2.регулятивная
функция обеспечивает устойчивое,
динамичное функционирование всех
элементов правовой системы, а
значит, и общества в целом.
Достигается это через формирование
и закрепление в сознании людей
присущих правовой культуре идеалов,
ценностей, принципов, традиций
и образцов общественно полезного,
юридически значимого поведения.
3.функция правовой
социализации состоит в способности
правовой культуры обеспечивать
передачу накопленного опыта,
определенных правовых знаний, ценностей,
принципов, норм правовой жизни
от одного поколения к
другому – «по
вертикали» и между субъектами –
«по горизонтали». Тем самым она
способствует более эффективному использованию
субъектами своих прав и соблюдению
юридических обязанностей, а также
постоянному правовому обогащению
как отдельной личности, так и
общества в целом.
4.оценочная функция
правовой культуры направлена
на «измерение», оценку права,
законности, правопорядка, правовых
отношений, других правовых явлений
путем сопоставления с соответствующими
правовыми ценностями и выработку
необходимого отношения индивидов,
социальных общностей к данным
явлениям.
5.коммуникативная
функция позволяет установить
как непосредственную связь между
гражданами в правовой сфере,
так и косвенное «общение»
с нашими современниками, с
которыми мы незнакомы, или
даже с представителями прошлых
поколений. Такое общение напрямую
зависит от наличия в обществе
юридических произведений, уровня
развития средств массовой информации
и, конечно же, от способности
правовой культуры аккумулировать
в себе достижения всех типов
правовых культур других народов.
6.прогностическая
функция выражается в способности
правовой культуры предвидеть
возможные направления развития
правовой системы, предсказать
последствия правотворческой и
правоприменительной деятельности,
определить наиболее эффективные
средства для достижения поставленных
целей, прогнозировать возникновение
новых правовых ценностей и
объяснять их необходимость.
3.Понятие,
структура и виды правосознания
Существуют различные формы общественного
сознания, посредством которых люди
вступают в общественные отношения,
познают (отражают) окружающий мир
и формируют определенное отношение
к нему. Это – политическое, религиозное,
национальное, нравственное сознание.
К формам общественного сознания
относится и правосознание, явление
субъективное, идеальное, непосредственно
не наблюдаемое.
Правовое сознание – это совокупность
взаимосвязанных идей, теорий, убеждений,
ценностных ориентаций, правовых
установок, чувств, выражающих отношение
общества, социальной группы, отдельного
индивида к действующему или
желаемому праву, а также к
другим государственно-правовым
явлениям.
Правовое сознание играет огромную
роль в развитии и совершенствовании
правовой жизни общества, так
как от уровня правосознания
граждан зависит качество правовых
норм, их соответствие потребностям
общественного развития, а также
точность и полнота исполнения
их предписаний.
Правосознание обладает рядом
признаков:
1.правосознание
– это самостоятельная форма
общественного сознания, тесно взаимодействующая
с политическими, нравственными,
религиозными, национальными и другими
формами;
2.правосознание
отражает лишь явления правовой
действительности и охватывает
процесс создания правовых норм,
реализацию их требований в
общественной жизни;
3.содержанием
правового сознания являются
идеи, концепции, теории, чувства,
эмоции, регулирующие поведение
людей в юридически значимых
ситуациях;
4.правосознание
включает представления о прошлом,
настоящем и будущем права;
5.осознание правовых
явлений осуществляется посредством
специальных юридических понятий
и категорий (правоотношение, юридическая
ответственность, правомерность
и др.);
6.правосознание
является источником права;
7.правовое сознание
служит источником правовой активности
и внутренним регулятором правового
поведения или механизмом его
осуществления.
Правовое сознание – это сложное
явление, состоящее из двух
основных элементов: правовой
психологии и правовой идеологии.
Правовая психология представляет
собой совокупность чувств, переживаний,
настроений, стереотипов, характерных
для отдельного индивида, конкретной
социальной группы или общества
в целом и возникающих на
основе существующих юридических
норм и практики их реализации.
Правовая психология является
наиболее распространенной формой
осознания права, так как складывается
на базе повседневной жизни
в процессе общения и взаимодействия
людей и выражается в виде
отдельных психологических реакций
человека на различные государственно-правовые
явления. Такими психологическими
реакциями могут быть чувства
радости или огорчения, удовлетворения
или разочарования, досады, раскаяния
и другие, возникающие в связи
с изданием норм права, состоянием
действующего законодательства, действием
правоохранительных органов и
т. д. В тех случаях, когда
действующие нормы, законодательство
и другие государственно-правовые
явления одобряются и поддерживаются
гражданами, вызывают у них положительные
эмоции и чувства, то последние,
как правило, выбирают правомерный
вариант поведения. Таким образом,
правовая психология предполагает
переживание права и следование
его предписаниям или отступление
от них.
Активной частью правосознания
выступает правовая идеология,
непосредственно влияющая на
законодательство, юридическую практику
и потому входящая в национальную
правовую систему страны. Правовая
идеология – это система правовых
идей, теорий, принципов, убеждений,
отражающих и оценивающих правовую
реальность. Правовая идеология
характеризуется целенаправленным,
научным осмыслением права как
целостного социального института,
представляющего собой самостоятельный
элемент общества. Правовая идеология
связана с интересами определенных
классов, социальных слоев и
отражает их представления о
наиболее совершенном праве.
