Охрана труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена «Охране труда». Выбор этой темы не случаен так как она всегда была и будет очень актуальна в российском трудовом праве.

Проблемы возникающие с охраной труда на производстве касаются всех работников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Основные положения

Понятие охраны труда………………………………………………6
Право работника на охрану труда и его гарантии………………...11
Правила по охране труда, обязательные для администрации……16
Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда……………………………………………………...20

II. Охрана труда отдельных категорий работников.
Охрана труда женщин………………………………………………29
Правила особой охраны труда молодежи и лиц пониженной трудоспособностью…………………………………………………35

Заключение………………………………………………………………………..41

Список использованной литературы……………………………………………44

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

Конкретные размеры  штрафа за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда предусмотрены Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Так, согласно ст.41 КОАП РСФСР, нарушение должностным лицом организации независимо от форм собственности законодательства Российской Федерации о труде и законодательства РФ об охране труда влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.

Привлечение к административной ответственности  органами Госгортехнадзора России на подконтрольных им объектах в случаях  нарушения правил безопасного ведения работ.

Привлечение лиц, виновных в нарушении требований безопасности к административной ответственности  в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам Госгортехнадзора, может иметь место за неоднократное  нарушение должностными лицами правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ и выражается в наложении штрафа в установленных размерах (ст.88 КоАП).

Привлечение к административной ответственности  органами Госатомнадзора России в случаях  нарушения правил по ядерной и радиационной безопасности.

Согласно ч.2 ст.88 КоАП, нарушение правил, норм и  инструкций по безопасному ведению  работ на объектах, подконтрольных органам Госатомнадзора, влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных  лиц в размере до ста рублей. Указанная ответственность может наступать и при однократном нарушении норм, правил и инструкций по безопасному ведению работ на объектах, подконтрольных органам Госатомнадзора.

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что если к нарушителю применено  административное взыскание в виде предупреждения, то штраф на него не налагается.

Привлечение к административной ответственности  органами Государственной  санитарно-эпидемиологической службы в случаях  нарушения санитарно-гигиенических  норм и правил.

Согласно ст. 42 КоАП, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм – влечет наложения штрафа на граждан в размере до десяти рублей, а на должностных лиц – до пятидесяти рублей.

При необходимости  материалы о нарушениях санитарного  законодательства направляются санитарно-эпидемиологическими службами в правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.

Привлечение к административной ответственности  органами Гостехнадзора  в случаях нарушения  правил эксплуатации тракторов и иных самоходных машин и оборудования.

Конкретные меры административной ответственности  за нарушение правил использования  тракторов и иных машин, поднадзорных органам Гостехнадзора, предусмотрены  Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

Так, нарушение  правил эксплуатации тракторов, иных самоходных машин и оборудования, поднадзорных органам Гостехнадзора, - влечет наложение  штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты  и на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию тракторов, иных самоходных машин и оборудования – от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда(ст.100 КоАП).

Невыполнение  законных предписаний  государственных  инженеров-инспекторов Гостехнадзора  влечет наложение штрафа на руководителей  организации в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда(ст. 1002 КоАП).

Ответственность за систематическое нарушение правил эксплуатации тракторов, иных самоходных машин, поднадзорных органам Гостехнадзора, т.е. совершение в течение года нескольких правонарушений, предусмотрена ст.1001 КоАП.

Уголовная ответственность.

Уголовной ответственности  за нарушение требований охраны труда  и безопасности работ должностные  лица, обязанные обеспечить соблюдение этих требований, подлежат независимо от организационно-правовых форм предприятий, на которых они  работают.

Уголовная ответственность  за нарушения требований охраны труда  предусмотрена ст. 143, 145 и 215-218 УК РФ.

Кроме того, уголовная  ответственность может наступить  и в других случаях преступного поведения должностных лиц, например, халатность (ст. 293) или злоупотребление должностными полномочиями (ст.285), если эти преступления связаны с нарушением законов о труде7. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
 
 
 
 
 
 
 

II. Охрана труда отдельных категорий работников 

1. Охрана труда женщин 

Наряду с нормами  об охране труда, распространяющимся на всех работников независимо от пола, законодательство о труде содержит специальные  нормы об охране труда женщин, принятые с учетом физиологических особенностей женского организма и выполнения женщинами функции материнства. Эти специальные нормы можно условно разделить на две группы: нормы по охране труда, распространяющиеся на всех работающих женщин, и нормы, содержащие дополнительные гарантии по охране труда для женщин, выполняющих функцию материнства.

Нормы по охране труда, распространяющиеся на всех женщин, устанавливают, как правило, определенные ограничения в сфере применения труда женщин либо дополнительные требования к условиям труда8.

В отличие от прежнего законодательства (ч.1 ст.160 КЗоТ) ч.1 ст. 253 ТК РФ не запрещает применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных, кроме некоторых подземных (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию), а ограничивает их труд на указанных работах. Это позволяет рассматривать норму, закрепленную ч.1 ст.253, как установление одной из существенных особенностей правового регулирования труда женщин, в большей мере соответствующей общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции РФ и обеспечивающей женщинам свободу выбора рода деятельности.

До утверждения  новых перечней производств, работ, профессий и должностей с вредными и(или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, можно руководствоваться Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применения труда женщин, утв. постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 №1629.

