Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 02:31, реферат
Современная государственная служба осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности, выполнения государством многочисленных внешних и внутренних функций. Актуальность данной темы, на наш взгляд, обусловлена тем, что именно государственный механизм является основным звеном в структуре власти. Этот механизм приводится в действие людьми, а его функции зависят от кадрового состава. Следовательно вопросы комплектования организованной деятельности государственного механизма приобретают одно из первостепенных значений.
Большинство
специалистов в области административного
права рассматривают отношения в системе
органов государственной службы, деятельность
государственных служащих в качестве
государственно-служебных и относят их
к предмету регулирования административного
и государственного права. В обоснование
этой позиции приводятся такие доводы,
как особый правовой статус государственных
служащих, их служение только государству
в лице его органов, назначение на должность
соответствующим должностным лицом, возможность
осуществления организационно-
Однако, на наш взгляд, приведенные доводы не дают серьезных оснований для отнесения отношений, связанных с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением, только к административно-правовым.
Представители
науки трудового права в
Предлагаются также решения, совмещающие указанные позиции. Например, В.М. Манохин указывает, что нормы трудового права регулируют те служебные отношения, которые не затрагивают самой служебной деятельности, а складываются в связи со служебной деятельностью, то есть отношения, складывающиеся не в процессе труда служащего, а по поводу этого труда. Трудовое законодательство регулирует те отношения, которые обеспечивают служащему выполнение его должностных полномочий, оставляя содержание этих полномочий для регулирования нормами административного права [6, с. 9].
Изложенное позволяет сделать вывод, что отношения на государственной службе являются предметом регулирования многих отраслей права. Вопросы поступления на государственную службу, присвоения классов, прохождения аттестации, мер поощрения и дисциплины, привлечение к материальной и дисциплинарной ответственности, материальных и социальных гарантий, прекращение государственной службы – относятся к предмету трудового права.
О том, что отношения по исполнению обязанностей государственной службы являются трудовыми, можно сделать вывод из следующих признаков:
1)
данные отношения являются
2)
в указанных отношениях
3)
отношения по исполнению
4) на государственного служащего распространяются нормы ТК о рабочем времени, о дисциплине труда, увольнении с государственной службы и многие другие.
В то же время отношения по организации государственной службы и управлению ею, отношения, связанные с определением структуры государственных органов, отношения по реализации полномочий государственного органа в структуре государственного аппарата (механизма) являются административными отношениями и нормы, регулирующие эти отношения, являются нормами административного права.
Таким
образом, отношения государственного
служащего регулируются нормами
как административного права, так
и трудового права. Двойственный
характер отношений государственного
служащего определен нормами Закона о
государственной службе, ТК и другими
законодательными актами.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Только с обретением Республикой Беларусь государственного суверенитета, избавлением от партийного диктата был взят курс на реформирование государственной службы. Государственная служба как правовой институт в Республике Беларусь получила правовое регулирование только с 1993 года, когда впервые был принят Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. № 2581-XII «Об основах службы в государственном аппарате»
2. С 1994 года в Республике Беларусь принято более шестидесяти нормативных правовых актов различного уровня, касающихся службы в государственном аппарате. Однако многие важнейшие аспекты государственной службы, требующие правового регулирования, решены не были.
3. Начало большого этапа в деле актуализации нормативно-правовой базы сыграло принятие Закона от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь». В Законе о государственной службе сохраняется преемственность по отношению к положительным предписаниям действовавшего национального законодательства о государственной службе, содержащимся в многочисленных нормативных правовых актах различной юридической силы, которые объединены в единый акт на уровне закона.
4. Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» за более чем семилетний срок своего действия подвергся минимальным корректировкам, что, по большому счету, свидетельствует о том, что основные институты государственной службы основываются на относительно упорядоченном и стабильном правовом регулировании, обеспечивающем их эффективную работу. Тем не менее в 2008 г. корректировке подверглись в той или иной степени более 30 статей данного Закона.
5.
Существуют разные мнения по
вопросу о том, к какой
1.
Бельский К.С. О концепции
2.
Габричидзе Б.Н., Елиссеев Б.П.
Российское административное
3. Гусев А.В. Государственная служба постсоветских государств / А.В. Гусев // КонсультантПлюс: Россия [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Москва, 2002. – Дата доступа: 23.01.2010.
4.
Иванов С.А. Трудовое право
переходного периода:
5.
Кеник К.И Особенности
6.
Манохин В.М. Нужны основы
7. Миронов В.И. Трудовое право России: конспект курса лекций / В.И. Миронов. – М., 2001. – 456 с.
8.
Ноздрачев А.Ф.
9.
Об основах службы в
10.
Об установлении Перечня
11. Об утверждении Положения о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу: Указ Президента Республики Беларусь, 17 марта 2005 г., № 139 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2005. – 1/6326.
12. Об утверждении Положения о порядке и условиях заключения контракта с государственными служащими и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 07 октября 2003 г., № 1271: в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь, 10.10.2008 г., № 1499 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 5/28514.
13.
О воинской обязанности и
14. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г., № 204-З: в ред. Закона Республики Беларусь, 02.06.2009 г., № 20-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2009. – № 2/1572.
15.
О Конституционном Суде
16.
О некоторых мерах по
17.
О системе государственной
18. Охотский Е.В. Государственная служба в парламенте / Е.В. Охотский. – М., 2004. – 324 с.
19.
Подгруша В.В. Изменения в
20.
Подгруша В.В. Институт
21.
Сыроватская Л.А. Трудовое
22.
Трудовой кодекс Республики
23. Чиканова Л.А. Государственные служащие / Л.А. Чиканова. – М.: Юристъ, 1998. – 267 с.
24.
Чиканова Л.А. Правовое
Информация о работе Особенности регулирования трудовых отношений государственных служащих