Правовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:59, реферат

Описание работы

В родовой общине или в племени действовали правила поведения или так называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения.

Содержание

1. Возникновение и развитие права.
2. Понятие и признаки правовой культуры.
3. Понятие правосознания в государстве.
4. Основные функции правосознания.
5. Виды правосознания как правовой культуры.
6. Структура правосознания, правовой культуры.
7. Основные понятия правовой культуры.
8. Подразделение правовой культуры на виды.
9. Структура правовой культуры.
10. Взаимодействие правовой культуры с другими областями культуры.
11. Взаимодействие права и культуры.
Роль закона в формировании культуры.
12. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА.doc

— 69.00 Кб (Скачать)
 

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

1.  Возникновение и развитие права.

2.  Понятие  и признаки правовой культуры.

3.  Понятие правосознания в государстве.

4.  Основные функции правосознания.

5.  Виды правосознания как правовой культуры.

6.  Структура  правосознания, правовой культуры.

7.  Основные  понятия правовой культуры.

8.  Подразделение правовой культуры на виды.

9.  Структура правовой культуры.

10.  Взаимодействие правовой культуры с другими областями культуры.

11.  Взаимодействие права и культуры.

Роль  закона в формировании культуры.

12.  Список использованной литературы.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА

      В родовой общине или в племени  действовали правила поведения  или так называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы  обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения.

      Особенностью  норм поведения в родовой общине было то, что нормы поведения выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было четкого разграничения прав и обязанностей. Исполнение норм поведения обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при необходимости обеспечивалось общественным мнением родовой общины или племени.

      В процессе перехода от первобытности  к государственной организации  общества возникает право. Источниками права являются:

       1. санкционированные государством  первобытные обычаи, превращенные  в нормы права и охраняемые государством от нарушений;

      2. юридический прецедент, которому  государство придает юридически  обязательную силу для аналогичных  дел; 

      3. издание государством нормативных  актов, содержащих нормы права. 

      Понятие и признаки правовой культуры

      Как было сказано выше, право, как и  государство, является продуктом общественного  развития. Оно возникло в государственно-организованном обществе как основной регулятор общественных отношений.

      Есть  различные точки зрения о том, что такое право, но все они имеют ряд общих положений:

      - право - это социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

       - право в нормативной форме  должно отражать требования общечеловеческой  справедливости, служить интересам  общества в целом, а также учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

      - право частной собственности  является основой всех прав  человека.

      Правовая культура - это система норм и правил поведения, которые исходят от государства, сформулированы в специальных государственно-нормативных актах, охраняются от нарушений силой государственного принуждения и выражают волю и интересы либо большинства общества, либо определенных его слоев.

      Признаками  правовой культуры в правовом государстве являются:

      - общеобязательная нормативность; 

      - выражение норм в законах или  в других нормативно-правовых  актах, признаваемых государством;

      - право действует через дозволения, через субъективное право; 

      - государственная обеспеченность.

Понятие правосознания в государстве

      Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.

      Правовая  культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.

      ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ВИДЫ

      Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности). Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

      Правовую  активность следует отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение  можно считать осуществлением такой  активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом, юриста и заключается в обязанности безупречно служить закону.

      Если  рассмотреть правовую активность как  интеллектуальную активность личности, то согласно концепции Д. Г. Богоявленской, можно выделить три уровня:

      1. если субъект права при самой добросовестности и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего стимула;

       2. если субъект права, имея  достаточно надежный способ решения  своей задачи, продолжает анализировать  состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения к формулированию закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следователей и представителей других сходных профессий;

      3. самый высокий уровень интеллектуальной  активности носит звание творческого.  Здесь обнаруженная закономерность  становится не эвристической  - формальным приемом (способом) действия, а самостоятельной проблемой.  Не стимулированная извне, самостоятельная постановка проблемы - качественная, особенность личностей, обладающих этим уровнем интеллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристикой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы.

      Правовая  культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В нее входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наивысшими среди них являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее естественными правами. Не все, что относится к области права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой ценность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.

      Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать  в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как категорию  содержательную. В первом случае она  понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволит охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные ее сферы в отдельности. Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определенные понятия правовой культуры общества как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития особенно молодых людей. А также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

      Применительно к личности каждого гражданина в  рассматриваемом аспекте правовая культура - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

      Профессионально-правовая культура - это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста - это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.

      СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

      Содержательный  анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы осуществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и отражению в сознании и поведении людей. Структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень:

       - право как систему норм, выражающих  возведенную в закон государственную  волю;

      - правоотношения как систему общественных  отношений, участники которых  обладают взаимными правами и  обязанностями;

       - правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности; - правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;

       - правовое поведение, деятельность.

      ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ КУЛЬТУРЫ

      Правовая  культура функционирует во взаимодействии с другими областями (или сферами) культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка.

      В связи с этим особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов  правовой и нравственной культуры и  областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное  поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно.

      Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным внутренним (личностным) механизмом определения правовой позиции (выбора правомерного или противоправного варианта поведения). Поэтому основными составляющими профессионально-юридической культуры следует считать профессионально-правовую и профессионально-нравственную культуры.

      ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ПРАВА И КУЛЬТУРЫ. РОЛЬ ЗАКОНА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Информация о работе Правовая культура