Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является детальное изучение правового регулирования отношений по охране труда.
В качестве задач работы определим следующие:
- охарактеризовать субъектов правоотношений по охране труда;
- изучить права работника и обязанности работодателя по охране труда;
- рассмотреть компетенцию органов управления охраны труда на предприятии и органов надзора и контроля за охраной труда.
Введение 3
1. Субъекты правоотношений по охране труда 5
2. Права работника и обязанности работодателя по охране труда 10
3. Органы управления охраны труда на предприятии, в организации 20
4. Органы надзора и контроля за охраной труда 24
Заключение 28
Задача 1 30
Задача 2 35
Список использованной литературы 41
Кроме
перечисленных задач и упомянутых функций
за соблюдением законодательства о труде
осуществляется и общественный контроль.
Эти функции выполняют профсоюзы.
Заключение
Подведем итоги курсовой работы.
1. Задача определения круга субъектов правоотношений по охране труда решается достаточно легко – для этого необходимо лишь обратиться к предмету данной правовой отрасли. Практически общепризнанно, что предмет российского трудового права составляет достаточно обширная группа общественных отношений, включающая в себя трудовое отношение, а также ряд других, которые условно можно подразделить на отношения предшествующие, сопутствующие трудовым и вытекающие из них.
Можно выделить два уровня субъектов – субъекты основные (стороны трудового правоотношения, т.е. работник и работодатель) и субъекты вспомогательные или производные (участники иных, не трудовых, отношений). Сущность вспомогательных (производных) субъектов трудового права заключается в том, что их способность к правообладанию в рамках этой правовой отрасли либо является производной от правосубъектности основных субъектов, либо направлена на обслуживание функционирования этих последних в качестве полноценных участников отношений в сфере труда.
К
числу субъектов, трудовая правосубъектность
которых носит вспомогательный,
служебный характер, без сомнения,
относятся государство и
2. К предпосылкам сложившегося неблагополучного положения в обеспечении безопасности труда, не только экономического, но и правового характера, можно отнести несовершенство действующего законодательства, которое влечет низкую эффективность государственного управления охраной труда.
Большие сомнения вызывает сама возможность выполнения в настоящее время положений ст.19 Федерального закона «Об Основах охраны труда в Российской Федерации, которая предусматривает, в частности, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется из средств бюджетов - федерального, субъектов РФ и местных; за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда, а также добровольных взносов организаций и физических лиц. К сожалению, ни в федеральном, ни в региональных бюджетах не заложено достаточных средств на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
В сложившейся на сегодняшний день в России ситуации очевидно, что фактический объем бюджетных средств, выделяемых на финансирование программ (федеральных и региональных), крайне недостаточен для разработки таких программ, которые могли бы оказать существенное управляющее воздействие на улучшение условий и охраны труда. Вряд ли стоит надеяться и на средства, получаемые от штрафов или добровольных взносов организаций и физических лиц.
Что же касается возможностей предприятий, то в ближайшие годы подавляющее их большинство будут решать задачу выживания. Создание безопасных условий труда отодвигается на отдаленную перспективу. Следует учитывать и то, что увеличение числа безработных отнюдь не способствует усилению внимания к вопросам охраны труда. Причем со стороны не только работодателя, но и самих работников, которые готовы согласиться на любую - даже во вредных условиях - работу. Улучшить положение с финансированием охраны труда можно лишь в том случае, если в соответствующих бюджетах оно будет предусмотрено отдельной строкой.
На законодательном уровне нужно урегулировать не только общие, принципиальные отношения, но и более частные, определяющие взаимодействие субъектов трудовых отношений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, как это имеет место во многих развитых экономиках.
3.
Ныне действующий Трудовой
В
заключение подчеркнем, что законодатель
должен твердо определить, в каких
случаях следует применять
Задача
1
На общем собрании работников организации в проект коллективного договора было предложено внести следующие предложения:
Вопросы:
Решение
1. Дайте понятие «коллективный договор».
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
В Рекомендации МОТ N 91 о коллективных договорах под «коллективным договором» подразумевается всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся, или, при отсутствии таких организаций, представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны.
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами.
Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.
Содержание
и структура коллективного
2. Какие функции выполняет коллективный договор в механизме правового регулирования трудовых отношений?
Из данного коллективного договора видно, что МОТ под коллективным договором понимает два вида актов - соглашения, заключаемые на уровне организации (коллективные договоры по принятой в России терминологии) и соглашения более высокого уровня (соглашения по социально-трудовым вопросам по терминологии, принятой в России).
Поэтому функции, выполняемые коллективным договором в механизме правового регулирования трудовых отношений, заключаются в полном и всестороннем регламентировании обязательств, вытекающих из коллективного договора; прав сторон коллективного договора; распространения действия коллективных договоров; их толкования и контроля за их соблюдением.
3.
Каково содержание
В соответствии со ст.41 ТК РФ и Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-I «О коллективных договорах и соглашениях» (с изменениями от 24 ноября 1995 г., 1 мая 1999 г., 30 декабря 2001 г., 29 июня 2004 г.) содержание и структуры коллективного договора определяются сторонами.
В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:
В коллективном договоре стороны вправе также:
1) установить дополнительные (т.е. не предусмотренные в нормах действующего законодательства) льготы и преимущества для отдельных работников (групп работников, например работающих женщин, работающих в ночное время и т.п.). При этом закон ориентирует работников на то, чтобы они учитывали реальное финансово-экономическое положение работодателя (и не навязывать в ходе ведения коллективных переговоров, заранее невыполнимые условия коллективного договора о таких льготах и преимуществах);
2)
предусмотреть любые иные
3) С другой стороны обязаны (а не только наделены правом) включить в коллективный договор:
4. Можно ли ввести в коллективный договор указанные предложения?
Вид, система оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала организации определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах. Следует полагать, что в условиях рынка труда при заключении трудового договора работник не может быть лишен возможности лично договариваться с работодателем об условиях оплаты его труда. Такое положение вещей противоречило бы принципу свободы трудового договора. При этом установленные в централизованном, отраслевом или локальном порядке гарантии (минимальный размер заработной платы, тарифы, поощрительные выплаты и т.п.) играют здесь роль “ориентиров” и не связывают волю сторон трудового договора. Недействительны лишь те условия договора, которые ухудшают положение работника по сравнению с законодательством о труде (ст. 57 ТК РФ).
Также отметим, что в соответствии с п.7 ст.243 ТК РФ, регламентирующей случаи полной материальной ответственности, имеем, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами.