Основные направления совершенствования занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Лица пожилого возраста не имеют полноценной возможности что-либо производить, однако они являются потребителями и их благосостояние по большей части зависит от социальной поддержки государством. Но, зачастую, размеров социальных пособий лицам пожилого возраста не хватает для нормального существования, поэтому они вынуждены искать дополнительные средства, путем устройства на работу. И, как уже было сказано, число лиц пожилого возраста неуклонно растет, поэтому актуальность темы трудоустройства лиц пожилого возраста не оставляет сомнений. Этой теме и посвящена данная курсовая работа.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические вопросы занятости лиц пожилого возраста
1.1 Особенности занятости лиц пожилого возраста
1.2 Регулирование занятости лиц пожилого возраста
Глава 2. Анализ занятости лиц пожилого возраста в России
2.1 Демографическая ситуация и социальное положение пожилых людей в Российской Федерации
2.2 Состояние занятости работающих пенсионеров
2.3 Работающие пенсионеры и уровень оплаты их труда
Глава 3. Основные направления совершенствования занятости
3.1 Актуальные проблемы трудоустройства и занятости лиц пожилого возраста
3.2 Положение пожилых людей в обществе
3.3 Пути решения проблем связанных с занятостью и трудоустройством лиц пожилого возраста
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ТРУДОУСТРОЙСТВО ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА.docx

— 49.64 Кб (Скачать)

В таблице 1.13 изложены данные, характеризующие динамический профиль трудовых доходов работающих пенсионеров разного пола. Согласно этим данным, среднемесячный заработок  женщин, зафиксированный в рублях 1994 г., увеличился за время наблюдений в 2,4 раза, тогда как заработок  мужчин вырос за тот же период в 3,3 раза. В таблице представлено также  соотношение номинальных заработков мужчин и женщин, работающих и получающих пенсию.

В среднем в последние  годы уровень заработной платы женщин рассматриваемой категории опрошенных не достигает и 4/5 заработной платы  мужчин. Самые низкие показатели были зафиксированы в 2000--2001 гг., когда  средняя заработная плата женщин составляла только 2/3 от заработка мужчин (табл. 1.13).

Как известно, проживание в сельской местности существенно  сужает круг возможной занятости  и доступ к располагаемым денежным ресурсам. Особенно остро эта проблема встает перед пенсионерами, что повышает значимость рассмотрения фактора типа поселения при анализе динамики заработной платы. Судя по данным, представленным в таблице 1.14, в начальный период наблюдений РМЭЗ степень урбанизированности поселения влияла

на уровень оплаты труда работающих пенсионеров сильнее, чем фактор пола, но со временем различия по полу стали боле значимым фактором, чем тип поселения. Заработки  работающих пенсионеров-мужчин в среднем  превышают заработки работающих пенсионеров-женщин как в городе, так и в сельской местности. Вместе с тем темпы роста заработной платы городских пенсионерок были самыми низкими из всех выделенных групп, вследствие чего к 2005 г. уровни заработной платы для пенсионерок, работающих в сельской и несельской местности, практически сравнялись.

Корреляционный анализ данных за 2005 г. выявил крайне низкую связь  уровня заработной платы работающих пенсионеров с принадлежностью  к той или иной возрастной группе, а полученная двумерная таблица  подтвердила отсутствие прямолинейной  зависимости между переменными  возраста и реальной заработной платы. К этому надо добавить, что в  сельской выборке полностью отсутствуют  работающие пенсионеры старше 70 лет. Женщины  старше 55 лет составляют почти 3/4 работающих пенсионерок в городе, но только 55% пенсионерок на селе. В сельской местности обычно продолжают работать те женщины, которые вышли на пенсию до достижения пенсионного возраста, поскольку относятся к категории досрочно выходящих на пенсию учителей или медицинских работников. Продолжая трудиться на тех же рабочих местах, они занимаются более квалифицированным, а потому более оплачиваемым трудом. Этот факт также вносит свой вклад в дифференциацию заработных плат работающих пенсионерок. Особенностями отраслевой структуры работающих пенсионеров по сравнению с распределением по отраслям всех работающих, является большая занятость пенсионеров в таких отраслях, как гражданское машиностроение, военно-промышленный комплекс, здравоохранение, образование, наука и культура, т. е. преимущественно в нерыночном секторе экономики. И в то же время среди работающих пенсионеров гораздо меньше доля занятых в строительстве, торговле и бытовом обслуживании, т.е. в отраслях с более высоким уровнем оплаты труда. Об отраслевых различиях в заработной плате пенсионеров можно судить по данным, изложенным в таблице 1.15. Как видно, самые высокие заработки характерны для пенсионеров, работающих в нефтегазовой промышленности и энергетике.

