Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является детальное изучение правового регулирования отношений по охране труда.
В качестве задач работы определим следующие:
- охарактеризовать субъектов правоотношений по охране труда;
- изучить права работника и обязанности работодателя по охране труда;
- рассмотреть компетенцию органов управления охраны труда на предприятии и органов надзора и контроля за охраной труда.
Введение 3
1. Субъекты правоотношений по охране труда 5
2. Права работника и обязанности работодателя по охране труда 10
3. Органы управления охраны труда на предприятии, в организации 20
4. Органы надзора и контроля за охраной труда 24
Заключение 28
Задача 1 30
Задача 2 35
Список использованной литературы 41
Введение | 3 |
1. Субъекты правоотношений по охране труда | 5 |
2. Права
работника и обязанности |
10 |
3. Органы управления охраны труда на предприятии, в организации | 20 |
4. Органы надзора и контроля за охраной труда | 24 |
Заключение | 28 |
Задача 1 | 30 |
Задача 2 | 35 |
Список использованной литературы | 41 |
Введение
Актуальность темы. Конституция Российской Федерации предусматривает, что в России охраняется труд и здоровье людей (ст. 7), что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Однако кризис последних лет и спад экономики неблагоприятно отразились на состоянии условий и охраны труда в организациях. Следствием неудовлетворительного состояния условий и охраны труда явился рост производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Анализ причин производственного травматизма свидетельствует об ослаблении внимания работодателей к реконструкции и модернизации производства, соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, применению надежных систем предупреждения и локализации аварий, о недостатках в точном учете требований норм и правил охраны труда при проектировании производственного оборудования, технологических процессов.
Решение многих проблем также сдерживалось недостатками законодательной и нормативной базы в области условий и охраны труда.
В марте 1999 г. Правительством РФ утверждено Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. В июле 1999 г. принят Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», коренным образом изменивший систему возмещения вреда лицам, пострадавшим на производстве. В декабре 1998 года утверждены Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Утверждены типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты в различных отраслях экономики, принят ряд других нормативных актов, в том числе направленных на усиление контроля и надзора за соблюдением охраны труда, повышена ответственность работодателя за допускаемые нарушения правил и норм по охране труда.
Особо следует отметить Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Этот закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Закон принят 17 июля 1999 г.
Отметим, что к проблеме правового регулирования отношений по охране труда в своих научных трудах обращались Иванов С.А., Орловский Ю.П., Лившиц Р.З., Пашков А.С., Маврин С.П. и другие. Данная проблема была предметом специального изучения в трудах Процевского А.И., Нургалиевой Е.Н. Вместе с тем, необходимо отметить, что в юридической литературе настоящего периода еще не получил достаточного освещения ряд вопросов, связанных со способами правового регулирования отношений по охране труда. Поэтому в данной работе предпринята попытка обосновать объективную необходимость комплексного сочетания различных способов (приемов) правового регулирования отношений по охране труда применительно к современным условиям хозяйствования организаций.
Все это определяет актуальность исследуемой в рамках данной работы проблемы.
Целью данной курсовой работы является детальное изучение правового регулирования отношений по охране труда.
В качестве задач работы определим следующие:
1.
Субъекты правоотношений
по охране труда
Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 1 ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»). Эти мероприятия имеют своей целью создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. На практике под охраной труда нередко подразумевают технику безопасности, производственную санитарию и т.п. Такая позиция ошибочна. Охрана труда - это система мероприятий, где техника безопасности или гигиена труда являются ее составляющими.
Конституция
РФ в главе «Основы
Законодательство РФ об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации»1, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. устанавливает гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.
Для целей данного Федерального закона используются следующие основные понятия:
Действие этого Федерального закона распространяется на:
В Федеральном законе от 17 июля 1999 г. изложены основные направления государственной политики в области охраны труда. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Одним из направлений государственной политики в области охраны труда также является установление единых нормативных требований по охране труда для организаций всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актов РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Если обратиться к первым статьям ТК РФ, то следует отметить, что составляющие их нормы содержат общие принципы охраны труда. В статье 1 ТК РФ говорится о том, что к числу основных задач трудового законодательства относится, в частности, правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по осуществлению надзора и контроля (в т.ч. профсоюзного) за соблюдением как всего трудового законодательства, так и законодательства по охране труда. Поскольку в данной статье ТК РФ особо выделено законодательство об охране труда, следовательно, для государства данная сфера правового регулирования является очень значимой.
В статье 6 ТК РФ, устанавливающей разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, регламентировано, что к ведению федеральных органов относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда, а также ведения государственной статистической отчетности по вопросам охраны труда.
В
самом первом приближении
Можно выделить два уровня субъектов – субъекты основные (стороны трудового правоотношения, т.е. работник и работодатель) и субъекты вспомогательные или производные (участники иных, не трудовых, отношений). Сущность вспомогательных (производных) субъектов трудового права заключается в том, что их способность к правообладанию в рамках этой правовой отрасли либо является производной от правосубъектности основных субъектов, либо направлена на обслуживание функционирования этих последних в качестве полноценных участников отношений в сфере труда.
К числу субъектов, трудовая правосубъектность которых носит вспомогательный, служебный характер, без сомнения, относятся государство и профессиональные союзы.