Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 10:36, курсовая работа
Актуальность данной работы на сегодняшний день очевидна. Отпуска в полном объёме в настоящее время предоставляются не на всех предприятиях, чем нарушаются нормы трудового законодательства. Многие предприятия перешли в частные руки и являются субъектами предпринимательской деятельности. А целью предпринимательской деятельности является извлечение прибыли, притом её размер должен быть как можно выше. А реализация права трудящихся на отпуск требует от работодателей значительных материальных затрат.
Введение………………………………………………………….2
Глава I. Общие положения об отпусках в
трудовом праве Российской Федерации………………………….5
Источники правового регулирования
отпусков……………………………………………………………...5
2. Понятие и значение отпусков………………………………11
Глава II. Виды отпусков…………………………………………16
1. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск………………16
2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый………………28
отпуск
3. Отпуск без сохранения заработной платы………………...38
Заключение………………………………………………………….44
Список использованных источников
Иногда утверждают, что на дополнительные отпуска, предусмотренные ст. 321 Трудового Кодекса Российской Федерации , ч. 1 ст. 287 Трудового Кодекса Российской Федерации не распространяется, поскольку отпуска не относятся к гарантиям и компенсациям. Но это не так. Исходя из формулировки ч. 1 ст. 164 Трудового Кодекса Российской Федерации, устанавливающей понятие гарантий, дополнительные отпуска работникам Севера вполне могут быть отнесены к гарантиям.
Часть 1 ст. 116 Трудового Кодекса Российской Федерации предусматривает, что дополнительные отпуска, за исключением предусмотренных выше, предоставляются работникам и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. Например, отпуска, предоставляемые лицам, подвергшимся или подвергающимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в других случаях (Закон РСФСР от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Кроме дополнительных отпусков, имеющих компенсационное и защитное назначение, трудовое законодательство предусматривает ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска стимулирующего характера, например за выслугу лет на определенных должностях, за длительный стаж работы в одной и той же организации. Таким образом, в зависимости от конкретной категории работников, назначение дополнительного отпуска разное. Одни имеют целью компенсировать воздействие неблагоприятных факторов на здоровье работника в процессе выполнения трудовых обязанностей, другие — стимулировать длительную работу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями.
Дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска за выслугу лет предусмотрены:
1)
за стаж службы в качестве
прокурора или следователя,
2)
государственным гражданским
3) с учетом стажа работы судьям (Закон РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации").
Со стажем непрерывной работы связано право на длительный отпуск педагогических работников.
Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения (см. ст. 335 ТК, а также Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года).
Если какими-либо нормативными актами, принятыми до введения в действие Трудового Кодекса Российской Федерации, кроме федеральных законов, предусмотрены дополнительные отпуска, которые не подпадают ни под одно из оснований предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных ч. 1 ст. 116 Трудового Кодекса Российской Федерации (вредные или опасные условия труда, особый характер работы, ненормированный рабочий день и т. д.), то такие дополнительные отпуска в настоящее время работодатели предоставлять не обязаны.
Так, например, решением Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2002 г. № ГКПИ 2002-353 был признан незаконным и недействующим п. 9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. № 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства» в части установления дополнительного отпуска за многосменный режим работы, решение в этой части оставлено без изменений.
Решением Верховного Суда РФ от 17 июля 2003 г. № ГКПИ 2003-595 признан незаконным и недействующим п. 6 постановления Совета Министров СССР от 17 июня 1981 г. № 558 «О неотложных мерах по ускорению погрузки и разгрузки судов и вагонов и закреплению кадров в портах Министерства морского флота», которым были установлены дополнительные отпуска работникам (за непрерывный стаж работы) портов морского флота, занятым на погрузочно-разгрузочных работах. Решение оставлено без изменения.
Как указали суды в рассматриваемых ситуациях, ст. 116 Трудового Кодекса Российской Федерации не предусматривает таких видов дополнительных отпусков, как дополнительный отпуск за многосменный режим работы или дополнительный отпуск за непрерывный стаж работы, а поэтому п. 6 постановления Совета Министров СССР от 17 июня 1981 г. № 558 и п. 9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. № 194 (в части установления дополнительного отпуска) противоречат Трудового Кодекса Российской Федерации и, следовательно, применяться не могут.
Вместе с тем имеются убедительные доводы и в пользу иного решения.
Перечень дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренный статьей 11 Трудового Кодекса Российской Федерации 6 , не носит исчерпывающего характера. Перечисляя эти отпуска, данная статья указывает, что дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются и в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно же статье 423 Трудового Кодекса Российской Федерации , изданные до введения в действие Трудового Кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с Трудового Кодекса Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Поэтому можно сделать вывод, что дополнительные отпуска, предоставляемые на основании постановлений Правительства СССР, в частности дополнительные отпуска за многосменный режим работы, должны применяться впредь до принятия соответствующих федеральных законов.
Во
избежание неоднозначных
Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать оплачиваемые дополнительные отпуска для работников (ч. 2 ст. 116 Трудового Кодекса Российской Федерации). Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами, локальными нормативными актами.
Хотя ч. 2 ст. 116 Трудового Кодекса Российской Федерации прямо этого не предусматривает, дополнительные отпуска могут быть установлены не только коллективным договором или локальным нормативным актом, но и, например, трудовым договором или соглашением (ст. 9 Трудового Кодекса Российской Федерации).