При более детальном  знакомстве с таблицей выясняется, что в целом ряде отраслей труд пенсионеров оплачивается в среднем  лучше других категорий работников. Это относится в первую очередь  к органам управления, сельскому  хозяйству, образованию и энергетике. В нефтегазовой промышленности, науке, культуре и здравоохранении пенсионеры довольно близки по заработкам ко всем работающим. В то же время в таких  отраслях, как торговля и бытовое  обслуживание, армия, МВД и другие силовые ведомства, финансы, среднемесячная заработная плата пенсионеров не достигает 70% от среднего уровня оплаты труда по всем работающим.

Глава 3. Основные направления  совершенствования занятости

3.1 Актуальные проблемы  трудоустройства и занятости  лиц пожилого возраста

Итак, на основе всего  вышесказанного можно выделить следующие  проблемообразующие факторы:

Социально-демографические  факторы

Средний возраст населения  России устойчиво увеличивается, причем население регионов страны, население  городов и сельской местности  стареет неравномерно. По демографическим  прогнозам, в России сохранится высокая  доля пожилых людей в структуре  населения;

старение населения  происходит на фоне высокой смертности населения. Высоки показатели заболеваемости и смертности в пожилом и старческом возрастах. Эти показатели выше для  мужчин, чем для женщин;

старение населения, как и наступление старости: у  отдельного человека, сопровождается возрастанием зависимости пожилых  людей от экономически и социально  активного населения. Ожидаемые  в соответствии с демографическими прогнозами изменения в возрастной структуре населения увеличат коэффициент  демографической нагрузки лицами пожилого возраста на трудоспособное население;

миграционные процессы изменились в сторону интенсификации ранее не распространенных видов  миграции (вынужденная, внешняя, транзитная). Достаточно велика доля пожилых: людей  среди мигрантов. Постоянно мигрируют  и лица пожилого возраста без определенного  места жительства и занятий.

3.2 Положение пожилых  людей в обществе

Социальный риск. Объективный  социальный риск, связанный с ограничениями  жизнедеятельности в пожилом; возрасте, обострился в условиях переходной экономики. Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение - характерные черты положения  значительной части пожилых людей;

обособленность. Значительные группы пожилых людей в изменяющихся условиях чувствуют свою неприспособленность  и невостребованность своих знаний и опыта. Возможности полноценного участия в общественной жизни у них ограниченны;

социальное отторжение. При значительной численности пожилых  людей их перемещение в группы наименее обеспеченных и неактивных слоев населения - фактор, повышающий социальную нестабильность;

гендерные различия. Пожилые женщины находятся в наиболее неблагоприятном положении, что существенно при сохранении долговременной диспропорции мужского и женского населения.

Возрастание финансовых и социальных издержек семьи по оказанию своим пожилым родственникам  поддержки и ухода. Наличие значительного  числа одиноких пожилых людей  и пожилых супружеских пар, которым  требуется поддержка и уход;

недостаточная ориентированность  социальных структур на пожилых людей  в сферах охраны здоровья, образования, социального, социокультурного, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам и запросам пожилых людей;

затрудненные взаимоотношения  с представителями молодого поколения, в том числе из-за неэффективности  воспитательного процесса;

неразвитость структур гражданского общества, призванных обеспечивать защиту прав и интересов пожилых  людей, предоставление им помощи и услуг. По различным причинам многие общественные объединения проводят свою деятельность нерегулярно или в незначительном объеме либо быстро прекращают свое существование.

3.3 Пути решения  проблем связанных с занятостью  и трудоустройством лиц пожилого  возраста

С приходом старости, человек может потерять определенную сноровку при выполнении тех или  иных действий. Это обусловлено физиологическими способностями человеческого организма. Однако, с возрастом человек набирает большое количество опыта, который в определенных ситуациях может быть незаменим. Поэтому одним из выходов по проблеме трудоустройства лиц пожилого возраста можно считать создание определенных организаций основой деятельности которых могла бы стать передача знаний и опыта старших работников молодежи. Также это может быть использовано как средство управления, обогащающее предприятие, воспитывающее молодежь.

