Автор: i************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 16:30, реферат
История показывает, что только тогда правотворческая и
правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих
процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное
место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При
изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и
правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой
культуры.
Введение
1. Понятие и общая характеристика правовой культуры.
2. Структура и функции правовой культуры.
3. Роль юридической литературы в правотворческой деятельности и в реализации норм права.
4. Соотношение правосознания и правовой культуры.
5. Правовая культура сотрудника ОВД как средство обеспечения законности.
6. Пути повышения правовой культуры в российском обществе.
Заключение
Список литературы
Введение
1. Понятие
и общая характеристика
2. Структура и функции правовой культуры.
3. Роль юридической литературы в правотворческой деятельности и в реализации норм права.
4. Соотношение правосознания и правовой культуры.
5. Правовая культура сотрудника ОВД как средство обеспечения законности.
6. Пути повышения правовой культуры в российском обществе.
Заключение
Список литературы
Введение
История показывает, что только тогда правотворческая и
правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих
процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное
место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При
изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и
правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой
культуры.
Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов огранично
связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением,
функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными
сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более
крупная социальная форма – правовая культура – изучаются именно в теории
права.
1. Понятие и общая
Правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть
воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества,
подлежащее структурированию по различным основаниям. Комплексное
использование накопленного в теории правовой культуры материала необходимо
прежде всего для того, чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы.
Вместе с тем в каждом конкретном случае на первый план выдвигается строго
определенный критерий в понимании данной разновидности культуры.
Так, при подходе с позиций повышения роли человека в правовой жизни, в
обеспечении
становления цивилизации
обратить внимание на функционально-содержательный аспект правовой культуры.
Здесь правовая культура общества предстает как разновидность общественной
культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности,
совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все
ценности, которые созданы людьми в области права.
В юридической литературе
правовой культуры в правовой надстройке общества: от признания ее элементом
одной из подсистем юридической надстройки, например, элементом правового
сознания, частью правового воспитания, до отождествления правовой культуры
с правовой надстройкой и даже выведения ее за пределы правовой надстройки.
Если первая точка зрения характерна в основном для раннего этапа изучения
правовой культуры, то вторая — появилась не так давно. Правовую культуру
стали определять достаточно широко, включая в нее право, правоотношения,
правосознание, законность и т. д. и отождествляя ее тем самым со всей
правовой надстройкой, что отмечают и сами авторы подобных определений. «При
таком подходе, — пишет В. П. Сальников, — речь идет о правовом феномене,
близком к пониманию всей юридической надстройки... Правовая культура
выступает здесь как особое социальное явление, охватывающее всю
совокупность важнейших компонентов юридической реальности...». Очевидно,
что при таком понимании рассматриваемого понятия либо может быть высказано
сомнение в целесообразности существования особой категории «правовая
культура», коль скоро последняя заменима другими юридическими категориями,
либо должно быть более точно определено специфическое содержание понятия
правовой культуры, придающее ей самостоятельный категориальный статус. В
данном случае происходит смешение правовой разновидности культуры с
политической и другими ее разновидностями. Этот вывод можно сделать как из
приводимого
автором перечня ценностей
институты народовластия, структура, механизм политической и правовой
системы социалистического общества и др., — так и из прямого его указания
на то, что существует «особая система правовой культуры социализма,
включающая основные правовые (и не только правовые) ценности...».
Иногда правовую надстройку
того, что понятия, обозначающие данные явления, принадлежат якобы к двум
различным
теоретическим уровням —
материализм) и конкретно-социологическому. Думается, что такие категории,
как правовая надстройка, правовая культура, государство, право и т. д.,
могут изучаться и на уровне исторического материализма, и на конкретно-
социологическом уровне; переход с первого на второй уровень анализа и
наоборот отнюдь не требует замены одной категории на другую, если
исследуется одно и то же явление. Правовая культура может и должна быть
подвергнута философскому анализу как одна из подсистем культуры в целом,
что, однако, не влечет за собой необходимости называть правовую культуру
юридической надстройкой точно так же, как анализ, например, права на уровне
исторического материализма не приводит к необходимости подыскивать понятию
«право» философскую замену другим термином.
В философской литературе
и культурой выступает как соотношение не целого и части, а целого и его
качества». Следовательно, правовая подсистема общества — правовая
надстройка и правовая культура соотносятся между собой как целое и его
качество. Это означает, что правовая культура характеризует качественное
состояние правовой надстройки, выражающееся в уровне развития как всей
правовой действительности, так и отдельных ее компонентов. Правовая
культура не является частью или областью правовой надстройки, но как ее
качественная характеристика присуща всем сферам правовой жизни общества,
пронизывает эти сферы и является известной атмосферой (например,
законности, правовой свободы, социальной справедливости, уважения к праву)
жизни этого общества. Следует оговориться, что правовая жизнь общества,
правовая действительность, правовая надстройка трактуются в данной работе
как предельно широкие и во многом близкие друг другу категории.
Представление обозначаемого ими объекта как системы позволяет говорить о
правовой системе общества, в которую мы включаем юридическую деятельность,
правовое сознание и субъекта правовой жизни общества.
2. Структура и функции правовой культуры.
В контексте общего определения правовую культуру можно представить как
совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм,
выполняющих
функцию социоправовой
(цивилизации).
Правовая культура занимает обособленное место в социокультурном
пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры
(материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное,
уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных
компонентов.
Определенные общие грани
деятельность государства, субъектов политических властеотношений выходит в
сферу правовых отношений, что, однако, не меняет природы этих отношений, не
поглощает и не исчерпывает их полностью политическими закономерностями.
Право—особая форма и вид материального и духовного творчества народа,
отдельных личностей — это пласт человеческого опыта, подчиняющийся своим
собственным закономерностям.
Какую роль играет правовая культура в жизни общества?
Во-первых, правовая культура —
своеобразная форма
человека,
через которую достигается
связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства
разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.
д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых
юридических условий для спокойного и упорядоченного развития.
Право, юридические инструменты организуют благоприятную деятельностную
среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных