Охрана труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена «Охране труда». Выбор этой темы не случаен так как она всегда была и будет очень актуальна в российском трудовом праве.

Проблемы возникающие с охраной труда на производстве касаются всех работников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Основные положения

Понятие охраны труда………………………………………………6
Право работника на охрану труда и его гарантии………………...11
Правила по охране труда, обязательные для администрации……16
Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда……………………………………………………...20

II. Охрана труда отдельных категорий работников.
Охрана труда женщин………………………………………………29
Правила особой охраны труда молодежи и лиц пониженной трудоспособностью…………………………………………………35

Заключение………………………………………………………………………..41

Список использованной литературы……………………………………………44

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

    Такая информация должна предоставляться как при  приеме на работу, так и в последующее  время. Работодатель обязан информировать  работников о состоянии условий  труда на рабочих местах и в  организациях в целом. В частности, сообщать им о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда.

  1. предоставления органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля, органам профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий.
  2. принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению  жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи. Работодатель обязан предотвращать аварийные ситуации. Эта обязанность реализуется им путем закрепления в инструкциях по охране труда для работников специальных разделов о требованиях безопасности в аварийных ситуациях, где указывают перечень основных возможных аварийных ситуациях и причины, их вызывающие; действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям; действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании и др., а также путем разработки комплекса мер по предотвращению и ликвидации последствий аварий.
  3. Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 

    Социальное  страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется работодателем (страхователем) за счет собственных средств путем перечисления Фонду социального страхования России (страховщику) в установленном порядке обязательных платежей.

  1. Беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  2. Расследование и учет  несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  3. Ознакомление работников с требованиями охраны труда.    Согласно законодательству работники обязаны соблюдать правила обращения с машинами и механизмами и другие требования, установленные в инструкциях (ст.214 ТК). Постоянный контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда возложен на работодателя. Конкретные обязанности должностных лиц этой сфере закрепляются в должностных инструкциях либо определяются приказами руководителей.

Все указанные  обязанности работодателя не являются исчерпывающими по обеспечению им охраны труда. Они могут дополняться  по системе стандартов безопасности им охраны труда по конкретным видам  работ, нормами законов и нормативных актов , а также по коллективным договорам и соглашениям, правилам внутреннего трудового распорядка. Все должностные лица администрации по своей сфере деятельности обязаны создавать для подчиненных им работников здоровье и безопасные условия труда. 

 4. Ответственность должностных лиц организаций за нарушение требований охраны труда 

Понятие требований охраны труда определенно законодательством. Государственные нормативные требования охраны труда (требования охраны труда) – это нормы, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, которыми устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами (работодателями, работниками, состоящими в трудовых отношениях, членами кооперативов, участвующими в совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии и др.) при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе проектирования, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (пп.2 и 3 ст.3 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации», принятого 17 июля 1999г.).

Требования охраны труда обязательны также и  для лиц, выполняющих работы в организации или у индивидуального предпринимателя по гражданско-правовому договору5.

Закрепление государственных  требований охраны труда в федеральных  законах имеет место обычно в  тех случаях, когда возникает  необходимость обеспечения безопасности работников и населения в целом от вредного воздействия факторов техногенного характера или среды обитания (в том числе производственной среды): ионизирующих излучений; используемых, транспортируемых или уничтожаемых опасных веществ, материалов и оборудования; воздушной среды рабочей зоны, шума, вибрации и др.

Ряд требований охраны труда закреплен в законах  в виде норм-запретов. Например, запрещение применения труда женщин и лиц  моложе 18 лет на тяжелых работах  и работах с вредными или опасными условиями труда и запрещение привлечения их к переноске тяжестей, превышающих установленные для них нормы(ст.253 и 265 ТК РФ), а также запрещение привлечения беременных женщин и лиц моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам (ст. 96 и 99 ТК РФ).

Чаще всего  требования охраны труда закрепляются в подзаконных нормативных правовых актах. Детальный перечень видов таких актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации, которые должны соблюдаться федеральными органами власти, организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве(реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда  с указанием органов, утверждающих указанные нормативные правовые акты, установлен Правительством РФ.

Минтруд России осуществляет учет и систематизацию межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и формирует банк данных действующих государственных  нормативных правовых актов по охране труда для использования их органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций.

Обязанность исполнения требований охраны труда, возложенная  на работодателя, осуществляется как  правило, должностными лицами организации. К таким лицам относятся лица, выполняющие организационно-распорядительные функции: руководители организации, их заместители, главные специалисты организаций, их заместители, а также руководители структурных подразделений организаций и их заместители. За нарушение должностными лицами требований охраны труда законодательством установлена ответственность.

