Охрана труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 03:11, курсовая работа

Описание работы

Наконец-то разрешен часто возникающий на практике вопрос, какой же отпуск можно заменить денежной компенсацией - удлиненный, оставшийся с прошлых лет, основной или дополнительный? Законом N 90-ФЗ установлено, что компенсации подлежит часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает 28 календарных дней. Изменились также и нормы работы для совместителей. Разрешено трудиться по совместительству полный рабочий день (смену) работнику, который свободен в этот день от исполнения своих основных обязанностей.
Целью этой работы является детальное рассмотрение всех пунктов правового регулирования охраны труда.1

Содержание

Основная часть.
Глава 1. Законодательство об охране труда и сфера его применения.
Глава 2. Государственные нормативные требования охраны труда.
Глава 3. Право работника на охрану труда.
3.1. Дополнительные нормы по охране труда для женщин.
3.2.Дополнительные нормы по охране труда для лиц с семейными обязанностями.
3.3. Дополнительные нормы по охране труда для лиц моложе 18 лет.
3.4. Дополнительные нормы по охране труда для инвалидов.
Глава 4. Гарантии работников на безопасный труд.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая трудовое право Мгиу.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

актов, содержащих государственные  нормативные требования охраны

труда, которая состоит из межотраслевых  и отраслевых правил и типовых  инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил,

правил  и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда".4

    Государственные нормативы по охране труда разрабатываются  и принимаются Федеральными органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства N 399 в следующем порядке:

    "а)  межотраслевые правила и типовые  инструкции по охране труда  разрабатываются с участием заинтересованных  федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации;

    б) отраслевые правила и типовые  инструкции по охране труда разрабатываются  и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации;

    в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические  нормативы и государственные  стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации".5

    В соответствии с пунктом 5 указанного Постановления Правительства N 399 государственные  нормативные требовании по охране труда  утверждаются сроком на 5 лет и могут  быть продлены не более чем на 2 срока.

    Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда или решение об их досрочной отмене принимается не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

    Государственные нормативные требования охраны труда  подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия в следующих случаях:

    при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;

    при изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

    при внедрении новой техники и  технологий;

    по  результатам анализа производственного  травматизма;

    по  результатам анализа профессиональных заболеваний, аварий и катастроф  в Российской Федерации.

    Пересмотр государственных нормативов по охране труда осуществляется в том же порядке, который установлен для их разработки.

    Органы  власти субъектов Российской Федерации  по вопросам, не отнесенным к ведению  федеральных органов власти, принимают  свои правовые акты, регулирующие вопросы  в сфере охраны труда.

    Правила по охране труда обязательны как  для работодателя, так и для работников.

    Бывают  случаи, когда в нормативных актах, принятых на федеральном уровне и  на уровне субъекта Федерации отсутствуют  требования, соблюдение которых при  производстве определенных работ необходимо

 для  обеспечения безопасных условий труда. Тогда работодателю, с учетом мнения выборного профсоюзного или другого представительного органа работников, следует принять необходимые меры, в целях создания безопасных условий труда для своих работников, принимая во внимание конкретные обстоятельства.

    Нельзя  передавать в серийное производство образцы нового оборудования без  соблюдения указанных правил.

    Работодатель  должен разрабатывать инструкции по охране труда на основании межотраслевых  либо отраслевых типовых инструкций по охране труда, а в случае их отсутствия на основании технической и ремонтной документации к используемому оборудованию, разработанных организацией изготовителем, учитывая конкретные условия производства.

    В инструкции по охране труда следует  изложить требования по обеспечению  безопасных условий труда конкретно к профессии работника либо к виду осуществляемой им деятельности.

    Проверка  и пересмотр инструкций по охране труда проводятся работодателем  один раз в 5 лет.

    Исключение  составляют случаи, рассмотренные выше - о пересмотре государственных нормативных требований по охране труда независимо от установленного срока их действия. Согласно статье 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасными условиями труда своих работников, а работники согласно статье 214 ТК РФ обязаны соблюдать требования охраны труда.6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. ПРАВО РАБОТНИКА НА ОХРАНУ ТРУДА. 
 
 

    В статье 2 ТК РФ нашли отражение принципы, регулирующие трудовые и непосредственно  связанные с ними отношения, закрепленные в статье 37 Конституции Российской Федерации.

