Правовое регулирование охраны труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является детальное изучение правового регулирования отношений по охране труда.
В качестве задач работы определим следующие:
- охарактеризовать субъектов правоотношений по охране труда;
- изучить права работника и обязанности работодателя по охране труда;
- рассмотреть компетенцию органов управления охраны труда на предприятии и органов надзора и контроля за охраной труда.

Содержание

Введение 3

1. Субъекты правоотношений по охране труда 5
2. Права работника и обязанности работодателя по охране труда 10
3. Органы управления охраны труда на предприятии, в организации 20
4. Органы надзора и контроля за охраной труда 24

Заключение 28

Задача 1 30
Задача 2 35

Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование охраны труда_2007.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

      Обозначив общие положения по организации  охраны труда на уровне РФ, субъектов  РФ, отдельных организаций, теперь необходимо рассмотреть, каким образом все вышеуказанные положения, каждое из которых является составным элементом организации охраны труда, реализуются на практике. Одним из важных средств реализации вышеназванных положений по организации охраны труда является должностное лицо различного уровня с соответствующими полномочиями, деятельность в рамках которых способствует эффективному функционированию охраны труда как системы. Так, основными полномочиями органов федеральной инспекции охраны труда, в частности, являются следующие:

      Предоставление  заключений по проектам строительных норм и правил, других нормативных  документов о соответствии их требованиям  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

      Рассмотрение  и согласование проектов отраслевых и межотраслевых норм и правил по охране труда.

      Принятие  необходимых мер по привлечению  в установленном порядке квалифицированных  экспертов в целях обеспечения  применения положений трудового  законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, методов в работе, используемых материалов на состояние здоровья и безопасность работников.

      Права государственных инспекторов при  осуществлении ими контрольно-надзорной  деятельности в области охраны труда, указанные в статье 357 ТК РФ, можно  разделить на две группы:

      1. Права общего контрольного характера,  к которым можно отнести следующие:

      а) Беспрепятственное посещение при  наличии удостоверения установленного образца в любое время суток  всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы  собственности в целях проведения инспекции.

      б) Осуществление запросов у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, безвозмездное получение от них документов, объяснений, информации, необходимых для выполнения контрольных и надзорных функций.

      в) Изъятие для анализа используемых образцов, обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя и составлением соответствующего акта.

      2. Права административно-фискального  характера, к которым можно  отнести следующие:

      а) Расследование несчастных случаев  на производстве в установленном порядке.

      б) Предъявление работодателям и их представителям обязательных для исполнения предписаний:

  • об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • о восстановлении нарушенных прав работников;
  • привлечение виновных при наличии нарушений к дисциплинарной ответственности;
  • об отстранении виновных лиц от занимаемых ими должностей в установленном порядке.

      в) Приостановление работы организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, создающих угрозу жизни и здоровью работников.

      г) Направление в суды при наличии  государственной экспертизы условий  труда исков о ликвидации организаций  или прекращения деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.

      д) Отстранение от работы лиц, не прошедших  в установленном порядке:

  • обучение безопасным методам, приемам и способам выполнения работ;
  • инструктаж по охране труда;
  • стажировку на рабочих местах;
  • проверку знаний требований охраны труда.

      е) Запрещение использования и производства средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих  требованиям охраны труда.

      Если  говорить о профессиональных союзах и их инспекциях труда, то необходимо отметить, что при осуществлении своих полномочий они взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права. Профсоюзные инспекторы труда и уполномоченные доверенные лица в этой сфере от имени профсоюзов обладают достаточно широкими правами в сфере охраны труда.

      Однако, не понятна логическая схема построения прав уполномоченных доверенных лиц, указанных  в ст. 370 ТК РФ. Сначала в этой статье приводится перечень прав вышеуказанных лиц, а затем отдельным абзацем предусматривается, что уполномоченные доверенные лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

  • беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда;
  • вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
 
 

 

4. Органы надзора  и контроля за  охраной труда 

      Конституция в качестве основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст. 41), в том числе право работника на здоровые и безопасные условия труда. Не менее важны и другие права в самой распространенной сфере человеческих отношений - сфере труда. Для обеспечения законности на практике существует целая система органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой области, обязанности предприятий, учреждений и организаций по созданию соответствующих безопасных условий для работников.

