Особенности правового регулирования заработной платы в условиях севера

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 04:44, реферат

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть правовое регулирование заработной платы в районах Севера.

Объект исследования – заработная плата в районах Крайнего Севера.

Предмет исследования - правовое регулирование заработной платы в районах Крайнего Севера.

Структура: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Законодательное регулирование вопросов оплаты труда, предоставлении гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях…………………………..5

1.1. Районные коэффициенты…………………………………………………….8

1.2. Концепция Федерального Закона «Об основах государственной политики Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»………………………………………………………………………11

2. Дополнительные льготы для отдельных категорий работников……..……20

2.1. Предоставление ежегодных дополнительных отпусков, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях…………….………………………………………………………….24

2.2. Пенсионное обеспечение, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях…………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …...…………………………………………………………….30

Список использованной литературы…………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Готовый и проверенный реферат на распечатку.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

     Коммерческие  организации, а также прочие организации, финансируемые из средств учредителей, согласно статье 135 ТК РФ могут устанавливать любые размеры районных коэффициентов, закрепляя их в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах организации или непосредственно в трудовых договорах. При установлении районных коэффициентов в размерах, превышающих централизованно установленные, соответствующие разницы в полной мере могут учитываться в целях налогообложения по налогу на прибыль. При этом в пределах коэффициентов, установленных субъектами РФ и местными органами власти сверх централизованно установленных, организации вправе испрашивать средств для выплаты соответствующих разниц из бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов.

     Право на получение районных коэффициентов  к заработной плате возникает  у работников с первого дня  работы в установленных районах и сохраняется до дня увольнения включительно.

     В соответствии с Законом о Севере районный коэффициент начисляется  к заработной плате без ограничения  ее максимальным размером.

     При этом  в заработную плату, на которую  начисляется районный коэффициент, включаются все выплаты в пользу работающих лиц, носящие характер заработной платы, включая вознаграждения за выслугу лет и вознаграждения по итогам работы за год.

     Пример:

     Заработная  плата работника предприятия, расположенного в Мурманской области в месяц  составляет 5500 руб., в том числе тарифная ставка – 3500 руб., доплата за совмещение должностей – 500 руб., премия – 1500 руб.

     Согласно  действующего  законодательства для  местности, в которой расположено  предприятие, установлен районный коэффициент  в размере 1,5.

     Надбавка  за стаж работы в районах Крайнего Севера выплачивается работнику  в размере 80 процентов.

     Заработная  плата в месяц составит:

    1. тарифная ставка – 3500 руб.;
    2. доплата за совмещение должностей – 500 руб.;
    3. премия – 1500 руб.;
    4. районный коэффициент – 2750 руб. ((3500 руб. + 500 руб. +1500 руб.) х 50 %);
    5. процентная надбавка к заработной плате – 4400 руб. ((3500 руб. + 500 руб. + 1500 руб.) х 80 %).

    Всего заработная плата за месяц – 12650 руб.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2. Концепция Федерального Закона «Об основах государственной политики Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» 

       Доклад “Концепция Федерального  Закона “Об основах государственной политики Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” подготовлен в соответствии с             поручением Президента РФ от 17сентября 2001 г., № 515-рп Рабочей             группой по проблемам развития северных территорий Российской             Федерации, созданной при президиуме Государственного Совета             Российской Федерации. Концепция рассчитана на долгосрочную             перспективу и базируется на Федеральном Законе “Об основах             государственного регулирования социально-экономического развития             Севера Российской Федерации” от 19 июня 1996 г., № 78-ФЗ в ред.             Федерального Закона от 02.01.2000, № 30-ФЗ, а также на Постановлении             Правительства Российской Федерации “О Концепции государственной             поддержки экономического и социального развития районов Севера” от 7             марта 2000 г., № 198. Необходимость разработки Концепции нового Федерального Закона “Об основах государственной политики Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” связана с тем, что северные территории России вносят определяющий вклад в развитие экономики страны, в то время как социально-экономическое положение и уровень жизни населения в большинстве из них остается значительно более низким, чем в других регионах России. Основные отличия предлагаемой Концепции от ранее принятых Федерального Закона “Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации (от 19.06.1996 г., № 78-ФЗ) и “Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера” (от 07.03.2000г., №198) сводятся к следующим положениям:

                 · Разработанный документ представляет собой Концепцию Федерального Закона “Об основах государственной политики в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”.

                 ·  Районирование территорий Севера должно быть проведено (в отличие от действующего) на уровне Федерального Закона, опирающегося на             научно-обоснованный интегральный показатель дискомфортности            проживания и трудовой деятельности.

                 · Государственное регулирование на Севере должно осуществляться нормативными актами, максимально полно учитывающими специфические особенности экономики переходного периода в сферах производства и потребления продукции и восстановления окружающей среды.

                 · Государственное влияние на  социально-экономическое развитие  коренных малочисленных народов  Севера (КМНС) должно быть             многовариантным, с созданием  системы национально-территориального             или общинного самоуправления и обеспечения гарантированного             представительства КМНС в органах государственной власти различного             уровня.

