Особенности регулирования трудовых отношений государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 02:31, реферат

Описание работы

Современная государственная служба осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности, выполнения государством многочисленных внешних и внутренних функций. Актуальность данной темы, на наш взгляд, обусловлена тем, что именно государственный механизм является основным звеном в структуре власти. Этот механизм приводится в действие людьми, а его функции зависят от кадрового состава. Следовательно вопросы комплектования организованной деятельности государственного механизма приобретают одно из первостепенных значений.

Работа содержит 1 файл

Трудовое право - Особенности регулирования трудовых отношений государственных служащих - курсовая - ИПП (2010).doc

— 196.00 Кб (Скачать)

     Большинство специалистов в области административного  права рассматривают отношения в системе органов государственной службы, деятельность государственных служащих в качестве государственно-служебных и относят их к предмету регулирования административного и государственного права. В обоснование этой позиции приводятся такие доводы, как особый правовой статус государственных служащих, их служение только государству в лице его органов, назначение на должность соответствующим должностным лицом, возможность осуществления организационно-распорядительных и административных мер, предоставление им особых государственно-правовых и властных полномочий для выполнения функций государства, обязанность соблюдать и исполнять служебные указания и распоряжения начальников, подчиняться их дисциплинарной власти и др.

     Однако, на наш взгляд, приведенные доводы не дают серьезных оснований для отнесения отношений, связанных с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением, только к административно-правовым.

     Представители науки трудового права в большинстве  своем считают, что регулирование  трудовой деятельности государственных служащих – это предмет науки трудового права.

     Предлагаются  также решения, совмещающие указанные  позиции. Например, В.М. Манохин указывает, что нормы трудового права регулируют те служебные отношения, которые не затрагивают самой служебной деятельности, а складываются в связи со служебной деятельностью, то есть отношения, складывающиеся не в процессе труда служащего, а по поводу этого труда. Трудовое законодательство регулирует те отношения, которые обеспечивают служащему выполнение его должностных полномочий, оставляя содержание этих полномочий для регулирования нормами административного права [6, с. 9].

     Изложенное  позволяет сделать вывод, что  отношения на государственной службе являются предметом регулирования многих отраслей права. Вопросы поступления на государственную службу, присвоения классов, прохождения аттестации, мер поощрения и дисциплины, привлечение к материальной и дисциплинарной ответственности, материальных и социальных гарантий, прекращение государственной службы – относятся к предмету трудового права.

     О том, что отношения по исполнению обязанностей государственной службы являются трудовыми, можно сделать  вывод из следующих признаков:

     1) данные отношения являются договорными,  основанными на контракте – виде трудового договора;

     2) в указанных отношениях имеются  две стороны: работник (государственный служащий) и наниматель (государственный орган);

     3) отношения по исполнению государственной  службы между госслужащими и государственным органом регулируются не только законодательством о государственной службе, но и нормами трудового законодательства;

     4) на государственного служащего  распространяются нормы ТК о  рабочем времени, о дисциплине труда, увольнении с государственной службы и многие другие.

     В то же время отношения по организации государственной службы и управлению ею, отношения, связанные с определением структуры государственных органов, отношения по реализации полномочий государственного органа в структуре государственного аппарата (механизма) являются административными отношениями и нормы, регулирующие эти отношения, являются нормами административного права.

     Таким образом, отношения государственного служащего регулируются нормами  как административного права, так  и трудового права. Двойственный характер отношений государственного служащего определен нормами Закона о государственной службе, ТК и другими законодательными актами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Проведенное исследование позволяет сделать  следующие выводы:

     1. Только с обретением Республикой Беларусь государственного суверенитета, избавлением от партийного диктата был взят курс на реформирование государственной службы. Государственная служба как правовой институт в Республике Беларусь получила правовое регулирование только с 1993 года, когда впервые был принят Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. № 2581-XII «Об основах службы в государственном аппарате»

     2. С 1994 года в Республике Беларусь принято более шестидесяти нормативных правовых актов различного уровня, касающихся службы в государственном аппарате. Однако многие важнейшие аспекты государственной службы, требующие правового регулирования, решены не были.

     3. Начало большого этапа в деле актуализации нормативно-правовой базы сыграло принятие Закона  от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь». В  Законе о государственной службе сохраняется преемственность по отношению к положительным предписаниям действовавшего национального законодательства о государственной службе, содержащимся в многочисленных нормативных правовых актах различной юридической силы, которые объединены в единый акт на уровне закона.

     4. Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» за более чем семилетний срок своего действия подвергся минимальным корректировкам, что, по большому счету, свидетельствует о том, что основные институты государственной службы основываются на относительно упорядоченном и стабильном правовом регулировании, обеспечивающем их эффективную работу. Тем не менее в 2008 г. корректировке подверглись в той или иной степени более 30 статей данного Закона.

