Правовое регулирование охраны труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является детальное изучение правового регулирования отношений по охране труда.
В качестве задач работы определим следующие:
- охарактеризовать субъектов правоотношений по охране труда;
- изучить права работника и обязанности работодателя по охране труда;
- рассмотреть компетенцию органов управления охраны труда на предприятии и органов надзора и контроля за охраной труда.

Содержание

Введение 3

1. Субъекты правоотношений по охране труда 5
2. Права работника и обязанности работодателя по охране труда 10
3. Органы управления охраны труда на предприятии, в организации 20
4. Органы надзора и контроля за охраной труда 24

Заключение 28

Задача 1 30
Задача 2 35

Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование охраны труда_2007.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

 

    Содержание

 
 
Введение 3
   
1. Субъекты  правоотношений по охране труда 5
2. Права  работника и обязанности работодателя  по охране труда 10
3. Органы  управления охраны труда на  предприятии, в организации 20
4. Органы  надзора и контроля за охраной  труда 24
   
Заключение 28
   
Задача 1 30
Задача 2 35
   
Список  использованной литературы 41
 
 

 

Введение 

      Актуальность  темы. Конституция Российской Федерации  предусматривает, что в России охраняется труд и здоровье людей (ст. 7), что  каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Однако кризис последних лет и спад экономики неблагоприятно отразились на состоянии условий и охраны труда в организациях. Следствием неудовлетворительного состояния условий и охраны труда явился рост производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

      Анализ  причин производственного травматизма  свидетельствует об ослаблении внимания работодателей к реконструкции  и модернизации производства, соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, применению надежных систем предупреждения и локализации аварий, о недостатках в точном учете требований норм и правил охраны труда при проектировании производственного оборудования, технологических процессов.

      Решение многих проблем также сдерживалось недостатками законодательной и нормативной базы в области условий и охраны труда.

      В марте 1999 г. Правительством РФ утверждено Положение о расследовании и  учете несчастных случаев на производстве. В июле 1999 г. принят Федеральный закон  «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», коренным образом изменивший систему возмещения вреда лицам, пострадавшим на производстве. В декабре 1998 года утверждены Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Утверждены типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты в различных отраслях экономики, принят ряд других нормативных актов, в том числе направленных на усиление контроля и надзора за соблюдением охраны труда, повышена ответственность работодателя за допускаемые нарушения правил и норм по охране труда.

      Особо следует отметить Федеральный закон  «Об основах охраны труда в  Российской Федерации». Этот закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Закон принят 17 июля 1999 г.

      Отметим, что к проблеме правового регулирования  отношений по охране труда в своих  научных трудах обращались Иванов С.А., Орловский Ю.П., Лившиц Р.З., Пашков А.С., Маврин С.П. и другие. Данная проблема была предметом специального изучения в трудах Процевского А.И., Нургалиевой Е.Н. Вместе с тем, необходимо отметить, что в юридической литературе настоящего периода еще не получил достаточного освещения ряд вопросов, связанных со способами правового регулирования отношений по охране труда. Поэтому в данной работе предпринята попытка обосновать объективную необходимость комплексного сочетания различных способов (приемов) правового регулирования отношений по охране труда применительно к современным условиям хозяйствования организаций.

      Все это определяет актуальность исследуемой в рамках данной работы проблемы.

      Целью данной курсовой работы является детальное  изучение правового регулирования  отношений по охране труда.

      В качестве задач работы определим  следующие:

  • охарактеризовать субъектов правоотношений по охране труда;
  • изучить права работника и обязанности работодателя по охране труда;
  • рассмотреть компетенцию органов управления охраны труда на предприятии и органов надзора и контроля за охраной труда.
 
 

 

1. Субъекты правоотношений  по охране труда 

      Под охраной труда понимается система  сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 1 ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»). Эти мероприятия имеют своей целью создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. На практике под охраной труда нередко подразумевают технику безопасности, производственную санитарию и т.п. Такая позиция ошибочна. Охрана труда - это система мероприятий, где техника безопасности или гигиена труда являются ее составляющими.

      Конституция РФ в главе «Основы конституционного строя» провозглашает, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты.

      Законодательство  РФ об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 17 июля 1999 г. «Об основах  охраны труда в Российской Федерации»1, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

      Федеральный закон от 17 июля 1999 г. устанавливает  гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

      Для целей данного Федерального закона используются следующие основные понятия:

  • условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
  • вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
  • опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
  • безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;
  • рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
  • средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
  • сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Действие  этого Федерального закона распространяется на:

  • работодателей;
  • работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
  • членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;
  • студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;
  • военнослужащих, направляемых на работу в организации;
  • граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

      В Федеральном законе от 17 июля 1999 г. изложены основные направления государственной политики в области охраны труда. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

      Одним из направлений государственной  политики в области охраны труда также является установление единых нормативных требований по охране труда для организаций всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

      Государственными  нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актов РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

      Требования  охраны труда обязательны для  исполнения юридическими и физическими  лицами при осуществлении ими  любых видов деятельности, в том  числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

      Если  обратиться к первым статьям ТК РФ, то следует отметить, что составляющие их нормы содержат общие принципы охраны труда. В статье 1 ТК РФ говорится о том, что к числу основных задач трудового законодательства относится, в частности, правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по осуществлению надзора и контроля (в т.ч. профсоюзного) за соблюдением как всего трудового законодательства, так и законодательства по охране труда. Поскольку в данной статье ТК РФ особо выделено законодательство об охране труда, следовательно, для государства данная сфера правового регулирования является очень значимой.

      В статье 6 ТК РФ, устанавливающей разграничение  полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов  РФ в сфере трудовых отношений  и иных непосредственно связанных  с ними отношений, регламентировано, что к ведению федеральных органов относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда, а также ведения государственной статистической отчетности по вопросам охраны труда.

      В  самом первом приближении задача  определения круга субъектов  правоотношений по охране труда решается достаточно легко – для этого необходимо лишь обратиться к предмету данной правовой отрасли. Практически общепризнанно, что предмет российского трудового права составляет достаточно обширная группа общественных отношений, включающая в себя трудовое отношение, а также ряд других, которые условно можно подразделить на отношения предшествующие, сопутствующие трудовым и вытекающие из них2.

      Можно выделить два уровня субъектов – субъекты основные (стороны трудового правоотношения, т.е. работник и работодатель) и субъекты вспомогательные или производные (участники иных, не трудовых, отношений). Сущность вспомогательных (производных) субъектов трудового права заключается в том, что их способность к правообладанию в рамках этой правовой отрасли либо является производной от правосубъектности основных субъектов, либо направлена на обслуживание функционирования этих последних в качестве полноценных участников отношений в сфере труда.

      К  числу субъектов, трудовая правосубъектность  которых носит вспомогательный, служебный характер, без сомнения, относятся государство и профессиональные союзы.

Информация о работе Правовое регулирование охраны труда