Основные направления совершенствования занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Лица пожилого возраста не имеют полноценной возможности что-либо производить, однако они являются потребителями и их благосостояние по большей части зависит от социальной поддержки государством. Но, зачастую, размеров социальных пособий лицам пожилого возраста не хватает для нормального существования, поэтому они вынуждены искать дополнительные средства, путем устройства на работу. И, как уже было сказано, число лиц пожилого возраста неуклонно растет, поэтому актуальность темы трудоустройства лиц пожилого возраста не оставляет сомнений. Этой теме и посвящена данная курсовая работа.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические вопросы занятости лиц пожилого возраста
1.1 Особенности занятости лиц пожилого возраста
1.2 Регулирование занятости лиц пожилого возраста
Глава 2. Анализ занятости лиц пожилого возраста в России
2.1 Демографическая ситуация и социальное положение пожилых людей в Российской Федерации
2.2 Состояние занятости работающих пенсионеров
2.3 Работающие пенсионеры и уровень оплаты их труда
Глава 3. Основные направления совершенствования занятости
3.1 Актуальные проблемы трудоустройства и занятости лиц пожилого возраста
3.2 Положение пожилых людей в обществе
3.3 Пути решения проблем связанных с занятостью и трудоустройством лиц пожилого возраста
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ТРУДОУСТРОЙСТВО ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА.docx

— 49.64 Кб (Скачать)

В целях избавления от лиц пенсионного возраста работодатели предпринимают различные способы, в частности внесение изменений  в штатное расписание, приводящих к сокращению работников. Известны случаи внесения в коллективные договоры условия о первоочередности сокращения лиц, достигших пенсионного возраста... Такое условие не может применяться, поскольку согласно ст. 9 ТК РФ коллективные договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством.

Ныне, в условиях спада  производства, когда идет интенсивное  высвобождение работников, естественно, в первую очередь увольняются  люди пенсионного возраста. Однако пожилые граждане в случае сокращения штата или численности становятся кандидатами на увольнение не потому, что они достигли пенсионного  возраста, а потому, что, в отличие  от более молодых работников, они  имеют средство для существования, обеспечиваемое пенсией.

Говоря о преимущественном праве на оставление на работе при  сокращении численности или штата  работников, следует заметить, что  в ранее действовавшем законодательстве (ст. 34 КЗоТ РФ) одним из факторов, определявших предпочтение в оставлении на работе при равной производительности и  квалификации, являлся длительный стаж непрерывной работы. В ныне действующем  законодательстве (ст. 179 ТК РФ) такой  нормы не содержится, что также  снижает уровень защищенности работников пожилого возраста, проработавших длительное время в данной организации.

При увольнении по собственному желанию в связи с переходом  на пенсию работник вправе оставить работу до истечения двухнедельного срока, предусмотренного для предупреждения работодателя. К сожалению, в отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 124 КЗоТ РФ), исключающего в этом случае задержание из заработной платы этого работника отпускных за неотработанные дни полученного авансом отпуска, ныне действующее законодательство (ст. 137 ТК РФ) такой льготы для лиц пенсионного возраста при их увольнении не предусматривает.

Согласно ст. 128 ТК РФ работающим пенсионерам по их просьбе  может быть предоставлен отпуск без  сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней в году. Следует  отметить, что и в этой части  прошлое законодательство устанавливало  более высокий уровень гарантии: отпуск без сохранения заработной платы  работающим пенсионерам по возрасту мог предоставляться продолжительностью до двух месяцев в году.

В соответствии с Федеральным  законом от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» государственные и  муниципальные учреждения социального  обслуживания оказывают помощь гражданам  пожилого возраста в профессиональной подготовке и трудоустройстве.

Граждане пожилого возраста, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступную  им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора. Этим работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных  дней.

Пенсионерам по возрасту предоставляется преимущественное право на заключение трудового договора в качестве надомника, что отвечает интересам лиц, нуждающихся в  сокращении объема работ, снижении производственного  ритма и индивидуализации режима труда и отдыха.

Следует иметь в  виду, что организация труда в  надомных условиях допускается только для лиц, имеющих необходимые  жилищно-бытовые условия, а также  практические навыки (либо они могут  быть обучены этим навыкам) в целях  выполнения соответствующих работ. Кроме того, согласно ст. 311 ТК РФ работы, поручаемые надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию  здоровья и должны выполняться в  условиях, соответствующих требованиям  охраны труда. Следовательно, несмотря на то, что работа выполняется на дому, работодатель не освобождается  от обязанности обеспечения безопасных условий труда работнику (предоставление средств индивидуальной защиты, смывающих  и обезвреживающих веществ, соблюдение режима труда и отдыха, обучение безопасным методам и приемам  выполнения работ, проверка знания требований охраны труда и др.).