При
предоставлении работникам дополнительных
отпусков, которые установлены
Обращу
внимание на то, что к расходам организации,
учитываемым в целях
Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику один раз не в календарном, а в рабочем году, который исчисляется с момента заключения трудового договора. Поэтому у каждого работника организации рабочий год индивидуален. Для реализации права на ежегодный оплачиваемый отпуск работник должен иметь необходимый стаж.
В
связи с возникновением споров, связанных
с предоставлением
Помимо Трудового Кодекса Российской Федерации существует множество источников, регулирующих различные виды отпусков. Все это значительно осложняет процесс применения законодательства об отпусках. Я считаю, что нужно систематизировать все законодательство об отпусках и принять единый федеральный закон о видах отпусков и порядке их предоставления.
3.
Отпуск без сохранения
У каждого работника в ходе выполнения трудовой деятельности могут возникнуть обстоятельства, когда ему необходимо не работать несколько рабочих дней (без оплаты) для решения неотложных личных вопросов. Рассмотрим, как этот вопрос решается в трудовом законодательстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 128 Трудового Кодекса Российской Федерации по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. Следует обратить внимание на слова «может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы», т.е. в данном контексте работодатель рассматривает заявление работника, но не обязан его удовлетворить. Вопрос о том, является ли причина, по которой работник просит предоставить ему такой отпуск, уважительной, решается работодателем. Он же с учетом интересов производства определяет возможность предоставления отпуска в указанное работником время, а также его продолжительность. Следует отметить, что продолжительность такого отпуска законодательством не определена и не ограничена. Она определяется на взаимоприемлемой основе по договоренности между сторонами трудового договора, т.е. между работником и работодателем.
За время отпуска без сохранения заработной платы за работником сохраняется место работы (должность). Время отпуска без сохранения заработной платы во всех случаях засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж работника. Однако необходимо иметь в виду, что в стаж работы, дающей право на очередной оплачиваемый отпуск (ст. 121 Трудового Кодекса Российской Федерации), время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, если их общая продолжительность превышает 14 календарных дней в течение рабочего года, не включается. Специалисту кадровой службы организации целесообразно предупредить работника об этом заранее, т.е. до удовлетворения его просьбы и подписания соответствующего приказа по организации.
Отпуск без сохранения заработной платы должен предоставляться в интересах работника, то есть для удовлетворения возникших у него потребностей. Поэтому семейные и иные уважительные обстоятельства, являющиеся основанием для предоставления отпуска без сохранения заработной платы, должны возникнуть у работника, а не у работодателя. К сожалению, зачастую работодатели в связи с отсутствием объема работ издают приказ о направлении работников в отпуск без сохранения заработной платы. В рассматриваемой ситуации отпуск предоставляется не в интересах работника, он обусловлен отсутствием работы. Обязанность по обеспечению работника работой в соответствии с заключенным трудовым договором лежит на работодателе, который путем направления работников в отпуск без сохранения заработной платы снимает ее с себя и перекладывает бремя неблагоприятных последствий на работников. Хотя в подобной ситуации возникает простой не по вине работника, который должен быть оплачен в соответствии с трудовым законодательством исходя из среднего заработка работника. Получение от работника заявления не освобождает работодателя от обязанности выполнить перед ним свои обязательства, в частности по оплате времени простоя. В соответствии со ст. 9 ТК РФ работодатель не вправе заключать с работником соглашения, ограничивающие права работников, гарантированные в законодательстве. Издание полномочным представителем работодателя приказа о направлении работников в отпуск без сохранения заработной платы и получение от работника заявления об оформлении этого отпуска является письменной сделкой об отпуске без сохранения заработной платы. При заключении и реализации данной сделки нарушаются следующие права работников. Во-первых, право на распоряжение своими способностями к труду, так как работник лишается возможности выполнять избранную им работу с получением соответствующего вознаграждения. Во-вторых, право на получение гарантийных выплат на период невыполнения работодателем обязательств по обеспечению работников работой в соответствии с заключенными трудовыми договорами. В-третьих, право на включение периода отпуска без сохранения заработной платы в части, превышающей четырнадцать календарных дней, в стаж, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Отпуск без сохранения заработной платы при отсутствии страховых платежей в течение календарного месяца может быть исключен и из страхового стажа, тогда как простой не по вине работника подлежит оплате, время такого простоя включается и в стаж, дающий право на отпуск, и в страховой стаж. В связи с изложенным следует сделать вывод о том, что при заключении соглашения между работодателем и работником об отпуске без сохранения заработной платы нарушаются перечисленные права работников, гарантированные законодательством, что позволяет признать такое соглашение противоречащим трудовому законодательству, в частности ст. 9 Трудового Кодекса Российской Федерации. Таким образом, предоставление работникам отпуска без сохранения заработной платы на основании их письменных заявлений, но в интересах работодателя, то есть при отсутствии семейных или иных уважительных причин у работника, является нарушением трудового законодательства. Отпуск без сохранения заработной платы должен предоставляться для удовлетворения потребностей работника. Удовлетворение потребностей работника предполагает предоставление единичных отпусков без сохранения заработной платы отдельным работникам, заявившим работодателю о наличии у них уважительных причин использования данного отпуска. Направление работников в массовом порядке в отпуск без сохранения заработной платы с получением от них заявлений об оформлении такого отпуска, наоборот, свидетельствует об отсутствии уважительных причин для предоставления отпуска работникам, а также о простое не по вине работников.