Охрана труда несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть особенности защиты трудовых прав несовершеннолетних работников в соответствии с законодательством РФ.

Содержание

Введение
Кто такие несовершеннолетние?
Права и обязанности несовершеннолетних
Право детей на нормальные условия жизни
Право детей на алименты
Право несовершеннолетних на образование
Охрана труда несовершеннолетних
Понятие охраны труда
Возраст с которого допускается прием на работу
Особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет
Работа на которой запрещается труд несовершеннолетних
Медицинский осмотр несовершеннолетних при приеме на работу
Дополнительные гарантии несовершеннолетним
Оплата труда несовершеннолетних
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 69.22 Кб (Скачать)

 

1.4 Право несовершеннолетних  на образование

 

            Право гражданина на образование,  закрепленное в ст. 43 Конституции РФ является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального

образования в государственных  или муниципальных образовательных  учреждениях и на предприятиях.

            Под образованием понимается  целенаправленный процесс воспитания

и обучения в интересах  человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных

цензов).

            Под получением гражданином образования  понимается достижение и

подтверждение им установленного государством образовательного уровня

(ценза), которое удостоверяет  соответствующим документом.

            Общественные отношения, связанные  с организацией образования и

получением образования  регулируются законодательством об образовании.

Основными источниками этого  законодательства являются Закон Российской

Федерации "Об образовании" и Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании, а такие законы и

иные нормативные акты субъектов Российской Федерации  в области образования.

            Государство гарантирует возможность  получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места

жительства, отношения к  религии, убеждений и т.п. и обеспечивает всем гражданам право на образование путем создания системы образования.

            Формы получения образования  могут быть разные.

Законодательство предусматривает  очную, очно-заочную (вечернюю), заочную

формы, а также форму  семейного образования, самообразования  и экстернат.

Следовательно, право выбора конкретной формы получения образования  остается у гражданина.

         Подавляющее большинство граждан  России получают образование  в

образовательных учреждениях. Основные типы этих учреждений предусмотрены законодательством об образовании и включают в себя: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и др.

            Очевидно, что применительно к  несовершеннолетним основными

типами образовательных  учреждений являются общеобразовательные

-начального общего, основного  общего, среднего (полного) общего образования. Именно в их обучается подавляющее большинство детей.

            Практика показывает, что формы  образовательных учебных заведений бывают самые разные: школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.п. И все-таки основной формой образовательных учреждений для подавляющего  большинства несовершеннолетних является общеобразовательная школа.

            В соответствии с действующим  законодательством образовательные

учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и объединений).

            В действительности, большинство  образовательных учреждений в

нашей стране являются муниципальными и государственными, по названию

органов, которые их учредили.

            Именно учредители (муниципалитет,  государство...) устанавливают порядок приема граждан в образовательные учреждения на ступени начального

общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

            Этот порядок должен обеспечить  прием всех граждан, которые проживают на самой территории и имеют право на получение образования

соответствующего уровня.

            Закон предписывает правило, в  соответствии с которым при  приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и

(или) его родителей  (законных представителей) с уставом  этого учреждения и

другими документами, которыми регулируется образовательный процесс  в

данном учебном учреждении. Другими словами, если родители (один из них)

пришли с ребенком в  школу, с тем, чтобы записать в  нее ребенка, их знакомство со школой должно начинаться с ознакомления с уставом и другими

документами, а обязанность  ознакомить - лежит на администрации  школы. Те же действия администрация должна осуществлять и в случае, когда в школу

для решения вопроса о  получении образования приходит несовершеннолетний без родителей.

            Ознакомление с уставом школы  родителей и несовершеннолетних

имеет (большое значение еще и потому, что в соответствии с действующим

законодательством об образовании  такие вопросы, как возраст, с  которого то

или иное образовательное  учреждение осуществляет прием граждан, продолжительность обучения несовершеннолетних на каждой ступени образования определяются именно уставом каждого образовательного учреждения.

            Государство гарантирует гражданам  общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Что же касается среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, которые можно получить в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то их также можно получить

бесплатно, но только на основе конкурса. Однако условия конкурса должны

гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных. Вне конкурса в соответствии с действующим законом, при успешной сдаче экзаменов принимаются дети-сироты, а также инвалиды I и II групп, которым согласно

заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях. В соответствии с действующим законодательством гражданам, поступающим в образовательные учреждения предоставлена возможность обучаться на родном языке. Определение языка, на котором ведется обучение в образовательном учреждении, должно содержаться в уставе этого учреждения.

            Основное общее образование и  государственная аттестация (итоговая) являются обязательными для всех учащихся. Однако, действующее законодательство об образовании требование обязательности основного общего

образования применительно  к каждому конкретному обучающемуся (школьнику, гимназисту, лицеисту и т.п.) трансформирует таким образом, что оно - требование, сохраняет силу до достижения им (школьником, гимназистом, лицеистом и т.п.) возраста пятнадцати лет, если такое образование не было получено обучающимся ранее. Данное положение позволяет утверждать, что после достижения учащимся возраста 15 лет и его желании покинуть образовательное учреждение (школу, лицей, гимназию и т.п.) права задерживать его у администрации образовательного учреждения нет. И наоборот, если несовершеннолетний не получил основного общего образования, и ему не исполнилось пятнадцати лет, и если несовершеннолетний не имел оснований, указанных в законе, на его исключение из образовательного учреждения, то администрация школы не вправе исключить его только потому, что ему исполнилось пятнадцать лет. В тоже время законом установлен предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования во всех типах образовательных учреждений по очной форме обучения - 18 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Охрана труда  несовершеннолетних

2.1 Понятие охраны  труда

 

 

Конституция Российской Федерации  в качестве одного из основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст 41). Естественным производным  из этого является и право работника  на здоровые и безопасные условия  труда, которые также в качестве отдельного принципа и в форме  субъективного права закреплены в ст. 37 Конституции. Принятые в августе 1993 г. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда.

Охрана труда - система  обеспечения безопасности жизни  и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Выраженные в правовой форме и в первую. очередь закрепленные в трудовом законодательстве, все эти нормы образуют важнейший . правовой институт особенной части трудового права, хотя, конечно, нельзя при этом не учитывать, что под охраной труда в широком смысле слова следует понимать все трудовое право, поскольку все его нормы направлены на защиту интересов всех работающих. В узком смысле слова под охраной труда понимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников, Он включает следующие группы норм (подинституты):

  • правила по технике безопасности и производственной санитарии;
  • специальные нормы охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях;
  • нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц пониженной трудоспособностью;
  • нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушения законодательства об охране труда
  • нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда.

Эти нормы, объединенные одной  целью, могут приниматься как  на локальном уровне, так и в  централизованном порядке.

Так, первые четыре группы должны приниматься в централизованном порядке, чтобы установить единые стандарты  вредности, тяжести и других неблагоприятных  условий в обществе и возможности  их устранения и нейтрализации, так  же как и нормы, регулирующие деятельность органов надзора - единых органов  в рамках государства. Однако третья устанавливает в централизованном порядке лишь минимум гарантий, которые  могут быть повышены в локальных  актах при условии финансовых возможностей предприятий.

Нормы же, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда, наоборот, в большинстве случаев  имеют локальный характер, содержатся в коллективных договорах и соглашениях. Особый характер имеют нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил охраны труда. В отличие от всех других, составляющих рассматриваемый институт охраны труда они также входят и в институты других отраслей права, ибо санкции, предусмотренные за соответствующие правонарушения, содержатся не только в трудовом, но и в административном и даже в уголовном отраслях права.

С учетом содержания норм всего  этого института, а также формы  источников нормативные акты по охране труда включают:

  • стандарты Системы стандартов безопасности труда (государственные, отраслевые, стандарты предприятия);
  • санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы:
  • правила устройства и безопасной эксплуатации (пожарной ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности);
  • правила по охране труда и инструкции по охране труда Основы законодательства РФ об охране труда впервые в нашем законодательстве раскрыли содержание субъективного права работника на охрану труда, (Осн. Статья 4. )

Право работника  на охрану труда

Каждый работник имеет  право на охрану труда, в том числе:

а) на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных  производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;

б) на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;

в) на получение достоверной  информации от работодателя или государственных  и общественных органов о состоянии  условий и охраны труда на рабочем  места работника, о существующем риске повреждения здоровья, а  также о принятых мерах по его  защите от воздействия вредных или  опасных производственных факторов;

г) на отказ без каких-либо необоснованных последствий для  него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности  для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;

д) на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных  и иных нормативных актов об охране труда за счет средств работодателя;

е) на обучение безопасным методам  и приемам труда за счет средств  работодателя;

Информация о работе Охрана труда несовершеннолетних