Контрольная работа по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Вопрос №1. Понятийный аппарат трудового права.
Вопрос № 2. Трудовые отношения и их отличие от других отношений, связанных с трудом.
Вопрос № 3. Профсоюзы как представители работников и как субъект трудового права.
Вопрос № 4. Трудовая книжка: значение, порядок выдачи и ведения.

Работа содержит 1 файл

Ответы.doc

— 411.00 Кб (Скачать)

     Выполнение  работы на дому возможно из материалов работодателя, а также с использованием предоставляемых им инструментов и  механизмов. В связи с чем в  трудовом договоре, заключаемом с  надомником, должно быть указано, какие инструменты и механизмы для выполнения трудовой функции работодатель передает работнику.

     В этом случае представители работодателя обязаны обеспечить нормальное функционирование предоставленных работнику инструментов и механизмов, в частности, проводить  профилактические работы, осуществлять их ремонт. Невыполнение работодателем обязанности по обеспечению работников, выполняющих трудовые обязанности на дому, инструментами и механизмами, по поддержанию их в рабочем состоянии является основанием для признания времени, в течение которого работник не мог выполнять работу в связи с нарушением работодателем этой обязанности, простоем не по вине работника, что влечет возникновение у работодателя обязанности по сохранению за ним средней заработной платы.

     При выполнении надомником работы с использованием предоставляемых работодателем средств в трудовом договоре должны быть указаны порядок и сроки обеспечения надомников сырьем, материалами и полуфабрикатами, порядок и сроки вывоза готовой продукции, а также расчетов за изготовленную продукцию.

     Невыполнение  работодателем обязанности по обеспечению  надомников сырьем, материалами, полуфабрикатами, необходимыми для выполнения трудовой функции, повлекшее отсутствие у  работника объема работ, также является простоем не по его вине. В этом случае законодательство гарантирует надомнику сохранение средней заработной платы. Порядок и сроки вывоза готовой продукции, расчетов за нее должны быть определены таким образом, чтобы обеспечить соблюдение требований ст. 136 ТК РФ, возлагающей на работодателя обязанность по выплате работнику заработной платы не реже чем каждые полмесяца.

     Невыполнение  этой обязанности является основанием для привлечения работодателя к  материальной ответственности по ст. 236 ТК РФ, предусматривающей выплату  процентов за каждый день задержки работнику заработной платы. В соответствии со ст. 4, 142 ТК РФ надомник вправе отказаться от выполнения работы до погашения задолженности по за- работной плате. Время такого отказа также является простоем не по вине работника.

     Надомник  может выполнять работу с использованием принадлежащих ему инструментов и механизмов, а также приобретать  за свой счет необходимые для этого  материалы. В этом случае в трудовом договоре должно быть указано на использование  надомником в процессе труда своих инструментов и механизмов, а также предусмотрена выплата компенсации и возмещения иных расходов, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

     Отсутствие  в трудовом договоре условия о  выплате работнику компенсации  за использование инструментов и  (или) механизмов не освобождает работодателя от обязанности по возмещению работнику расходов. В подобной ситуации размер данной компенсации определяется исходя из существующих показателей уменьшения балансовой стоимости используемых при выполнении работы инструментов и (или) механизмов за соответствующий период. Размер указанной компенсации в трудовом договоре также не может быть ниже этого показателя.

     Работник  может приобретать за свой счет сырье, материалы, полуфабрикаты, необходимые  для выполнения трудовой функции на дому. Условие об этом также должно быть включено в трудовой договор. Работнику работодателем могут быть возмещены и не указанные в трудовом договоре расходы, если они понесены с ведома либо согласия полномочного представителя работодателя.

     Поэтому работнику для получения возмещения расходов необходимо получить от полномочного представителя работодателя письменные гарантии. В этом документе полномочным представителем работодателя могут быть перечислены возможные расходы при выполнении работы на дому, которые будут возмещены работнику.

     При выполнении надомником работы с использованием собственных инструментов и (или) механизмов, приобретении им за счет собственных  средств материалов, необходимых  для выполнения трудовых обязанностей, в трудовом договоре также должны быть определены порядок и сроки вывоза готовой продукции, а также расчетов с работников. В этом случае также должно быть обеспечено соблюдение правила о выплате надомнику заработной платы не реже чем каждые полмесяца.

     Таким образом, трудовой договор с надомниками должен быть заключен с соблюдением требований трудового законодательства.

     Однако  помимо существенных условий, перечисленных  в ч. 2 ст. 57 ТК РФ, в нем должны быть указаны следующие дополнительные существенные условия трудового  договора:

  1. выполнение работы по месту жительства надомника
  2. обеспечение надомника инструментами и (или) механизмами, а также материалами работодателем либо использование надомником собственных инструментов и (или) механизмов, а также приобретение материалов, необходимых для выполнения работы, за счет собственных средств
  3. порядок выплаты компенсации и возмещения иных расходов, связанных с выполнением трудовых обязанностей, если они понесены надомником
  4. порядок и сроки вывоза готовой продукции, а также расчетов за изготовленную продукцию

     На  надомников распространяется действующее  законодательство с установленными в нем особенностями. В частности, надомники имею право на отпуск установленной  законодательством продолжительности. Поэтому условия заключаемого с  ними трудового договора не должны ухудшать их положение по сравнению с законодательством.

     В ст. 312 ТК РФ говорится о том, что  расторжение трудового договора с надомниками производится по основаниям, предусмотренным трудовым договором. Следовательно, прекращение трудовых отношений с надомником может последовать как с применением предусмотренных в законодательстве оснований, так и оснований, которые указаны в заключенном с ним трудовом договоре.

     Однако  включение в трудовой договор  надомника дополнительных оснований увольнения по инициативе работодателя является ограничением конституционного права на свободное распоряжение способностями к труду. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение данного права может быть произведено только федеральным законом и лишь для достижения перечисленных в этой конституционной норме целей.

     Очевидно, что трудовой договор не является федеральным законом, цели, перечисленные  в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, путем  введения дополнительных оснований  для увольнения надомников также  не могут быть достигнуты. Поэтому включение в трудовой договор, заключаемый с надомником, дополнительных по сравнению с законодательством оснований для его расторжения по инициативе работодателя противоречит законодательству.

     Однако  предоставление работнику дополнительных возможностей для увольнения по собственному желанию соответствует законодательству. В связи с чем включением в трудовой договор, заключаемый с надомником, дополнительных по сравнению с законодательством возможностей для увольнения по собственному желанию, например без соблюдения сроков предупреждения о предстоящем увольнении, улучшает положение работника по сравнению с ним, что соответствует требованиям ст. 9 ТК РФ.

     Особая  правовая регламентация труда надомников связана с местом выполнения ими трудовых обязанностей, а также спецификой организации их труда. Данные факторы объективно нуждаются в адекватном отражении в действующем законодательстве. 
 
 
 

     Вопрос  № 22. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

     Основными нормативными правовыми актами, регулирующими  предоставление гарантий и компенсаций  работникам Крайнего Севера, являются:

     Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-I “О государственных  гарантиях и компенсациях для  лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”;

     глава 50 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ);

     постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. “О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера”;

     инструкции  о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами (утв. приказом минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2).

     Последние нормативные правовые акты действуют  в части, не противоречащей действующему законодательству.

     Согласно  перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам  Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях (утв. постановлением СМ СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029), к районам Крайнего Севера относится Камчатская область, ныне вся территория Камчатского края, включая г. Петропавловск-Камчатский и Елизово.

     В соответствии со статьёй 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

     Статья 316 ТК РФ предусматривает, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчёта заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются правительством Российской Федерации.

     Органы  государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счёт средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

     Суммы указанных расходов относятся к  расходам на оплату труда в полном размере.

     Однако  на сегодняшний день правительством РФ не установлены размеры районных коэффициентов и порядок их применения для расчёта заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В связи с этим действует правило, предусмотренное ст. 423 ТК РФ, согласно которому впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года

     № 2014-I “О ратификации Соглашения о  создании Содружества Независимых  Государств”, применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.

     Изданные  до введения в действие ТК РФ нормативные  правовые акты президента Российской Федерации, правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления  правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

     Для организаций ряда отраслей народного  хозяйства в середине прошлого столетия были приняты нормативные правовые акты, устанавливающие районные коэффициенты. Так, например, в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 31 марта 1960 г. № 453/9 “Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников строительных и ремонтно-строительных организаций” в Камчатской области к заработной плате работников применяется коэффициент 1,8 (за исключением Командорских островов).

     В ряде организаций и учреждений, в  частности, финансируемых из федерального бюджета, применяется районный коэффициент 1,6 в соответствии с постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. № 380/П-18 “Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера”.

Информация о работе Контрольная работа по "Трудовому праву"