Конфликты в социально-трудовой сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление особенностей конфликтов в социально-трудовой сфере в современной России.
В соответствии с поставленной целью выделим следующие задачи исследования:
- рассмотреть теоретические и исторические аспекты конфликтов в социально-трудовой сфере;
- раскрыть правовые аспекты способов разрешения конфликтов в социально-трудовой сфере;
- выявить особенности конфликтов в социально-трудовой сфере в современной России.

Содержание

1. Конфликты в социально-трудовой сфере в современной России
1.1 Социально-трудовые отношения как источник конфликтов
1.2 Исторический экскурс
1.3 Основная классификация конфликтов в социально-трудовой сфере
2. Способы разрешения конфликтов в социально-трудовой сфере: правовые аспекты
2.1 Нормативные акты, регулирующие способы разрешения коллективных конфликтов
2.2 Подведомственность конфликтов
2.3 Правовая база организации и проведения примирительных процедур
2.4 Служба и система служб по урегулированию коллективных трудовых спор

Работа содержит 1 файл

Курсовая Конфликты в СТС.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение

1. Конфликты  в социально-трудовой сфере в  современной России

1.1 Социально-трудовые  отношения как источник конфликтов

1.2 Исторический  экскурс

1.3 Основная классификация  конфликтов в социально-трудовой  сфере

2. Способы разрешения  конфликтов в социально-трудовой сфере: правовые аспекты

2.1 Нормативные  акты, регулирующие способы разрешения  коллективных конфликтов

2.2 Подведомственность  конфликтов

2.3 Правовая база  организации и проведения примирительных  процедур

2.4 Служба и  система служб по урегулированию коллективных трудовых споров

Заключение

Список используемых источников 

Введение 

На протяжении конца XX – начала XXI веков Россия переходит к рыночной экономике, многообразию форм собственности и  хозяйствования. Происходит это в  условиях изменения политической формации страны — перехода от коммунистической направленности развития государства к демократической. Политические и экономические отношения являются основными среди всех видов общественных отношений. Они охватывают большую часть социальных групп и индивидов, являющуюся наиболее активным потенциалом общества. В центре перемен, происходящих в обществе в посткоммунистический период, находится человек наемного труда и социальные группы, корпорации, классы, взаимодействующие не только в процессе создания продуктов труда, но и в процессе социализации общества и в политическом процессе.

Условия возникновения  трудовых споров становятся конкретными  причинами в конкретном трудовом споре. Например, незнание конкретным работодателем трудового законодательства или пренебрежение им ведет к нарушению прав конкретного работника и возникновению между ними индивидуального трудового спора.

Законодательство  России ориентирует участников общественного  процесса труда на установление между  собой отношений социального партнерства, в условиях которых трудовые споры должны если не исключаться, то в значительной мере предотвращаться или смягчаться. В то же время реальная социально-экономическая обстановка в нашей стране показывает, что бесконфликтного развития трудовых отношений пока не наблюдается.

Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью изучения правовых аспектов конфликтов в социально-трудовой сфере, чтобы если не исключить, то хотя бы сократить конфликты в социально-трудовой сфере.

Объектом исследования выступают конфликты в социально-трудовой сферы в современной России.

Предмет исследования – процесс правового регулирования  конфликтов в социально-трудовой сфере.

Цель исследования - выявление особенностей конфликтов в социально-трудовой сфере в современной России.

В соответствии с поставленной целью выделим  следующие задачи исследования:

- рассмотреть  теоретические и исторические  аспекты конфликтов в социально-трудовой  сфере;

- раскрыть правовые  аспекты способов разрешения  конфликтов в социально-трудовой сфере;

- выявить особенности  конфликтов в социально-трудовой  сфере в современной России.