Потребность пожилых  людей в продолжении трудовой деятельности и возможность использования их труда вызывает необходимость в решении проблемы их занятости.

Как известно, понятие  «занятость» применяется в широком  и в узком смысле. В широком  смысле занятость означает форму  времяпрепровождения человека в  процессе жизнедеятельности. В узком  смысле занятость связывают с  его трудовой деятельностью (трудом), под которой понимается сознательная, целенаправленная и легитимная деятельность человека по созданию материальных и  духовных благ для удовлетворения определенных человеческих потребностей.

Применительно к лицам  пожилого возраста под занятостью следует  понимать деятельность, связанную с  удовлетворением их личных и общественных потребностей, приносящую им заработок, трудовой доход.

Как известно, все  трудоспособное население в зависимости  от того, участвует ли оно в общественно  полезной деятельности или нет, можно  разделить на две категории: занятых  и незанятых. К числу незанятого населения относятся неработающие пенсионеры по старости.

Согласно Федеральному закону «О занятости населения в  Российской Федерации» эта категория  граждан не может быть признана безработной, т. е. в отличие, например, от инвалидов, имеющих к тому же трудовую рекомендацию, лица пожилого возраста не могут быть зарегистрированы в качестве безработных  в органах службы занятости, но все  же могут найти себе подходящую работу через неё.

Таким образом, необходимость  и целесообразность использования  труда лиц пожилого возраста не только не подкрепляется правовой базой, а  наоборот, вступает в противоречие с законодательством. Такая несогласованность  политики и закона в области занятости  лиц пожилого возраста отрицательно сказывается на обеспечении реализации их трудовых прав. Именно поэтому, несмотря на то что законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение в нашей стране, единое, занятость пенсионеров по возрасту различна. При этом уровень их занятости резко колеблется в зависимости от района, отрасли экономики, пола, профессии, возрастной структуры населения, структуры производства, степени обеспеченности производства рабочей силой и других обстоятельств.

Глава 2. Анализ занятости  лиц пожилого возраста в России

2.1 Демографическая  ситуация и социальное положение  пожилых людей в Российской  Федерации

Современная демографическая  ситуация в России характеризуется  устойчивой тенденцией - динамичным увеличением  доли лиц старше трудоспособного  возраста, что соответствует общемировому процессу старения населения. В России, как и в других странах, пожилые  люди (по нормам законодательства - женщины  старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) составляют особую социально-демографическую  группу населения.

На начало 2006 года, в России насчитывалось 29,1 млн. человек  старше трудоспособного возраста и 24,6 млн. человек в возрасте 60 лет  и старше.

С 1995 года доля пожилых  людей в населении устойчиво  превышает 20 процентов (1995 г - 20,2 процента, 1996 г. -20,5 процента, 1997 г. - 20,7 процента, 1998 г. - 20,8 процента). Начиная с 1999 года, она сохраняется на уровне 20,7 процента.

За период с 1990 года численность пожилых людей возросла на 2,55 млн. человек, а численность  детей сократилась на 7,04 млн. человек. С 2000 года доля людей пенсионного  возраста превысила долю детей до 15 лет (20,0 процентов). В дальнейшем это  превышение будет расти.

Численность и доля пожилых людей в городском  и сельском населении изменялись неодинаково. Большинство пожилых  людей проживает в городах. В 2005 году 24,4 млн. человек в возрасте 55 лет и старше жили в городах, а  в селах проживало около 8,0 млн. пожилых людей. Вместе с тем старение населения сильнее выражено у  сельских жителей: среди сельских жителей  пожилые люди составляли 27,8 процента, среди жителей городов - 19,4 процента.

Рост численности  пожилых людей разных возрастных групп был крайне неравномерным. За 1959-1995 годы число людей 75 лет и  старше увеличилось на 165 процентов, а 85 лет и старше - более чем  в 3 раза.

За пятилетие с 1990 года численность людей старше 85 лет увеличилась почти на 27,0 тыс. человек (с 933,7 тыс. человек до 960,7 тыс. человек), а за пятилетие с 1995 года - на 426,5 тыс. человек (с .960,7 тыс. человек  до 1387,2 тыс. человек). Изменение возрастной структуры пожилых людей происходило  по-разному в городском и сельском населении. Число людей 85 лет и  старше в городских поселениях увеличилось более чем в 6 раз, а в сельской местности - менее чем в 2 раза.

