Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:40, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена «Охране труда». Выбор этой темы не случаен так как она всегда была и будет очень актуальна в российском трудовом праве.
Проблемы возникающие с охраной труда на производстве касаются всех работников.
Введение……………………………………………………………………………3
Основные положения
Понятие охраны труда………………………………………………6
Право работника на охрану труда и его гарантии………………...11
Правила по охране труда, обязательные для администрации……16
Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда……………………………………………………...20
II. Охрана труда отдельных категорий работников.
Охрана труда женщин………………………………………………29
Правила особой охраны труда молодежи и лиц пониженной трудоспособностью…………………………………………………35
Заключение………………………………………………………………………..41
Список использованной литературы……………………………………………44
Конкретные размеры штрафа за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда предусмотрены Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Так, согласно ст.41 КОАП РСФСР, нарушение должностным лицом организации независимо от форм собственности законодательства Российской Федерации о труде и законодательства РФ об охране труда влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.
Привлечение к административной ответственности органами Госгортехнадзора России на подконтрольных им объектах в случаях нарушения правил безопасного ведения работ.
Согласно ч.2 ст.88 КоАП, нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ на объектах, подконтрольных органам Госатомнадзора, влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста рублей. Указанная ответственность может наступать и при однократном нарушении норм, правил и инструкций по безопасному ведению работ на объектах, подконтрольных органам Госатомнадзора.
Правоприменительная практика свидетельствует о том, что если к нарушителю применено административное взыскание в виде предупреждения, то штраф на него не налагается.
Привлечение
к административной
ответственности
органами Государственной
санитарно-эпидемиологической
службы в случаях
нарушения санитарно-
Согласно ст. 42 КоАП, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм – влечет наложения штрафа на граждан в размере до десяти рублей, а на должностных лиц – до пятидесяти рублей.
При необходимости материалы о нарушениях санитарного законодательства направляются санитарно-эпидемиологическими службами в правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.
Привлечение к административной ответственности органами Гостехнадзора в случаях нарушения правил эксплуатации тракторов и иных самоходных машин и оборудования.
Конкретные меры административной ответственности за нарушение правил использования тракторов и иных машин, поднадзорных органам Гостехнадзора, предусмотрены Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
Так, нарушение правил эксплуатации тракторов, иных самоходных машин и оборудования, поднадзорных органам Гостехнадзора, - влечет наложение штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты и на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию тракторов, иных самоходных машин и оборудования – от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда(ст.100 КоАП).
Невыполнение
законных предписаний государственных
инженеров-инспекторов
Ответственность
за систематическое нарушение
Уголовная ответственность.
Уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда и безопасности работ должностные лица, обязанные обеспечить соблюдение этих требований, подлежат независимо от организационно-правовых форм предприятий, на которых они работают.
Уголовная ответственность за нарушения требований охраны труда предусмотрена ст. 143, 145 и 215-218 УК РФ.
Кроме того, уголовная
ответственность может
II.
Охрана труда отдельных
категорий работников
1.
Охрана труда женщин
Наряду с нормами об охране труда, распространяющимся на всех работников независимо от пола, законодательство о труде содержит специальные нормы об охране труда женщин, принятые с учетом физиологических особенностей женского организма и выполнения женщинами функции материнства. Эти специальные нормы можно условно разделить на две группы: нормы по охране труда, распространяющиеся на всех работающих женщин, и нормы, содержащие дополнительные гарантии по охране труда для женщин, выполняющих функцию материнства.
Нормы по охране труда, распространяющиеся на всех женщин, устанавливают, как правило, определенные ограничения в сфере применения труда женщин либо дополнительные требования к условиям труда8.
В отличие от прежнего законодательства (ч.1 ст.160 КЗоТ) ч.1 ст. 253 ТК РФ не запрещает применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных, кроме некоторых подземных (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию), а ограничивает их труд на указанных работах. Это позволяет рассматривать норму, закрепленную ч.1 ст.253, как установление одной из существенных особенностей правового регулирования труда женщин, в большей мере соответствующей общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции РФ и обеспечивающей женщинам свободу выбора рода деятельности.
