Особенности регулирования трудовых отношений государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 02:31, реферат

Описание работы

Современная государственная служба осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности, выполнения государством многочисленных внешних и внутренних функций. Актуальность данной темы, на наш взгляд, обусловлена тем, что именно государственный механизм является основным звеном в структуре власти. Этот механизм приводится в действие людьми, а его функции зависят от кадрового состава. Следовательно вопросы комплектования организованной деятельности государственного механизма приобретают одно из первостепенных значений.

Работа содержит 1 файл

Трудовое право - Особенности регулирования трудовых отношений государственных служащих - курсовая - ИПП (2010).doc

— 196.00 Кб (Скачать)

     В процессе прохождения государственной службы государственным служащим присваиваются классы государственных служащих. Причем каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих. Законодательством установлены высший класс государственного служащего и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим. Отдельным категориям государственных служащих могут присваиваться квалификационные классы (судьи), классные чины (прокурорские работники), персональные звания (работники таможенных органов), дипломатические ранги (дипломаты).

     Особенностью  регулирования труда государственных  служащих является установление дополнительных, по сравнению с трудовым законодательством, оснований увольнения государственного служащего – оснований прекращения государственной службы. Так, государственная служба прекращается в случаях:

     - достижения государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе;

     -  возникновения (установления) обстоятельств, являющихся основанием для отказа в приеме на государственную службу;

     - истечения срока, досрочного прекращения полномочий на государственной должности;

     - несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

     - разглашения сведений, составляющих государственные секреты;

     - отказа от принесения присяги;

     - нарушения требований законодательства при приеме на государственную службу;

     - отставки;

     - грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;

     - прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

     - неудовлетворительного результата предварительного испытания;

     - вступления в законную силу обвинительного приговора суда [14, ст. 40].

     Государственная служба может быть прекращена и в иных случаях, предусмотренных законодательством о труде и иными законодательными актами.

     Установление  предельного возраста пребывания на государственной службе – 65 лет является новеллой Закона «О государственной службе» [14, ст. 41]. До принятия указанного Закона законодательство Республики Беларусь не содержало предписаний о предельном возрасте пребывания на государственной службе. Только в отношении членов Конституционного Суда Республики Беларусь Конституция Республики Беларусь и ст. 14 Закона Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. № 2914-XII «О Конституционном Суде Республики Беларусь» предусматривают предельный возраст – 70 лет [15].

     Специфическим основанием прекращения государственной  службы является отставка государственного служащего. Закон о государственной службе рассматривает отставку как наиболее почетное основание прекращения государственной службы, влекущее предоставление государственному служащему дополнительных социальных гарантий. Отставкой по Закону о государственной службе является прекращение государственной службы по предусмотренным Законом основаниям по инициативе государственного служащего. Основаниями для отставки являются: наличие трудового стажа для мужчин не менее 30 лет, для женщин не менее 25 лет, в том числе стажа государственной службы не менее 20 лет; состояние здоровья, препятствующее исполнению служебных обязанностей (при наличии медицинского заключения). При выходе в отставку государственному служащему выплачивается выходное пособие в размере трех среднемесячных заработных плат. На наш взгляд, определение отставки по Закону о государственной службе не совсем соответствует сущности этого института. Отставка может иметь место и не по инициативе государственного служащего, например, в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности государственного служащего, прекращением полномочий органа, в котором работал государственный служащий.

     Законодательство  некоторых других государств определяет содержание отставки по-иному. Отставка как основание прекращения исполнения должностных обязанностей по личному заявлению применяется только в отношении «политических государственных служащих». Основаниями для отставки является принципиальное несогласие с решением государственного органа или должностного лица, а также этические препятствия для пребывания на государственной службе, принуждение государственного служащего к выполнению решения государственного органа или должностного лица, противоречащего действующему законодательству, что может причинить значительный материальный либо моральный ущерб государству, юридическим и физическим лицам (Украина, Киргизия, и др.).

     Закон о государственной службе предусматривает ответственность государственных служащих. В частности, установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей, нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, несоблюдение установленных ограничений государственный служащий несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.

     В качестве мер дисциплинарного взыскания предусмотрены замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев, увольнение с занимаемой должности. В то же время порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, органы, руководители, правомочные применять дисциплинарные взыскания, порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий определяются законодательством о труде.

     Закон «О государственной службе» за более  чем семилетний срок своего действия подвергся минимальным корректировкам. А это, по большому счету, свидетельствует о том, что основные институты государственной службы основываются на относительно упорядоченном и стабильном правовом регулировании, обеспечивающем их эффективную работу.

     Тем не менее в 2008 г. корректировке подверглись  в той или иной степени более 30 статей Закона о государственной службе, что предопределяет необходимость их более детального анализа.

     Рассмотрим некоторые новеллы законодательного регулирования отношений государственной службы изложеные в Законе Республики Беларусь от 15 июля 2008 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной службы» (далее – Закон от 15 июля 2008 г.).

     Изменениям  прежде всего подвергся ряд норм, содержащихся в главе «Общие положения» Закона «О государственной службе». Так, скорректированы положения ч. 2 ст. 3 данного Закона относительно приравнивания государственных организаций к государственным органам.

     Напомним, что согласно прежней редакции данной части к государственным органам в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, приравнивались государственные учреждения и иные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов.

     Приведенная норма оказалась невостребованной, поскольку по своей сути приравнивание  могло иметь место в случае наделения государственной организации  такими же властными полномочиями, которые присущи государственному органу.