                 · Система федерального законодательства  по основным             социально-экономическим направлениям развития северных территорий в             сферах промышленной, налогово-бюджетной, инвестиционной,             научно-технической, социальной политики, во внешнеэкономической             деятельности должна быть целостной, согласованной с             законодательством об основах государственного регулирования             социально-экономического развития Севера и обладать стабилизационным             эффектом длительного действия. Государства, имеющие в своем составе регионы с экстремальными условиями хозяйствования, обладающие особым геополитическим статусом, к которым полностью относятся регионы Севера, признают принципиальную необходимость проведения в отношении их и             соответствующей адаптированной политики. Для России, 65% площади             которой отнесены к северным территориям, не ставится вопрос о             выделении для этих территорий каких-либо средств в ущерб другим             регионам. Необходимо лишь учитывать особые условия экономики Севера,             ее повышенную налогооблагаемую базу и экстремальные условия             хозяйствования и с учетом этого создавать хозяйствующим субъектам             равные с другими регионами России условия деятельности. Возможны два концептуальных подхода к государственной социально-экономической политике на Севере. Первый основан на преимущественно рыночных принципах с минимальным влиянием (или ролью) государства. Второй - на активном и целенаправленном воздействии государства на главнейшие социально-экономические процессы развития северных территорий.            Стратегия преимущественно “рыночных” принципов чревата крупными             осложнениями не только для регионов Севера, но и для всей             национальной экономики. Произойдут нарушения в транспортных             “коридорах”, будет потеряна значительная часть запасов цветных и             благородных металлов, энергетического сырья, биоресурсов как             нерентабельных для добычи и переработки, разрушится социальная сфера             - здравоохранение, пенсионная система, жилищно-коммунальное             хозяйство. Тенденция такого развития событий во многих регионах уже             просматривается. Вариант “государственного регулирования” является более предпочтительным. Такая стратегия будет преследовать две             взаимосвязанные цели: с одной стороны - предотвращение глобального             распада социально-экономической системы Севера, с другой - создание             предпосылок для стабильного хозяйствования в условиях становления             рыночного порядка в стране. Предлагаемая Концепция государственной политики Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях основана на принципах государственного регулирования, которое осуществляется дифференцированно по территориям и отраслям хозяйства и определяется государственными приоритетами, природно-климатическими условиями, а также уровнем экономического и социального развития отдельных районов. Механизм реализации государственной политики РФ в районах Крайнего Севера  включает два взаимосвязанных, с различным организационно-экономическим содержанием способа воздействия на региональную ситуацию - государственное регулирование и   государственную поддержку:

                 · регулирование происходит во  всех территориальных образованиях и дифференцированных сферах хозяйствования с целью сглаживания неоднородностей социально-экономического пространства до некоторых типовых условий;

                 · поддержка - это продолжение  государственного регулирования  в особых условиях деятельности, когда состояние экономики и социальной             сферы субъекта существенно отличается от принятого стандарта и для             достижения типовых показателей необходимы значительно большие объемы             ресурсов или же чрезвычайные решения. При разработке государственной политики на Севере одинаково важны и значимы оба способа ее реализации.