      Цель  этих органов - не допустить нарушений.  В этой связи уполномоченные органы участвуют в приемке, сдаче выстроенных зданий и сооружений, требуя устранения в случаях выявления отклонений, теми или иными способами восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к ответственности. В зависимости от субъектов, осуществляющих надзор и контроль, принято считать, что надзорные функции носят преимущественно властный государственный характер, они осуществляются  государственными органами; контроль в большей мере связан с общественными функциями - профсоюзами, хотя законодательство использует термин «контроль» и применительно к государственным органам.

      Органы надзора,  обладая определенными властными полномочиями, вправе не только проводить соответствующие проверки на поднадзорных и подконтрольных объектах, но и давать администрации юридически обязательные указания об устранении выявленных нарушений или воздержания от принятия тех или иных решений. Неисполнение администрацией указаний влечет за собой определенные правовые последствия. Ее решения признаются недействительными, нарушенные права работника подлежат восстановлению, а виновные должностные лица привлекаются к ответственности.

      ТК  РФ, перечисляя соответствующие органы надзора и контроля, называет кроме уполномоченных государственных органов и инспекций профсоюзы и состоящие в их ведении технические и правовые инспекции труда (согласно положениям об этих инспекциях). Министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных им предприятий, учреждений и организаций. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами.

      Законодательство различает следующие формы надзора и контроля: предварительный, текущий и последующий. Цель предварительного надзора состоит в том, чтобы предупредить и не допустить принятия незаконных решений. Последующий надзор и контроль должны выявить уже допущенные нарушения трудового законодательства и восстановить нарушенные права. Текущий надзор и контроль обусловлены их повседневностью, в процессе чего могут быть как предупреждены, так и выявлены уже допущенные нарушения.

      Как уже упоминалось, ныне действующий ТК РФ перечисляет специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администраций предприятий, учреждений и их вышестоящих органов. В эту  систему входят:

      Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному  ведению работ в отдельных  отраслях промышленности и на некоторых  объектах осуществляет (наряду с технической  инспекцией профсоюзов) Государственный комитет РФ по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (Госгортехнадзор России) и его местные органы .

      Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплообслуживающих установок, осуществляется органами Государственного энергетического надзора РФ.

      Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил осуществляется Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России) и территориальными учреждениями государственной санэпидемслужбы9.

      Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности осуществляет Государственный комитет по надзору за ядерной и радиационной безопасности при Президенте РФ.

      Органы Государственного пожарного надзора, входящие в систему МВД РФ, осуществляют надзор за соблюдением правил и норм, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай пожара, обеспечение предприятий средствами противопожарной защиты и пожарной техникой и правилами пожарной безопасности.

      В ст. 1 Указа Президента РФ от 20 июля 1994 г., утвердившего Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ  (Рострудинспекция), сказано, что Федеральная инспекция труда при Минтруде РФ и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ  о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности.

      Основными задачами Рострудинспекции и подведомственной ей государственной инспекции труда являются:

      а) осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанного с ним законодательства и нормативно-правовых актов о возмещении вреда, пречиненного работнику, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях;

      б) защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, ущемляющих эти права;

      в) разработка предложений по совершенствованию законодательства РФ и иных правовых актов о труде и охране труда;

      г) обеспечение повышения квалификации работников аппарата Рострудинспекции и государственной инспекции труда.

      В соответствии с перечисленными задачами на Рострудинспекцию, государственную инспекцию труда и государственных инспекторов по охране труда возложены специальные функции. В частности, государственные правовые инспекторы и государственные инспекторы по охране труда вправе:

  • беспрепятственно посещать предприятия в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных актов о труде и охране труда;
  • запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, предприятий, документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • налагать в установленном законодательством РФ об административных правонарушениях порядке штрафы на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов о труде и охране труда;
  • предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.

Государственным инспекторам по охране труда предоставлено право:

Информация о работе Правовое регулирование охраны труда