собственности государства.

За государственным природоохранным  учреждением, осуществляющим управление национальным парком, закрепляются на праве оперативного управления здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости, расположенные на его землях, а также иное имущество государственной формы собственности. Данные объекты и имущество также находятся исключительно в собственности государства.

Для правового режима национального  парка и его земель характерен принцип зонирования, согласно которому вся территория парка разбивается  на несколько зон. Каждая из этих зон  наделяется тем правовым режимом, который  вытекает из ее целей и задач. С  учетом природоохранной, научной, рекреационно-оздоровительной, историко-культурной, хозяйственной и другой ценности природных комплексов, а также иных объектов национального парка в его границах законодательством выделяются следующие зоны:

• заповедная зона, предназначенная для сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, обеспечения условий их есте-ственного развития, в границах которой запрещаются все виды деятельности, кроме проведения научных исследований и мероприятий по ее охране;

• зона регулируемого использования, предназначенная для сохранения природных комплексов и объектов, обеспечения условий их естественного развития и восстановления, в границах которой устанавливается режим охраны и использования, ограничивающий отдельные виды хозяйственной и иной деятельности и использование природных ресурсов в соответствии с положением о национальных парках;

• рекреационная зона, предназначенная для осуществления туризма, отдыха и оздоровления граждан, в границах которой устанавливается режим, обеспечивающий охрану и устойчивое использование рекреационных ресурсов;

• хозяйственная зона, предназначенная для обеспечения функционирования национального парка, в границах которой осуществляется хозяйственная и иная деятельность с использованием природоохранных технологий, не препятствующая сохранению особо охраняемых природных комплексов и объектов, туристических и рекреационных ресурсов.

Проектом территориальной  организации национального парка  устанавливаются границы зон, необходимых для обеспечения функционирования национального парка, жизнедеятельности местного населения, эксплуатации хозяйственных и иных объектов парка, а также регламентируются застройка, планируемое хозяйственное и иное использование территории национального парка.

Независимо от принадлежности территории национального парка  к той или иной зоне на его территории запрещается любая деятельность, которая может нанести вред природным комплексам и объектам и противоречит целям и задачам национального парка, в том числе разведка и разработка полезных ископаемых, а также размещение на территории национального парка садоводческих и дачных участков. [10, c. 107]

Заказником является территория, объявленная с целью сохранения, воспроизводства и восстановления природных комплексов и объектов, природных ресурсов одного или нескольких видов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других природных ресурсов. [4, ст. 1]

Согласно статье 30 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» в зависимости  от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране, заказники подразделяются на следующие виды:

  • ландшафтные или комплексные, предназначенные для сохранения и восстановления ценных природных ландшафтов и комплексов;
  • биологические (ботанические, зоологические), предназначенные для сохранения и восстановления редких, исчезающих, а также ценных в экологическом, научном, хозяйственном и культурном отношении растений, животных или отдельных особо ценных участков леса;
  • водно-болотные, предназначенные для сохранения водно-болотных угодий, имеющих особое значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц, в том числе в период миграции;
  • гидрологические (болотные, озерные, речные), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и связанных с ними экологических систем;
  • геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов или комплексов неживой природы. [4, ст. 30]

Приоритетной целью создания подавляющего большинства заказников явилось обеспечение охраны ценных растительных комплексов, уникальных и ценных ландшафтов, а также гидрологических  объектов.

В соответствии со статьей 31 Закона Республики Беларусь «Об особо  охраняемых природных территориях» объявление, преобразование и прекращение функционирования заказника республиканского значения осуществляются по решению Президента Республики Беларусь - в случае изъятия земельных участков у землепользователей для этих целей, а также по решению Правительства Республики Беларусь - в случае, если изъятия земельных участков у землепользователей для этих целей не требуется.