Правовая идеология и правовая
психология, составляющие содержание
правового сознания, находятся в
тесной взаимосвязи и своими
средствами служат осуществлению
функций правосознания. Основными
функциями правового сознания
выступают познавательная, оценочная,
регулятивная, прогностическая, которые
представляют собой направления
его воздействия на общественные
отношения.
Правовое сознание существует в различных
видах, выделение которых возможно на
основе следующих критериев:
1.По субъекту правосознание подразделяется
на индивидуальное, групповое и
общественное.
Индивидуальное правосознание –
это совокупность правовых знаний,
оценок, чувств, присущих каждому
отдельному человеку. Оно уникально
и неповторимо в силу разных
познавательных способностей, психологических
типов личности. Индивидуальное
правосознание проявляется при
осуществлении гражданами юридически
значимых действий, реализации прав
и свобод, защите законных интересов.
Формами его проявления служат
заявления, ходатайства, объяснения
и т. д.
Такое правосознание
тесно связано с групповым, так
как личность формирует свое отношение
к праву, являясь представителем
определенной группы, членом общественной
организации или политической партии.
Групповое правосознание отражает
интересы различных социальных
групп. Групповое правосознание
проявляется в таких формах, как
обращения, декларации, программы,
принимаемые политическими партиями,
общественными объединениями, ассоциациями
людей.
Общественное правосознание –
общественно-правовые идеи, теории,
принципы, которые признаются большинством
общества. В числе основных правовых
идей современного общества выступают
следующие: всемерная охрана и
защита прав и свобод граждан,
равноправие, гуманизм, свобода экономической,
политической, научной и иной
творческой деятельности.
2.По глубине отражения правовой
реальности правовое сознание
бывает обыденное, научное и
профессиональное.
Обыденное правосознание представляет
собой массовые представления
людей о своих правах и обязанностях,
о справедливости и несправедливости
норм права, о сущности и
принципах правовой организации
общества.
Профессиональное правосознание
– это понятия, идеи, убеждения,
традиции и стереотипы работников
государственного аппарата. Профессиональное
правосознание характеризуется
не просто устойчиво положительным
отношением к праву и практике
его применения, а согласием с
правовыми предписаниями, пониманием
полезности, необходимости и справедливости
их применения, привычкой соблюдать
закон.
Научное правосознание представляет
собой систему идей, концепций,
взглядов, отражающих закономерности
развития правовой сферы. Научное
правосознание является непосредственным
источником правотворчества и
должно служить совершенствованию
законодательства, развитию правовых
институтов и права в целом.
Рассмотренные классификации правосознания
позволяют сделать вывод, что
в правосознании конкретного
человека могут присутствовать
определенные элементы из различных
видов правосознания.
4.Правовое
воспитание: понятие,
формы, методы
Обеспечение высокого уровня
правосознания и правовой культуры
невозможно без системы правового
воспитания.
Правовое воспитание – это
целенаправленная систематизированная
деятельность государства, его
органов и их служащих, общественных
организаций и трудовых коллективов
по формированию и повышению
правового сознания и правовой
культуры.
Правовое воспитание – это
многоцелевая деятельность, предполагающая
наличие стратегических, долговременных,
и тактических, ближайших, общих
и частных целей. Они могут
конкретизироваться с учетом
специфики субъекта и объекта
воспитательного воздействия, используемых
форм и средств этой деятельности.
Достижение целей правового воспитания
возможно на основе следующих
принципов: научность, плановость,
системность, последовательность, дифференцированность,
обеспечение комплексного подхода,
создание благоприятных условий
для реализации правосознания
на практике.
Правовоспитание, как сложный
процесс, включает следующие составные
части:
- субъекты
воспитания, т.е. органы государства, госслужащие,
политики, преподаватели и др.;
- объекты воспитания
– граждане, трудовые коллективы, социальные
общности людей и т.д.;
- содержание
воспитания, которое выражается в приобщении
людей к политико-правовым ценностям,
идеям, принципам, опыту и т.д.;
- формы правового
воспитания – это конкретные способы
организации воспитательного процесса:
правовое обучение, юридическая практика,
самовоспитание.
- методы правового
воспитания – это приемы, способы разъяснения
политико-правовых идей, принципов в целях
воздействия на сознание и поведение личности
в интересах общества: убеждение, поощрение,
и другие приемы педагогического, эмоционального
воздействия на воспитуемых.
Правовое воспитание
нельзя сводить преимущественно
к просветительской, информационной
деятельности. Главное – направить
воспитательное воздействие на формирование
осознания прав и свобод человека
и гражданина, уважительного отношения
к Конституции и иным законам,
уважения к суду, отношения к праву
как общечеловеческой ценности и
потребности в постоянном расширении
и углублении правовых знаний.
Заключение
Итак, подводя итог под вышеизложенным,
можно сказать, что
формирование
правовой культуры — это сложный
и длительный процесс,
затрагивающий
все стороны общественной жизни. Средствами
формирования правовой культуры являются
пропаганда права, развитие у граждан
юридических знаний, практическое укрепление
законности, наличие сильной юридической
науки, совершенствование системы правовых
актов, которое достигается благодаря
наличию в государстве демократичной,
эффективной конституции и высокому правовому
и технико-юридическому качеству законов
и подзаконных актов.
Правовая культура — необходимое условие
сознательного осуществления гражданином
своего долга перед обществом, что способствует
преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося
поведения людей, предотвращению случаев
произвола и насилия над личностью. Научно
обоснованные правовые представления
граждан являются предпосылками укрепления
законности и правопорядка, без чего