    Принцип обеспечения права каждого работника  на справедливые условия труда, в  том числе и на охрану труда, выражает одну из важных целей трудового законодательства, предусматривающую создание благоприятных  условий труда (статья 1 ТК РФ).

    В частности, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации). Каждый работник имеет право в соответствии со статьями 110 - 119, 219, 220 ТК РФ, что вполне соответствует конституционным принципам, а также положениям Международного пакта от 16 декабря 1966 года "Об экономических, социальных и культурных правах" о праве каждого на справедливые и благоприятные условия труда, на справедливые и безопасные условия труда:

    еженедельный  непрерывный отдых не менее 42 часов - выходные дни; сокращенный рабочий день, оплачиваемые перерывы в работе, дополнительный и основной ежегодный отпуск, в установленных ТК РФ случаях;

    своевременную выплату заработной платы, на льготы и компенсации, установленные в связи с особым характером работ;

    на  обязательное возмещение вреда, причиненного работнику при исполнении им трудовых обязанностей, обязательное социальное страхование;

    на  установление государственных гарантий обеспечения прав работников, а также  на осуществление государственного надзора и контроля в сфере безопасности труда.

    Каждый  имеет право на безопасный труд, то есть отвечающий требованиям охраны труда, установленным государством. Если человеку приходится работать на тяжелых работах с вредными и  (или) опасными условиями труда, то он должен иметь информацию об этом и обо всех возможных способах и средствах защиты своего здоровья. Государство является гарантом безопасного и справедливого труда, разрабатывая законы и нормативные акты, регулирующие отношения по охране труда, распределяя обязанности по их исполнению, контролируя выполнение этих обязанностей. В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, а также обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

    Согласно  статьям 253, 265 ТК РФ ограничено применение труда женщин на тяжелых работах  с вредными и (или) опасными условиями труда и лиц с семейными обязанностями, запрещено использование труда граждан, не достигших возраста 18 лет, а также лиц, которые имеют противопоказания по здоровью. 
 

    3.1. Дополнительные нормы по охране  труда для женщин. 
 

    Согласно  статье 253 ТК РФ ограничено применение труда женщин на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

    Однако  женщины зачастую в большей мере страдают от безработицы, поэтому вопреки  нормам законодательства часто бывают заняты на работах, где запрещено  применение их труда: на работах с  тяжелыми и вредными условиями труда, на работах со значительной долей тяжелого физического труда и других.

    Ограниченным  должно быть применение труда женщин также на подземных работах, за исключением  нефизических работ либо работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещено использование труда женщин на работах, которые связаны с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.

    Перечни производств, работ, профессий и  должностей с вредными и (либо) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации при согласии Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.7

    В настоящее время следует руководствоваться Перечнем, утвержденным Постановлением N 162.

    Этот  Перечень содержит 456 видов тяжелых  работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда в  различных отраслях производства, при  выполнении которых запрещается  применение труда женщин. Он может быть дополнен другими видами работ в коллективных договорах, заключаемых между работодателями и работниками организаций.8

    Работодатель  имеет право заключать трудовой договор с женщинами на выполнение работ, включенных в Перечень к Постановлению N 162, только при соблюдении таких условий, как обеспечение безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, а также при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации.

    В Постановлении Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 года N 105 "О  новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме  и перемещении тяжести вручную" (далее - Постановление N 105) определены нормы предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную. Так, при подъеме и перемещении тяжестей при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) предельно допустимая масса груза не должна превышать 10 кг, а при подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены - 7 кг.9

    Также законом установлены дополнительные гарантии по охране труда для беременных женщин. Так статья 254 ТК РФ гласит:

    Беременным  женщинам с медицинским заключением  и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, сохранением среднего заработка по прежней зарплате.

    До  решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счёт средств работодателя.

    При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы.

    Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с сохранением прежнего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.10

    В соответствии со статьями 255, 256, 257 ТК РФ полагаются отпуска по беременности и родам, по уходу за ребёнком, а  также работникам усыновившим ребёнка до достижения им трёх лет. На период отпуска за работником сохраняется место работы (должность).

    Отпуска по уходу за ребёнком засчитываются  в общий и непрерывный  трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев  назначения пенсии на льготных условиях). 

     

    3.2. Дополнительные нормы по охране труда лиц с семейными обязанностями. 
 

    Специальные правила по охране труда лиц с  семейными обязанностями (гл. 41 ТК РФ):

Информация о работе Охрана труда