Особенности регулирования трудовых отношений государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 02:31, реферат

Описание работы

Современная государственная служба осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности, выполнения государством многочисленных внешних и внутренних функций. Актуальность данной темы, на наш взгляд, обусловлена тем, что именно государственный механизм является основным звеном в структуре власти. Этот механизм приводится в действие людьми, а его функции зависят от кадрового состава. Следовательно вопросы комплектования организованной деятельности государственного механизма приобретают одно из первостепенных значений.

Работа содержит 1 файл

Трудовое право - Особенности регулирования трудовых отношений государственных служащих - курсовая - ИПП (2010).doc

— 196.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
 

     Современная государственная служба осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности, выполнения государством многочисленных внешних и внутренних функций. Актуальность данной темы, на наш взгляд, обусловлена тем, что именно государственный механизм является основным звеном в структуре власти. Этот механизм приводится в действие людьми, а его функции зависят от кадрового состава. Следовательно вопросы комплектования организованной деятельности государственного механизма приобретают одно из первостепенных значений.

      Объектом  данной работы являются особенности правового регулирования трудовых отношений государственных служащих в Республике Беларусь. Предметом же являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации прав и исполнения обязанностей государственными служащими как субъектами трудовых правоотношений.

     Целью данной работы является исследование правового регулирования труда государственных служащих в Республики Беларусь. Исходя из поставленной цели в процессе исследования предпринята попытка разрешения следующих задач:

      1) проанализировать историю становления института государственной службы в Республики Беларусь;

      2) исследовать основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы правового регулирования труда государственных служащих;

      3) провести соотношение норм административного  и трудового законодательства, регулирующих правоотношения в сфере государственной службе.

      При выполнении данной работы были использованы методы системно-структурного и сравнительного анализа, конкретно-исторический, формально-логический и другие методы.

     В процессе работы была проанализирована научная и учебная литература на соответствующую тему, нормативные правовые акты Республики Беларусь и были получены выводы. В ходе исследования автор опирался на научную литературу, которая представлена исследованиями известных специалистов в сфере трудового права в лице К.И. Кеник, В.В. Подгруши и других.

      Областью  возможного практического применения результатов исследования является возможность их использования для дальнейших научных изысканий, а также для дальнейшего совершенствования норм действующего трудового законодательства. Социальная значимость работы заключается в создании теоретической базы для обеспечения правовой помощи государственным служащим как субъектам трудовых правоотношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Становление правового  института государственной службы

 

     В силу предписаний Конституции Республики Беларусь, провозгласившей становление демократической правовой государственности, призванной обеспечить конституционный строй, гражданское согласие, незыблемые устои народовластия, законность и правопорядок. Структуры всех ветвей государственной власти должны не только соответствовать новым условиям развития общества и государства, но и быть эффективно действующим механизмом социально-политических реформаций.

     Любое государство способно функционировать, только имея в своем составе государственно-правовой институт, именуемый государственной службой. И от государства зависит, в каком статусе указанный институт будет пребывать, какие цели и задачи он будет призван решать [20].

     В качестве исторической справки следует отметить, что следствием после октябрьских (1917 года) революционных преобразований был разгон профессионального чиновничества и его фактическое истребление.

     Взамен  бремя «слуг народа» возложили на себя две службы: партийная и государственная. Партийная служба была вне сферы правового регулирования, она сама была законом. Государственная служба была тенью партийной, она фактически дублировала работу партийного аппарата. По устоявшейся традиции партийная служба рассматривалась в качестве руководящей и направляющей, тогда как государственная служба – как подчиненный объект, через который КПСС проводила свои решения.

     Основной  чертой этой службы был не профессионализм, а исключительно партийная принадлежность. Основной организационной формой образования и деятельности государственной службы являлась система партийной номенклатуры руководящих работников.

     Поэтому неудивительно, что при всей относительной  разработанности законодательства по функционированию публично-правовых институтов государства – центрального и местного управления, суда, контрольных и надзорных органов – в течение семидесяти лет в советском государстве так и не был принят закон о государственной службе. При всей «немощности», декларативности тогдашних законов тем не менее он формально «мог связать руки партийному руководству» [1, с. 25], а это не входило в планы партии.

     И только с обретением Республикой  Беларусь государственного суверенитета, избавлением от партийного диктата был взят курс на реформирование государственной службы, призванной обеспечить решение новых задач.

     Государственная служба как правовой институт в Республике Беларусь получила правовое регулирование  только с 1993 года, когда впервые был  принят Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. № 2581-XII «Об основах службы в государственном аппарате» (далее – Закон «Об основах службы в государственном аппарате») [9]. С этого времени в законодательстве и в научном обороте появился новый термин «служащие государственного аппарата». Ранее работники органов государственной власти и управления, как и другие работники умственного труда, не относящиеся к категории рабочих, именовались служащими. Трудовое законодательство в отношении лиц, работающих по трудовому договору, содержало понятия «рабочие» и «служащие». Работники государственных органов именовались «служащие», и их труд регулировался исключительно нормами трудового законодательства.

     Тем самым впервые в истории белорусской  государственности был сделан шаг  на пути законодательного закрепления  основных принципов государственной службы, перечня прав и обязанностей служащих государственного аппарата, порядка прохождения государственной службы. С принятием данного закона было положено начало реформированию государственной службы, созданию профессионального аппарата государственных служащих.

