Особенности правового регулирования заработной платы в условиях севера

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 04:44, реферат

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть правовое регулирование заработной платы в районах Севера.

Объект исследования – заработная плата в районах Крайнего Севера.

Предмет исследования - правовое регулирование заработной платы в районах Крайнего Севера.

Структура: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Законодательное регулирование вопросов оплаты труда, предоставлении гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях…………………………..5

1.1. Районные коэффициенты…………………………………………………….8

1.2. Концепция Федерального Закона «Об основах государственной политики Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»………………………………………………………………………11

2. Дополнительные льготы для отдельных категорий работников……..……20

2.1. Предоставление ежегодных дополнительных отпусков, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях…………….………………………………………………………….24

2.2. Пенсионное обеспечение, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях…………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …...…………………………………………………………….30

Список использованной литературы…………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Готовый и проверенный реферат на распечатку.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

    НОУ «Мурманский  гуманитарный институт» 

                        кафедра: гражданско-правовых дисциплин.

    РЕФЕРАТ

 
 

По: ТРУДОВОМУ ПРАВУ

   специальность: ЮРИСПРУДЕНЦИЯ 
 

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА. 
 

Дата сдачи  работы:                       исполнитель:  студентка Назимова М.Г.    ___________________                      2 курса,  заочного отделения 
 

     Дата  проверки работы:                Научный руководитель:

     _____________________                   к.ю.н., проф. А.И. Иванов 
 
 
 
 
 
 
 

Мурманск,

2010г.

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Законодательное  регулирование вопросов оплаты  труда, предоставлении гарантий  и компенсаций лицам, работающим  и проживающим в районах Крайнего  Севера и приравненных к ним местностях…………………………..5

1.1. Районные  коэффициенты…………………………………………………….8

1.2. Концепция  Федерального Закона «Об основах  государственной политики Российской  Федерации в районах Крайнего  Севера и приравненных к ним  местностях»………………………………………………………………………11

2. Дополнительные  льготы для отдельных категорий  работников……..……20

2.1. Предоставление ежегодных дополнительных отпусков, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях…………….………………………………………………………….24

2.2. Пенсионное обеспечение, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях…………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …...…………………………………………………………….30

Список использованной литературы…………………………………………...31

Приложения……………………………………………………………………...33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ. 
     

    Действующим в настоящее время законодательством  предусмотрено предоставление дополнительных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в  некоторых других отдаленных местностях и местностях с тяжелыми климатическими условиями.

    Система, призванная возместить дополнительные материальные и физиологические  затраты гражданам в связи  с их работой и проживанием  в экстремальных природно-климатических  условиях Севера, получила наименование «районного регулирования оплаты труда».

    Районное  регулирование оплаты труда призвано компенсировать разницу в затратах труда и стоимости жизни в  районах Крайнего Севера, местностях, приравненных к районах Крайнего Севера, и прочим отдаленным местностям, по сравнению с европейской частью Российской Федерации.

    В рамках районного регулирования  выделяются следующие гарантии и  компенсации, обязательные к предоставлению всем лицам, работающим по найму постоянно  или временно на предприятиях, в  учреждениях, организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, а также лицам, проживающим в указанных районах и местностях:

    1. выплата  районного коэффициента к заработной плате;
    2. установление и выплата надбавки за стаж работы;
    3. предоставление дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска;
    4. компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;
    5. компенсация расходов, связанных с переездом;
    6. предоставление прочих гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством.

    Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в настоящее  время установлены Трудовым кодексом РФ и Законом РФ от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных  к ним местностях».

         Дополнительные  гарантии  и компенсации могут  предоставляться решениями органов  исполнительной власти и управления северных регионов, тарифными соглашениями, коллективными договорами (соглашениями) или непосредственно трудовыми договорами (контрактами)1.

      Цель  исследования – рассмотреть правовое регулирование заработной платы  в районах Севера.

             Объект исследования – заработная плата в районах Крайнего Севера.

             Предмет исследования - правовое  регулирование заработной платы  в районах Крайнего Севера.

              Структура: работа состоит из  введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

                         
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      1. Законодательное регулирование вопросов оплаты труда, предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. 

         Первым  нормативным актом, призванным упорядочить предоставление компенсаций и льгот лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, явился указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера  и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

         Действие  соответствующих льгот, гарантий и  компенсаций распространяется на территории, предусмотренные Перечнем районов  и местностей.

         Работники районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей пользуются различными льготами: в области заработной платы; при предоставлении отпусков; в связи с переездом в районы Севера; жилищными; пенсионными; по социальному страхованию. Эти основные группы льгот в свою очередь подразделяются на отдельные виды.

         Основные  льготы в соответствии с законодательством  предоставляются всем рабочим и  служащим государственных, кооперативных  и общественных предприятий, учреждений и организаций, работающим в районах  Севера2.

         В соответствии со статьей 1 Закона о Севере предусмотренные  действующим законодательством льготы, гарантии и компенсации, связанные с районным регулированием труда и его оплаты, распространяются на лиц, работающих по найму постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях, организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях3.

         В отдельных случаях, предусмотренных  законодательством, государственные гарантии и компенсации могут предоставляться также неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением  Вооруженных Сил РФ, студентам высших и средних специальных учебных заведений, учащимся профессионально-технических училищ и общеобразовательных школ, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним  местности вместе с кормильцем.

         Работникам, командированным в районы Крайнего Севера и в приравненные к ним  местности из других местностей страны для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, установленные льготы не предоставляются, если иное не предусмотрено заключенными с ними трудовыми договорами или коллективными договорами (пункт 4 Инструкции о порядке предоставления гарантий и компенсаций).

         Если  же непосредственно после истечения  установленного законодательством  срока командировки указанные лица переводятся на постоянную работу в  районы Крайнего Севера или в приравненные к ним местности, то им предоставляются  установленные гарантии и компенсации. При этом в стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, засчитывается весь период непрерывного нахождения в командировке.

         Работникам, направленным в служебные командировки и временно на период проведения полевых работ в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с предприятий, расположенных в других районах страны, предусмотренные действующим законодательством льготы не предоставляются.

         Лицам, не проживающим на Севере, но выполняющим  работы на Севере вахтовым методом, гарантии и компенсации могут предоставляться согласно Федерального закона от 19 июня 1996 года №78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации».

         Если  работники организаций выезжают в районы Крайнего Севера из других районов для выполнения работ вахтовым методом, в соответствии со статьей 302 ТК РФ им предоставляются следующие гарантии и компенсации:

      1. устанавливается районный коэффициент, и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в районах Крайнего Севера;
      2. предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в порядке и на условиях, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих (в районах Крайнего Севера – 24 календарных дня; в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней).

          В стаж работы, дающий право на получение льгот и  компенсаций, включаются календарные  дни работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фактические дни нахождения в пути, предусмотренные графиками сменности4. 
 
 
 
 
 
 

     1.1. Районные коэффициенты. 

     В соответствии со статьей 315 ТК РФ оплата труда лиц, работающих в районах  Крайнего Севера и приравненных к  ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

     Размер  районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты  согласно статье 316 ТК РФ устанавливаются Правительством Российской Федерации.

     Районный коэффициент представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы работников, работающих в условиях суровых природно-климатических условиях. Конкретный размер коэффициентов (от 1,15 до 2,0, а в одном из случаев – и 3,0) и порядок их выплаты могут устанавливаться федеральными законами, Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

     Размер  районного коэффициента показывает, на какую часть, превышающую единицу (1), должен быть увеличен заработок  работника. При величине районного коэффициента в 1,15 заработная плата подлежит увеличению на 15 процентов, в 1,5 – на 50 процентов, в 2,0 – на 100 процентов, в 3,0 – на 200 процентов.

     При этом, несмотря на то, что статьей 10 Закона о Севере предусмотрено установление единого для всех производственных отраслей районного коэффициента к заработной плате, фактически применяются различные для этих отраслей коэффициенты (в производственных отраслях коэффициент выше, чем в непроизводственных).

     Бюджетные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, исходя из положений статьи 135 ТК РФ вправе при оплате труда своих работников применять только централизованно установленные размеры районных коэффициентов.

     Учреждения, финансируемые из бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов, вправе выплачивать заработную плату своим работникам с применением районных коэффициентов, установленных законодательными актами органов исполнительной власти субъектов РФ или местных органов исполнительной власти. Однако при этом, в любом случае суммы коэффициентов, выплачиваемых сверх централизованно установленных, должны финансироваться исключительно из средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов5.

Информация о работе Особенности правового регулирования заработной платы в условиях севера