     5. Существуют разные мнения по  вопросу о том, к какой отрасли  права относится институт государственной  службы, в частности, какая отрасль  права регулирует трудовую деятельность государственных служащих. В Республике Беларусь отношения на государственной службе являются предметом регулирования многих отраслей права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

 

      1. Бельский К.С. О концепции реформы  государственной службы в России / К. С. Бельский // Государство и право. – 1994. – № 4. – С. 24–32.

      2. Габричидзе Б.Н., Елиссеев Б.П.  Российское административное право:  учебник для вузов / Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев. – М., 1998. –  608 с.

      3. Гусев А.В. Государственная служба постсоветских государств / А.В. Гусев // КонсультантПлюс: Россия [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Москва, 2002. – Дата доступа: 23.01.2010.

      4. Иванов С.А. Трудовое право  переходного периода: некоторые  проблемы / С.А.Иванов // Государство и право. – 1994. – № 4. – С. 58.

      5. Кеник К.И Особенности правового  регулирования труда государственных служащих в Республики Беларусь / К.И. Кеник // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 23.01.2010.

      6. Манохин В.М. Нужны основы законодательства  о службе Российской Федерации / В.М. Манохин // Государство и право. – 1997. – № 9. – С. 9.

      7. Миронов В.И. Трудовое право  России:  конспект курса лекций / В.И. Миронов. – М., 2001. – 456 с.

      8. Ноздрачев А.Ф. Государственная  служба: учебник / А.Ф. Ноздрачев. – М.: Статут, 1999. – 357 с.

      9. Об основах службы в государственном  аппарате: Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. № 2581-XII // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2001. – № 2/410.

      10. Об установлении Перечня должностей  работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов, не относящихся к государственным должностям: постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 17 октября 2003 г. № 123:в ред. постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 22.06.2007, № 88 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2007. – № 8/16761.

      11. Об утверждении Положения о  квалификационном экзамене для  лиц, впервые поступающих на  государственную службу: Указ Президента  Республики Беларусь, 17 марта 2005 г., № 139 // Национальный реестр  правовых актов Республики Беларусь. – 2005. – 1/6326.

      12. Об утверждении Положения о  порядке и условиях заключения  контракта с государственными служащими и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 07 октября 2003 г., № 1271: в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь, 10.10.2008 г., № 1499 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 5/28514.

      13. О воинской обязанности и военной  службе: Закон Республики Беларусь от 05 ноября 1992 г., № 1914: в ред. Закона Республики Беларусь, 06.07.2008 г., № 413-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 2/1510.

      14. О государственной службе в  Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г., № 204-З: в ред. Закона Республики Беларусь, 02.06.2009 г., № 20-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2009. – № 2/1572. 

      15. О Конституционном Суде Республики  Беларусь: Закон Республики Беларусь от 30 марта 1994 г., № 2914-XII: в ред. Закона Республики Беларусь, 15.06.2009 г., № 26-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2009. – № 2/1578.

      16. О некоторых мерах по упорядочению  материального и социального  обеспечения служащих государственного аппарата и приравненных к ним лиц: Декрет Президента Республики Беларусь, 09 сентября 1997 г., № 16: в ред. Указа Президента Республики Беларусь, 19.03.2007 г., № 128 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2007. – № 1/8420.  

      17. О системе государственной службы  Российской Федерации: Федеральный Закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г.,  № 58-ФЗ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gossluzh/. – Дата доступа: 23.01.2010.

      18. Охотский Е.В. Государственная служба в парламенте / Е.В. Охотский. – М., 2004. – 324 с.

      19. Подгруша В.В. Изменения в правовом  регулировании труда государственных служащих / В.В. Погруша // Отдел кадров. – 2008. – № 11 (94) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://otdelkadrov.by/number/2008/11/1120081/. – Дата доступа: 23.01.2010.

      20. Подгруша В.В. Институт государственной  службы: основные составляющие / В.В. Подгруша // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 23.01.2010.

      21. Сыроватская Л.А. Трудовое право:  учебник / Л.А. Сыроватская. –  М.: Высшая школа, 1995. – 225 с.

      22. Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июля 1999 г.: одобрен Советом Республики 30 июля 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 15 июля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2009. – № 2/1594.

      23. Чиканова Л.А. Государственные  служащие / Л.А. Чиканова. – М.: Юристъ, 1998. – 267 с.

      24. Чиканова Л.А. Правовое регулирование  труда государственных служащих: перспективы развития / Л.А. Чиканова // Журнал российского права. – 2000. – № 3. – С. 52.


Информация о работе Особенности регулирования трудовых отношений государственных служащих