Для решения проблемы переквалификации следует поддерживать развитие образовательных учреждений для лиц пожилого возраста, которые  уже сейчас в некоторых городах  существуют и специализируются по оказанию помощи в трудоустройстве лицам  старше 45 лет. Дело в том, что взрослые усваивают новый материал иначе, чем школьники. Они не могут механически  заучивать новую информацию, как  это делают дети. Они должны увязать  ее с ранее полученными данными, расположить в стройной последовательности и сверить со своим жизненным  опытом. То есть учеба идет медленнее, но это не потеря интеллекта в пожилом  возрасте, а просто другой способ усвоения. Замедление усвоения информации - естественный ход событий для пожилого возраста, но постоянная тренировка поддерживает его на вполне работоспособном уровне и при решении проблем замедленная  реакция компенсируется знаниями и  опытом. Четвертина Т., Лакунина Л., Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления // Вопросы экономики, 1998, №2 с. 122-126

Как уже было сказано, существует тенденция, согласно которой  при закрытии или слиянии предприятий, их реконструкции или уменьшении заказов в первую очередь увольняют  пожилых работников, поэтому возрастной барьер часто удерживает людей 45 лет  и старше среди безработных вдвое  дольше, чем их молодых соперников. Для пожилых работников должны быть разработаны специальные методики поиска работы, включая особенности  составления резюме и прохождения  интервью.

Для закрепления лиц  подошедших к порогу пенсионного  возраста на рабочих местах на более  длительный срок некоторые компании используют методы, позволяющие улучшить условия труда. В промышленности особое внимание обращается на эргономику, для того чтобы приспособить рабочие  места, рабочий процесс и режим  работы к возможностям работников пожилого возраста.

Одной из наиболее действенных  мер по решению проблем занятости  и трудоустройства лиц пожилого возраста должна стать Государственная  политика в области занятости.

Политика занятости - это совокупность мер прямого  и косвенного воздействия на социально-экономическое  развитие общества и каждого его  члена.

Она имеет несколько  уровней: общегосударственный, региональный и локальный. В настоящее время можно выделить три основные модели политики занятости, используемые в странах с развитой рыночной экономикой.

Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при  повышении производительности труда  и, как следствие, рост доходов работающих; такая политика предполагает дорогостоящую  систему пособий для большого количества безработных.

Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости  практически всем трудящимся путем  создания рабочих мест в государственном  секторе со средними условиями оплаты труда, Такая политика рассчитана в  основном на государственные средства, при дефиците которых наступает  спад производства, что влечет за собой  увольнения.

Американская модель ориентируется на создание рабочих  мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения, При этом безработица  формально уменьшается, но увеличивается  количество людей с низкими доходами.

Использование той  или иной модели влияет на политику занятости как на макро, так и  на микро уровне. На макро уровне новые подходы в политике занятости способствуют повышению гибкости рынка труда, уменьшения расходов на рабочую силу, ведут к некоторому свертыванию социальных программ. Однако расширяются системы подготовки и переподготовки кадров, создаются дополнительные рабочие места, ожесточаются условия выдачи пособий. Применяются меры по усилению роли частного сектора в решении проблем занятости, других социальных проблем, На микро уровне проводится политика сдерживания роста заработной платы, удлинения продолжительности рабочей недели, более широко используются различные формы неполной занятости. В результате кризисные явления обостряются. Государственная и корпоративная политика занятости // Под ред. Т. Малевой;Московский центр Карнеги. М., 1998, с. 42-43

Существуют два  основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный.

Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических  мер, проводимых государством с целью  снижения уровня безработицы. Она предусматривает  мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск  и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организацию  рабочих мест через систему общественных работ.

Пассивная политика предусматривает  выплату пособий безработным  и предоставление услуг по подбору  рабочего места через государственную  службу занятости. Часто применяют  термин - умеренно пассивная политика, которая также предусматривает  материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в  первом варианте, услуги по подбору  рабочих мест.

Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать  себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических  перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке  труда окажутся слабыми и могут  только ухудшить ситуацию. Отсутствие активной политики может значительно  сузить функции службы занятости, превратив  ее в обычный собес.

В соответствии с действующим  законодательством о занятости  населения государственная политика РФ в области содействия занятости  населения направлена на:

развитие людских  ресурсов для труда;

обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный  выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и  предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому  труду;

обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите и испытывающих трудности  в поисках работы;

Информация о работе Основные направления совершенствования занятости