 В названном  перечне такие работы определены по отраслям хозяйства, производствам и видам работ, однако по количеству запрещенных для женщин работ новый Перечень несколько отличается от прежнего Списка. В нем есть раздел I «Работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную», из содержания которого следует, что к числу тяжелых работ, запрещаемых для применения труда женщин, относятся работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную, в случае превышения установленных для них норм предельно допустимых нагрузок, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.93 №105.

В перечень включены работы, предусмотренные раннее другими  актами: подземные работы в горнодобывающей  промышленности и на строительстве  подземных сооружений и некоторые  работы в сельском хозяйстве.

Теперь эти  работы вошли в Перечень (соответственно в раздел II и XXXVII). Причем в разделе II Перечня «Подземные работы» не только указаны запрещенные для женщин работы, но и предусмотрено исключение для работ, к выполнению которых они допускаются.

В заключительный XXXIX  раздел Перечня помещены профессии рабочих, общие для всех отраслей экономики, на которых не может применяться труд женщин.

В случаях, когда  на работах (профессиях, должностях), включенных в указанный Перечень, созданы  безопасные условия труда, и это  подтверждено результатами аттестации рабочих мест, положительными заключениями государственной экспертизы условий труда и службы госсанэпиднадзора субъекта РФ, работодатель может применять на этих работах труд женщин.

В производствах, где применение труда женщин разрешается, рабочие места для них должны соответствовать установленным гигиеническим нормативам и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периодах на состояние здоровья работающих и их потомства. Применительно к труду женщин должны также соблюдаться обязательные гигиенические требования к величине трудовой нагрузки по каждой профессии, к уровню общей вибрации, к величине тепловой нагрузки с учетом времени года и продолжительности ее воздействия и другим факторам производственной среды и трудового процесса.

При подборе  рабочих мест, наиболее приемлемых для различных категорий женщин, а также при создании рабочих  мест для женщин целесообразно руководствоваться  научными критериями условий труда.

Указанные научные  критерии включают:

  • гигиенические критерии производственной среды;
  • гигиенические критерии тяжести трудового процесса;
  • гигиенические критерии напряженности трудового процесса;
  • экономические критерии рабочего места и производственного оборудования;
  • медико-социальные критерии предприятия.

Одним из существенных критериев для определения тяжести  трудового процесса является масса  поднимаемых и перемещаемых тяжестей вручную и динамическая нагрузка на организм в течении смены, измеряемая в кгм. Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждены постановлением Правительства РФ от 06.02.93 №105.

Содержание  повышенной особой охраны труда женщин.

1) Беременные  женщины и женщины, имеющие  детей в возрасте до 3 лет, не  могут привлекаться к работам, выполняемым вахтовым методом (ст. 298 ТК).  2) Беременным женщинам может быть отказано в приеме на работу по совместительству, если при рассмотрении этого вопроса будет выявлено, что дополнительная работа грозит состоянию их здоровья.

3) Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов (ч.1 ст.254).

Женщины имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет(ч.4 ст. 254)10.

Отказ администрации беременной женщине в облегчении условий труда по выполняемой работе или переводе на более легкую работу, а женщине, имеющей детей в возрасте до 1,5 лет, - в переводе на другую работу в случае невозможности выполнения прежней можно оспорить в судебном порядке. Если суд признает заявленные требования обоснованными, он может вынести решение о переводе заявительницы на другую работу.

4) По заявлению  женщины ей предоставляется отпуск  по уходу за ребенком до  достижения им возраста трех  лет (ч.1 ст.256). Этот отпуск по заявлению женщины предоставляется полностью или по частям в пределах установленного срока и оформляются приказом.

5) Работающим  женщинам, имеющим детей в возрасте  до полутора лет, предоставляются  помимо перерывы для отдыха  и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут (ч.1 ст.258).

Как следует  из содержания ч.1 ст. 258, дополнительные перерывы для кормления ребенка  предоставляются не только матерям, кормящим детей грудью, а всем женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, в т.ч. усыновившим ребенка либо установившим над ним опеку.

6) В соответствии  со ст. 259 запрещается направлять  беременных женщин в служебные  командировки, привлекать к сверхурочной работе, к работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Этот запрет установлен с целью охраны здоровья беременных женщин, обеспечения нормального хода беременности и рождения ими здоровых детей. Поэтому даже при их согласии они не могут направляться в командировки и привлекаться к указанным работам.

Что касается женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в соответствии с ч.2 ст.259 ТК направление их в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни допускается , но только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им медицинскими рекомендациями. При этом они должны быть под расписку ознакомлены со своим правом отказаться от служебной командировки, сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Как следует  из содержания ч.3 ст.259 ТК , гарантии, предусмотренные  для женщин, имеющих детей до 3 лет, распространяются и на работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства, а также на работников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением. При этом в законе не делается оговорки о том, что такая гарантия предоставляется лишь одному из родителей (одному члену семьи). Поэтому следует полагать, что оба родителя, имеющие ребенка-инвалида или инвалида с детства, и все работающие члены семьи, осуществляющие уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, вправе пользоваться закрепленными в ст. 259 ТК гарантиями.

Информация о работе Охрана труда