     Однако  этот Закон регулировал только основные положения института службы в  государственном аппарате, при этом многие статьи имели отсылочный характер. С 1994 года в Республике Беларусь принято более шестидесяти нормативных правовых актов различного уровня, касающихся службы в государственном аппарате, правового положения государственных служащих, их прав, обязанностей, социальных и материальных гарантий. Вместе с тем, применение указанных актов на практике выявило ряд противоречивых моментов, порожденных как коллизионностью правовых формулировок актов одного уровня, так и пробельностью правового регулирования, отсутствием надлежащих гарантий по обеспечению прав государственных служащих, предусмотренных законами [20].

     В качестве примера можно привести Декрет Президента Республики Беларусь от 9 сентября 1997 года № 16 «О некоторых мерах по упорядочению материального и социального обеспечения служащих государственного аппарата и приравненных к ним лиц» (далее – Декрет № 16). Декрет № 16 распространил действие законодательства о службе в государственном аппарате на судей и прокурорских работников, что в принципе Законом «Об основах службы в государственном аппарате» не допускалось, поскольку согласно ст. 8 указанного Закона его действие распространяется на лиц, занимающих в установленном порядке должности в судах, прокуратуре, если их статус не определен другими актами законодательства [16]. Такая оговорка отвечала общему правилу, что при наличии нормативного регулирования общим и специальным законом приоритет имеют правила специального закона. В связи с принятием Декрета действие норм специальных законов «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» и «О прокуратуре Республики Беларусь» фактически было приостановлено [20].

     Несмотря на значительный массив нормативных правовых актов, многие важнейшие аспекты государственной службы, требующие правового регулирования, решены не были. Сложившееся положение требовало разработки и принятия нового закона о государственной службе, причем закона именно о государственной службе, а не о службе в государственном аппарате (в подавляющем большинстве государств работники государственных органов именуются государственными служащими, а не служащими государственного аппарата). Необходимо было принять единый нормативный правовой акт на уровне закона, в котором следовало систематизировано изложить положения, касающиеся государственной службы, правового статуса государственных служащих, прохождения и прекращения государственной службы.

     В итоге распоряжением Президента Республики Беларусь от 28 октября 1997 г. №  320 была образована Комиссия по подготовке проекта Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее – Закон) [14].

     На  первом заседании комиссии был сформирован  состав рабочей группы по подготовке проекта закона, куда вошли ведущие специалисты Главного государственно-правового управления Администрации Президента Республики Беларусь, Секретариатов Палат Парламента, аппаратов высших судов, Совета Министров, Министерства юстиции, Министерства труда, Министерства социальной защиты, ученые и практики. Был утвержден план работы над проектом, которым были определены весьма жесткие сроки его подготовки. Комиссией такой проект Закона был подготовлен и 15 января 1998 г. представлен Главе государства.

     Основные  концептуальные моменты, которые отличали указанный проект от действующего Закона, сводились к следующим:

     Во-первых, предлагалось разграничить должности  государственных служащих на государственные  должности Республики Беларусь, своего рода «политические» и равные им по статусу должности и должности собственно государственного аппарата, то есть чиновничьи должности, создать своего рода современный «табель о рангах».

     При этом к государственным должностям Республики Беларусь предлагалось отнести должности, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь или принятыми в соответствии с ней законами и иными законодательными актами для непосредственной реализации государственно-властных полномочий, а к должностям государственного аппарата – должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения деятельности и реализации полномочий Президента Республики Беларусь, других лиц, занимающих государственные должности Республики Беларусь, а также должности, учреждаемые государственными органами для обеспечения выполнения их функций.

     К государственным должностям Республики Беларусь, таким образом, было предложено отнести должности Президента, председателей  палат Парламента, их заместителей, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, Премьер-министра, его заместителей и других членов Правительства, Председателей и судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, судей других судов Республики Беларусь, Генерального прокурора и других прокуроров и некоторые другие должности.

     Во-вторых, предлагалось установить более четкую градацию государственных должностей, подняв тем самым имидж государственной службы, сделав ее более привлекательной для рядового чиновничества. В этих целях все государственные должности государственного аппарата предлагалось подразделить на 6 категорий: высшие, главные и ведущие государственные должности государственного аппарата, государственные должности государственного аппарата I, II и III категории.

     Предлагалось  наряду с классами присваивать и  квалификационные чины. В частности, чин действительного государственного советника предлагалось присваивать государственным служащим, занимающим высшие государственные должности государственного аппарата, чин государственного советника – государственным служащим, занимающим высшие и главные государственные должности, старшего советника 1, 2 и 3 класса – государственным служащим, занимающим ведущие государственные должности государственного аппарата, советника 1, 2 и 3 класса – государственным служащим, занимающим государственные должности государственного аппарата I категории, младшего советника 1, 2 и 3 класса – государственным служащим, занимающим государственные должности государственного аппарата II категории, наконец, референта 1, 2 и 3 класса – государственным служащим, занимающим государственные должности государственного аппарата III категории.

     Для отдельных категорий государственных  служащих сохранялись традиционно  присущие этим должностям квалификационные классы, ранги, чины и звания (например, квалификационные классы судей, классные чины прокурорских работников, дипломатические ранги дипломатических работников, персональные звания таможенных работников).

     В-третьих, впервые на уровне Закона предлагалось закрепить ведение реестров государственных  должностей, а также реестров государственных служащих, ведение личного дела государственного служащего, запретив сбор и внесение в личные дела сведений о личной жизни государственного служащего и членов его семьи, других близких родственников, а также сведений о их вероисповедании, принадлежности к политическим партиям, другим общественным объединениям, преследующим политические цели, за исключением случаев, когда для занятия отдельных должностей необходимо обеспечить принцип внепартийности.

Информация о работе Особенности регулирования трудовых отношений государственных служащих