В 2001 году численность  людей старше 70 лет составила 8,4 процента от всего населения, в 2005 году - 8,5, в 2006 году - 8,6 процентов.

В 2006 году на 1000 мужчин в возрасте 70 и старше приходится 2452 женщины. Хотя с начала 2000 года этот показатель снижается, но все же остается высоким.

Устойчивый рост числа  долгожителей - людей, перешагнувших 90-летний возрастной рубеж, выдвигает на первый план долгожительство как явление, имеющее далеко идущие последствия. Если на начало 1998 года численность  лиц в: возрасте от 90 лет составляла 333,8 тыс. человек, то на начало 1999 года она  увеличилась до 354,3 тыс. человек, а  к началу 2000 года составила 374,8 тыс. человек. Соответственно увеличилась  и численность тех, кому исполнилось 100 и более лет (1998 г. - 8070 человек, 1999 г. - 10820 человек, 2000 г. - 15577 человек). Проводимые по отдельным регионам России исследования долгожительства позволяют выявлять местные демографические особенности. Например, число долгожителей (в  основном, - женщин) устойчиво возрастает в Москве и Санкт-Петербурге.

Примечательны данные о демографической нагрузке (число  людей моложе и старше трудоспособного  возраста, приходящихся на 1000 человек  трудоспособного возраста). В 1959 году коэффициент демографической нагрузки составлял 713: людьми пенсионного возраста-202 и лицами моложе трудоспособного  возраста (детьми до 16 лет) - 511. В 1995 году отмечалась самая высокая демографическая  нагрузка: во всем населении на 1000 человек  трудоспособного возраста приходилось 760 нетрудоспособных, в том числе  лиц старше трудоспособного возраста -356 и детей - 404. Отмеченное в течение  четырех последних лет прошлого столетия, снижение коэффициента демографической  нагрузки (1997 г. - 745,: 1998 г. - 731, 1999 г. - 711, 2000 г. - 686) происходило при снижении нагрузки лицами старше трудоспособного  возраста (362, 361, 356 и 349 соответственно).

Выше среднего по России показатель демографической нагрузки лицами старше трудоспособного возраста в Центральном (419), Южном (362), Приволжском (354) федеральных округах; в региональном разрезе самые высокие показатели отмечаются в Тульской (476), Рязанской (461), Воронежской (457), Курской и Тверской (444), Ивановской (429) областях. Наиболее "молодыми" являются отдельные регионы, входящие в состав Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Как минимум в 35 регионах страны доля пожилых людей превышает  среднероссийский показатель. Выше средней величины (22,9 процента) доля пожилых людей в составе сельского населения в 32 регионах. В ряде муниципальных образований показатель численности сельского населения в возрасте старше трудоспособного значительно выше: средних показателей по региону и стране в целом.

Ожидаемая продолжительность  предстоящей жизни, достигнув в 1994 году наиболее низкой отметки - 12,62 года для мужчин, достигших 60 лет и 22,47 года для женщин, достигших 55 лет, в 1998 году возросла до 14,08 года для мужчин и до 22,91 года для женщин. Однако после периода определенных позитивных сдвигов в демографическом развитии России, в 1999 году неблагоприятные изменения в смертности (рост показателя смертности наблюдался практически по всем классам причин смерти) ухудшили и показатели ожидаемой продолжительности предстоящей жизни как для мужчин (13,52 года), так и для женщин (22,56 года). В последний период отмечается некоторое увеличение этого показателя.

Для возрастной структуры  населения характерна, феминизация. Проблема более низкой ожидаемой  продолжительности жизни мужчин России по сравнению с женщинами  сохраняется. Если в конце 60-х годов  различие составляло 8-9 лет, то к 1994 году оно увеличилось до 13,6 года, а  в настоящее время российские женщины живут дольше мужчин на 12 лет. Это приводит к росту численности  одиноких пожилых людей. Как правило, ими оказываются женщины.

Период до 2008 года будет характеризоваться вступлением  в пенсионный возраст относительно малочисленных поколений людей, родившихся в военные и первые послевоенные годы. Процесс старения населения временно стабилизируется, а доля лиц пожилого возраста предполагается относительно стабильной (на уровне 20,6 процента общей численности населения). При этом в городах она увеличится, а в сельской местности - уменьшится.

Старение населения  России в ближайшей перспективе  не отразится на численности трудовых ресурсов. Число лиц рабочего возраста будет увеличиваться до 2008 года. Показатель демографической нагрузки в 2007 году достигнет минимального для  России значения - 569 человек нетрудоспособных возрастов, приходящихся на 1000 лиц рабочего возраста.

Информация о работе Основные направления совершенствования занятости