Объявление, преобразование и прекращение функционирования заказника местного значения осуществляются без изъятия земельных участков у землепользователей по решению соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа. Заказник местного значения, расположенный на территории нескольких административно-территориальных единиц, объявляется, преобразуется и прекращает функционирование на основании совместного решения соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. [4, ст. 31]

При объявлении или преобразовании заказника как республиканского значения, так и местного значения утверждаются границы, площадь и состав земель заказника, его охранной зоны в случае, когда такая зона устанавливается, а также положение о заказнике; определяются государственный орган, в управление которого  передается заказник, источники финансирования функционирования и охраны заказника, а также мероприятий, связанных с его объявлением, преобразованием.

Управление заказником осуществляется государственным органом в управление, которого передан заказник, либо государственным  природоохранным учреждением.

Объявление территории заказником допускается как с изъятием, так  и без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей. При условии соблюдения землевладельцами и землепользователями режима охраны и использования заказника земельные  участки у них не изымаются.

Основными задачами государственного природоохранного учреждения, осуществляющего  управление заказником, являются обеспечение  условий сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, находящихся на территории заказника.

В границах заказника с  учетом специфики расположенных  на его территории особо охраняемых природных комплексов и объектов Положением о заказнике устанавливается единый или территориально дифференцированный режим его охраны и использования с ограничением отдельных видов деятельности и природопользования. Землепользователи и землевладельцы, земли которых расположены в границах заказника, обязаны соблюдать установленный режим охраны и использования заказника. Особенности режима охраны и использования каждого заказника согласовываются с землепользователями и землевладельцами, земли которых расположены в границах заказника.

На территории заказника  в зависимости от целей его  объявления могут быть запрещены  распашка земель, мелиоративные работы, отдельные виды лесопользования и др. [10, c. 109].

Памятниками природы объявляются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, историко­культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты с занимаемой ими территорией с целью обеспечения условий сохранения уникальных, эталонных и иных ценных качеств, присущих данному природному комплексу или объекту, в интересах будущих поколений. [4, ст. 1]

Законодательство выделяет три признака, по которым отбираются природные комплексы и объекты в категорию памятников природы:

  • уникальность;
  • социальная ценность (научная, историко-культурная, экологическая, эстетическая);
  • нуждаемость в особой охране государства.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» объявление, преобразование и прекращение функционирования памятника природы республиканского значения осуществляются по решению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, памятника природы местного значения - по решению местного исполнительного и распорядительного органа, на подведомственной территории которого расположен ценный природный объект. [4, ст. 37]

При объявлении или преобразовании памятника природы:

- утверждаются границы  и площадь земель памятника  природы, его охранной зоны  в случае, когда такая зона  устанавливается, а также охранные  документы памятника природы;

- определяется государственный  орган, в управление которого  передается памятник природы.

Перечень и форма охранных документов памятника природы определяются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Охранные документы памятника  природы республиканского значения, объявленного с изъятием земельных  участков у землевладельцев и  землепользователей, разрабатываются государственным органом, вносящим представление об объявлении или преобразовании памятника природы. Охранные документы должны быть согласованы с органами Минприроды, за исключением случаев, когда представление об объявлении или преобразовании памятника природы вносится указанным Министерством.

Объявление, преобразование и прекращение функционирования памятника природы республиканского значения без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей осуществляется решением Минприроды.

Объявление, преобразование и прекращение функционирования памятника природы местного значения осуществляется решением соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа по представлениям территориальных органов Минприроды или иного органа государственного управления.

Государственный орган, принявший  решение об объявлении или преобразовании природного комплекса или объекта с занимаемой ими территорией памятником природы местного значения, утверждает границы, площадь земель памятника природы и его охранные документы. Памятники природы местного значения передаются в оперативное управление местных исполнительных и распорядительных органов.

Объявление природных  комплексов или объектов с занимаемой ими территорией памятниками природы допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей, на землях которых расположены природные комплексы или объекты, объявленные памятником природы. При условии соблюдения землевладельцами и землепользователями, на землях которых расположены природные комплексы или объекты, режима охраны и использования памятников природы земельные участки у них не изымаются. Расходы землевладельцев и землепользователей по обеспечению режима охраны памятника природы, расположенного в границах их земель, возмещаются за счет средств республиканского и местного бюджета.

Информация о работе Правовой режим земель природоохранного назначения