До утверждения новых перечней производств, работ, профессий и должностей с вредными и(или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, можно руководствоваться Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применения труда женщин, утв. постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 №1629.
В названном
перечне такие работы
В перечень включены работы, предусмотренные раннее другими актами: подземные работы в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений и некоторые работы в сельском хозяйстве.
Теперь эти работы вошли в Перечень (соответственно в раздел II и XXXVII). Причем в разделе II Перечня «Подземные работы» не только указаны запрещенные для женщин работы, но и предусмотрено исключение для работ, к выполнению которых они допускаются.
В заключительный XXXIX раздел Перечня помещены профессии рабочих, общие для всех отраслей экономики, на которых не может применяться труд женщин.
В случаях, когда на работах (профессиях, должностях), включенных в указанный Перечень, созданы безопасные условия труда, и это подтверждено результатами аттестации рабочих мест, положительными заключениями государственной экспертизы условий труда и службы госсанэпиднадзора субъекта РФ, работодатель может применять на этих работах труд женщин.
В производствах, где применение труда женщин разрешается, рабочие места для них должны соответствовать установленным гигиеническим нормативам и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периодах на состояние здоровья работающих и их потомства. Применительно к труду женщин должны также соблюдаться обязательные гигиенические требования к величине трудовой нагрузки по каждой профессии, к уровню общей вибрации, к величине тепловой нагрузки с учетом времени года и продолжительности ее воздействия и другим факторам производственной среды и трудового процесса.
При подборе
рабочих мест, наиболее приемлемых
для различных категорий
Указанные научные критерии включают:
Одним из существенных
критериев для определения
Содержание повышенной особой охраны труда женщин.
1) Беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, не могут привлекаться к работам, выполняемым вахтовым методом (ст. 298 ТК). 2) Беременным женщинам может быть отказано в приеме на работу по совместительству, если при рассмотрении этого вопроса будет выявлено, что дополнительная работа грозит состоянию их здоровья.
3) Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов (ч.1 ст.254).
Женщины имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет(ч.4 ст. 254)10.
Отказ администрации беременной женщине в облегчении условий труда по выполняемой работе или переводе на более легкую работу, а женщине, имеющей детей в возрасте до 1,5 лет, - в переводе на другую работу в случае невозможности выполнения прежней можно оспорить в судебном порядке. Если суд признает заявленные требования обоснованными, он может вынести решение о переводе заявительницы на другую работу.
4) По заявлению
женщины ей предоставляется
5) Работающим
женщинам, имеющим детей в возрасте
до полутора лет,
Как следует из содержания ч.1 ст. 258, дополнительные перерывы для кормления ребенка предоставляются не только матерям, кормящим детей грудью, а всем женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, в т.ч. усыновившим ребенка либо установившим над ним опеку.
6) В соответствии со ст. 259 запрещается направлять беременных женщин в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, к работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Этот запрет установлен с целью охраны здоровья беременных женщин, обеспечения нормального хода беременности и рождения ими здоровых детей. Поэтому даже при их согласии они не могут направляться в командировки и привлекаться к указанным работам.
Что касается женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в соответствии с ч.2 ст.259 ТК направление их в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни допускается , но только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им медицинскими рекомендациями. При этом они должны быть под расписку ознакомлены со своим правом отказаться от служебной командировки, сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Как следует из содержания ч.3 ст.259 ТК , гарантии, предусмотренные для женщин, имеющих детей до 3 лет, распространяются и на работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства, а также на работников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением. При этом в законе не делается оговорки о том, что такая гарантия предоставляется лишь одному из родителей (одному члену семьи). Поэтому следует полагать, что оба родителя, имеющие ребенка-инвалида или инвалида с детства, и все работающие члены семьи, осуществляющие уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, вправе пользоваться закрепленными в ст. 259 ТК гарантиями.