     Практика  пошла по пути отнесения работников конкретных государственных организаций, обеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, к категории государственных служащих. Поэтому новой редакцией ч. 2 ст. 3 Закона «О государственной службе» предусмотрено следующее. Для целей этого Закона под государственными органами понимаются также государственные учреждения и иные государственные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, работники которых в соответствии с законодательными актами, закрепляющими их правовой статус, являются государственными служащими [14].

     Безусловно, можно спорить, насколько удачной  является новая формулировка нормы, но ее понимание и применение должны основываться именно на акценте отнесения работников государственных учреждений и иных организаций, обеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, к государственным служащим. Такое отнесение не является автоматическим, а основывается на законодательных актах, определяющих статус указанных учреждений и организаций.

     В связи с созданием ряда новых  государственных органов, учреждений и организаций претерпел изменения  абз. 2 п. 1 ст. 12 Закона «О государственной службе», касающийся комиссий по присвоению классов, порядок создания которых определяется Президентом Республики Беларусь. В частности, в данном абзаце уточнены позиции относительно Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его органов, Национального банка Республики Беларусь и его структурных подразделений, Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.

     В новой редакции абзаца содержится указание на Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, государственное учреждение «Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса и официальных делегаций «Дипсервис», Государственную инспекцию охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

     Необходимо  также отметить, что Законом от 15 июля 2008 г. п. 2 ст. 12 Закона «О государственной службе» дополнен словами «если иное не установлено Президентом Республики Беларусь». Из этого следует, что содержащееся в указанном пункте правило о том, что решения комиссий по присвоению классов, принимаемые большинством голосов их членов и утверждаемые решениями, приказами, распоряжениями и иными актами соответствующих государственных органов, принявших решения о назначении, избрании, утверждении государственных служащих на должности, могут быть скорректированы актами Президента Республики Беларусь.

     Законом от 15 июля 2008 г. уточнены порядок и  условия присвоения государственному служащему более высокого класса по сравнению с классом, с которым соотносится занимаемая им государственная должность.

     Кроме того, ст. 13 Закона «О государственной службе» дополнена двумя новыми частями – 5 и 6, в которых оговариваются условия присвоения государственным служащим более высокого класса по основаниям, предусмотренным ч. 3 данной статьи [19].

     Уточнены  функциональные обязанности кадровой службы государственного органа: с учетом внесенных изменений в абз. 4 п. 1 указанной статьи кадровая служба обеспечивает также проведение квалификационного экзамена для лиц, впервые поступающих на государственную службу.

     Таким образом, государственных служащих в Республике Беларусь являются особой категорией работников, основным нормативно-правовым актом регулирующим их труд является Закон «О государственной службе в Республике Беларусь». Данный закон за более чем семилетний срок своего действия подвергся минимальным корректировкам, что по большому счету, свидетельствует о том, что основные институты государственной службы основываются на относительно упорядоченном и стабильном правовом регулировании, обеспечивающем их эффективную работу. 
 
 
 
 
 

3. Соотношение административного и трудового законодательства,                 регулирующих вопросы государственной службы 

     В правовой науке нет однозначного подхода к определению юридической природы общественных отношений, складывающихся по поводу прохождения государственной службы. Существуют разные мнения по вопросу о том, к какой отрасли права относится институт государственной службы, в частности, какая отрасль права регулирует трудовую деятельность государственных служащих.

     Вопрос  об отнесении отношений, связанных  с исполнением обязанностей на государственной службе, к определенной отрасли права, имеет не только научное, но и практическое значение. Как правильно указывает С.А. Иванов, трудовое право по своему назначению признано защищать работника, тогда как административное право – государство [4, с. 58].

     Л.А. Чиканова отмечает, что можно было бы не заострять внимания на этих точках зрения, если бы содержащиеся в них предписания касались только ограниченной группы высокопоставленных чиновников. Однако подавляющее большинство государственных служащих – это рядовые служащие министерств, комитетов, ведомств, которые нуждаются в защите своих трудовых прав не менее, чем все другие работники, а, может быть, и более, так как находятся в большей зависимости как от непосредственного, так и вышестоящего начальника. Выведение правового регулирования трудовых отношений государственных служащих за рамки трудового права вряд ли будет способствовать повышению уровня их правовой защищенности, ибо среди всех других отраслей права именно трудовое право призвано осуществлять в полной мере функцию социальной защиты работников [24, с. 52].

     Специалисты в области административного права и юристы-трудовики сходятся во мнении, что отрасли права, которые они представляют, являются смежными. Их предмет и метод правового регулирования имеют определенное сходство. Оно, как отмечает представитель науки трудового права Л.А. Сыроватская, часто затрудняет выявление истинной правовой природы тех или иных фактических отношений и влечет за собой в ряде случаев нарушение законов и правоприменительной практики [21, с. 26].

     Представители науки трудового права признают, что нормы этой отрасли регулируют не все отношения по применению труда в обществе. При этом акцентируется внимание на том обстоятельстве, что на практике трудно отличить отношения, регулируемые административным правом от трудовых отношений [7, с. 22]. Такое же мнение выражают и некоторые административисты. Так, Б.Н. Габричидзе, исследуя место административного права в правовой системе, констатирует, что нормы административного права, регламентирующие государственную службу, и нормы трудового права, определяющие порядок приема на государственную службу и прохождение этой службы, настолько тесно взаимосвязаны, что подчас между ними сложно провести соответствующие грани [2, с. 16].

Информация о работе Особенности регулирования трудовых отношений государственных служащих