     Актуальность  разработки Концепции Север России – это высокоширотная часть территории страны, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями, крупными ресурсами минерального сырья, уязвимой природной средой и наличием уникальных этносов России – коренных малочисленных народов. К зоне Севера отнесено около 65% территории России. Ее экономика обеспечивает почти 60% валютных поступлений страны. В районах Севера производится около 20% валового внутреннего продукта страны. Переход России к рыночным отношениям, сопровождавшийся резким ослаблением государственного регулирования в сфере промышленного производства, крайне негативно отразился на экономике северных территорий. Глубокая депрессия базовых отраслей             (минерально-сырьевой, топливно-энергетической, рыбной, лесной,             транспортной и др.) для многих северных районов явилась основной             причиной существенного обострения и социальной ситуации.            Отмеченное свидетельствует о несоизмеримости, с одной стороны,             вклада северных субъектов РФ в развитие России, с другой -             социально-экономического положения большинства из них, а также о             необходимости адекватных изменений государственной экономической             политики на Севере России. Декларативность федеральных законов, отсутствие реальных механизмов, их реализации приводит к нормативно-правовому вакууму на территориях, который восполняется региональным законодательством зачастую без учета общероссийских интересов. В свою очередь, в федеральном законотворчестве слабо учитывается опыт законодательной деятельности северных и арктических субъектов РФ. Необходимо отметить также, что существующие нормативные акты по северной проблематике часто не вписываются в остальной массив правовых             документов РФ, не привязаны к нему, не учитывают основ гражданского,            земельного, природоохранного и др. видов законодательства. Именно             поэтому большинство нормативных актов по проблемам Севера фактически             не работают. В этой связи должна быть усилена законотворческая роль государства в регулировании экономики и социальной сферы районов Севера РФ, в разработке и принятии комплекса мер в бюджетно-налоговых отношения, в решении проблем промышленной и инновационной политики,             рационального природопользования, охраны окружающей среды. При этом, под усилением роли государства понимается: создание нормативных условий для преимущественно самодостаточного (без бюджетного финансирования) развития ведущих отраслей экономики; оказание прямой (финансовой) или косвенной (путем применения системы налоговых льгот) поддержки северного завоза, социальной сферы, хозяйств традиционного природопользования малых коренных народов, природоохранных мероприятий. Государственную политику в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях необходимо строить на основе максимально полного учета специфических условий северных территорий, а также особенностей вхождения их экономики и социальной сферы в рыночные отношения. В последние два года наблюдается тревожная тенденция отставания процесса развития федеральной нормативной правовой базы по специфическим северным проблемам от процесса совершенствования законодательства в областях общегосударственной таможенной политики, межбюджетных отношений, реформы естественных монополий, пенсионной и др. Данный разрыв образовался после ликвидации Госкомсевера России и закономерно отражает переключение внимания Правительства Российской Федерации на критические, наиболее узловые направления экономической реформы в государстве в целом. Сегодня намеренно уменьшена по сравнению с периодом 1990-х годов не только значимость северных, но и вообще региональных проблем, как следует из сокращения числа федеральных целевых программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Темпы же социальных и экономических преобразований в функциональных направлениях реформы объективно требуют их адекватного учета в новых нормативных актах в области государственной региональной политики в целом и северной - в частности. Между тем, после принятия Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера в новых экономических условиях, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 7 марта 2000 года, № 198, прогресс здесь незначителен. Единственный новый документ – План             мероприятий по реализации Концепции государственной поддержки,             утвержденный 21 января 2002 года (ХВ-П11-00821). Все сказанное определяет актуальность разработанной Концепции Федерального Закона “Об основах государственной политики в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”. Работа над новым нормативным документом федерального уровня позволила сконцентрировать усилия сообщества ученых-североведов, федеральных и региональных политиков, предпринимателей для выработки нового видения современной роли государства на Севере России с учетом реформ прошедшего десятилетия и собрать воедино разрозненную информацию по нормативному состоянию северных проблем. Основные принципы социально-экономического развития северных территорий рационального использования природных ресурсов как основы  хозяйственного развития районов Крайнего Севера; уменьшения контрастности между динамично развивающимися и депрессивными регионами Крайнего Севера; оптимизации численности населения в районах Крайнего Севера и закрепления его на территориях освоения; совершенствования систем оплаты труда и предоставления государственных гарантий и компенсаций работникам Севера; создания промышленных и сельскохозяйственных производств, ориентированных на обеспечение традиционными формами трудовой деятельности КМНС; усиления роли государства в области социальной защиты КМНС и других социально уязвимых слоев населения. В связи с повышенными требованиями, предъявляемыми к психофизиологическому состоянию организма человека в условиях Севера, в соответствии с законодательством, заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Севера из других местностей, допускается при наличии у них медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в данных районах.

         Наличие медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в районах Севера должно являться одним из необходимых документов при заключении трудового договора как с лицами, приглашенными для работы в северных районах, так и с гражданами, самостоятельно прибывшими на Север. Тем более что результаты проводимых исследований показывают, что у 70% приехавших людей состояние здоровья ухудшается: в начальный период проживания на Крайнем Севере общая заболеваемость с временной утратой трудоспособности у них в два раза выше по сравнению с местным населением.

     При поступлении на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом  к месту работы по соглашению работника  и работодателя может быть заключен срочный трудовой договор. В данном случае не имеют значения ни характер работы, на которую принимается работник, ни условия ее выполнения. Для заключения срочного трудового договора необходимо наличие двух условий: нахождение организации в районах Крайнего Севера и переезд работника  к месту работы. В законодательстве не уточняется, о каком переезде идет речь - переезде из любой местности в соответствующий район Крайнего Севера или переезде лишь из несеверных районов. В связи с тем, что наиболее неблагоприятно суровые природно-климатические условия Севера сказываются на здоровье лиц, не приспособленных к ним, сделаем предложение об ограничении круга тех лиц, с которыми могут заключаться срочные трудовые договоры при поступлении на работу в районы Севера. Считаем, что срочный трудовой договор может заключаться лишь с лицами, поступающими на работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы из субъектов РФ, территории которых не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям Правительством РФ.

     При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или  штата работников организации в  районах Крайнего Севера предусмотрен более длительный, по сравнению с общероссийским, срок выплаты сохраняемой заработной платы на период трудоустройства. Если при производстве выплат в связи с расторжением трудового договора вследствие сокращения численности или штата работников организаций Севера проблем, как правило, не возникает, то при расторжении трудового договора вследствие ликвидации организации расчет затруднен по причине возможной недостаточности у должника денежных средств и имущества.

Информация о работе Особенности правового регулирования заработной платы в условиях севера