Привлечение должностных  лиц к ответственности осуществляется, соответственно, руководителями организаций; должностными лицами органов государственного надзора и контроля за соблюдением  законодательства о труде и законодательства об охране труда; правоохранительными органами в порядке, предусмотренном законодательством6

Правом на обращение  в соответствующие органы с требованием  о привлечении к ответственности  должностных лиц, виновных в нарушении  требований охраны труда, наделены также  органы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов в области охраны труда. Такой контроль осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительных органов, которые вправе создать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов (п.1 ст.22 ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»).

Согласно ст. 24 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и ст.419 ТК РФ, лица виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ТК, иными федеральными законами, а также привлекаются  к гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Дисциплинарная  ответственность. Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение трудовой дисциплины, под которым понимается не исполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей.

Соблюдение требований охраны труда является одной из основных трудовых обязанностей должностных  лиц(ст. 189 ТК). Эти обязанности конкретизируются в правилах внутреннего трудового распорядка организации с учетом конкретных условий труда. Кроме того, обязанности руководителей различных уровней определяются квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, а также должностными инструкциями и положениями. Несоблюдение этих обязанностей является нарушением дисциплины труда, за что виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (ст. 192 ТК).

Дисциплинарный проступок может выражаться как в совершении действий, не соответствующих требованиям специальных норм и правил охраны труда, так и в бездействии ( в непринятии мер по предупреждению нарушения требований охраны труда).

Дисциплинарная  ответственность заключается в  применении к виновному одного из следующих видов взысканий, предусмотренных  законодательством о труде: замечания, выговор и увольнение по соответствующим  основаниям.

Согласно ст. 193 ТК, до применения дисциплинарного  взыскания работодатель должен затребовать  от работника объяснение в письменной форме. Дисциплинарное взыскание применяется  не позднее одного месяца со дня  обнаружения проступка, не считая времени  болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Материальная  ответственность. Материальная ответственность должностных лиц за нарушение требований охраны труда наступает в тех случаях, когда они не приняли меры по предупреждению нарушения правил охраны либо дали указание, противоречащее этим правилам, или, взяв на себя руководство отдельными видами работ, не обеспечили тех же правил, и в результате организации причинен материальный ущерб (разрушено помещение, повреждено оборудование, уничтожена готовая продукция и др.).

Должностные лица, виновные в нарушении правил охраны труда, приведшем к причинению вреда  здоровью работников, несут материальную ответственность перед организацией также в случаях, когда в порядке регресса(обратного требования) (п.1 ст.1081 ГК РФ) данная организация возместила вред здоровью пострадавшего работника.

К таким случаям  относится возмещение работодателем  утраченного заработка в части оплаты труда пострадавшему лицу, выполнявшему работу в этой организации по гражданско-правовому договору, в соответствии с которым не предусмотрена обязанность уплаты работодателем страховых взносов, а также в части выплаты авторского гонорара, на который не начислены страховые взносы.(См. п.3 ст. 8 Федерального закона 1998г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».)

Кроме того, в  соответствии с п.2 ст.8 данного закона непосредственно работодателем (причинителем вреда)  пострадавшим производиться возмещение морального вреда в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональном заболеванием.

Моральный вред(физические и нравственные страдания) возмещается  в денежной форме(ст.151 и 1101 ГК РФ). Размер возмещения морального вреда определяется по соглашению сторон, при недостижении соглашения – судом. Размер возмещения морального вреда определяется судом исходя из степени тяжести травмы, иного повреждения здоровью и других обстоятельств, свидетельствующих о перенесенных физических и нравственных страданиях, а также с учетом имущественного положения причинителя вреда, степени вины потерпевшего и иных обстоятельств с учетом требований разумности и справедливости.

Административная ответственность. В соответствии со ст.10 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (КОАП) под административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Такая ответственность предусмотрена названным Кодексом.

Привлечение к административной ответственности органами федеральной инспекции труда в случаях нарушения законодательства об охране труда. 

Государственные инспекции труда: осуществляют государственный  надзор и контроль за соблюдением  законодательства РФ о труде и  охране труда в организациях, расположенных на соответствующих территориях; вправе запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий; привлекать к административной ответственности в установленном порядке лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и охране труда. Привлечение к административной ответственности руководителей, должностных лиц и других работников, ответственных за соблюдение требований охраны труда, выражается в наложении штрафа на указанных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда.

Информация о работе Охрана труда