В соответствии с поставленными задачами строится структура нашего исследования.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Во введении дается краткая характеристика исследования. В первой главе раскрываются теоретические  и исторические аспекты конфликтов в социально-трудовой сфере. Во второй главе рассматриваются правовые аспекты способов разрешения конфликтов в социально-трудовой сфере. В заключении приводятся общие выводы исследования и особенности конфликтов в социально-трудовой сфере в современной России, в соответствии с поставленной целью исследования. 

Конфликты в социально-трудовой сфере в современной России 

1.1 Социально-трудовые  отношения как  источник конфликтов 

Социально-трудовые отношения возникают между человеком  и организацией — собственником  средств производства. Одной из особенностей действующего трудового законодательства является то, что наемный работник, заключая трудовой договор, как правило, вступает в непосредственные трудовые отношения с организацией. Согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации [3, ст. 20] сторонами трудовых отношений являются работники и работодатели. Руководитель организации выступает в качестве представителя работодателя.

Социальный конфликт (social conflikt) признан в качестве естественного  явления общественной жизни во всех ее проявлениях. Раскрытие сущности понятия «конфликт» имеет множество  подходов, несмотря на однозначное — конфликт (от лат. conflicktus — столкновение) [14, c. 8].

В социально-трудовой сфере конфликты могут происходить  по поводу отдельно взятых трудовых проблем (например, связанных с режимом  рабочего времени и сменности; оплатой  труда; установлением и изменением норм выработки и пр.) и социальных проблем (например, связанных с установлением и соблюдением выплаты пособий работникам, пострадавшим от несчастного случая на производстве, или работникам, получившим профессиональное заболевание; связанных с предоставлением работникам оплачиваемых отпусков и пр.).

Интересы трудящихся были и остаются сосредоточенными на признании их политических и экономических  прав, вытекающих из трудовых отношений.

Социальный конфликт между работниками и собственниками средств производства, а также лицами, представляющими их интересы, основан на противоречии, исследованном и раскрытом основоположниками подхода к определению столкновения между сторонами социально-трудовых отношений как классового конфликта. Его суть в упрощенном виде заключается в том, что предпринимать (собственник средств производства) самостоятельно, т.е. без участия работника определяет сумму денежного вознаграждения за произведенный продукт (заработная плата и соответствующие компенсационные, поощрительного характера надбавки) и при этом оставляет себе «прибавочную стоимость».

В период, когда  начались демократические преобразования, включая зарождение социального  партнерства, в посткоммунистической России, были проанализированы объекты  наиболее распространенных конфликтов в сфере социально-трудовых отношений [19, c. 684]. Приведем перечень этих объектов.

Конфликты по поводу оплаты труда работников. Здесь имеются  в виду не только конфликты по поводу размеров оплаты труда работников производственной и непроизводственной сфер хозяйствования, но и по поводу массовых задержек расчетов с работниками за выполненные объемы работ (услуг).

Конфликты, вытекающие из проблем занятости и в связи  с угрозой безработицы.

Конфликты, связанные  с разгосударствлением и приватизацией. Субъектами таких конфликтов могут быть государственные органы — министерства, ведомства, госкомитеты, местные органы власти; трудовые коллективы организаций; определенные группы внутри организации; отдельные лица. Отличительная черта этих конфликтов — вовлечение в спорные отношения субъектов разного уровня социального партнерства (например, конфликт между организацией и госкомитетом).

Конфликты, связанные  с приватизацией и соучастием работников в управлении организацией. Перерастание социально-трудовых конфликтов в социально-политические.

За период с 1992 года по настоящее время позитивных изменений, т.е. тенденций к уменьшению этих объектов, не отмечено. В данной сфере общественных отношений к  перечисленным объектам добавились конфликты:

— связанные  с проблемой признания профессиональных союзов и их органов в качестве представительных или наиболее представительных;

— связанные  с проблемами проведения процедур банкротства (санации) организации и соблюдения гарантий для работников, закрепленных в коллективном договоре, отраслевом (тарифном) соглашении [19, c. 685].

Определенные  особенности переходного периода  от одной общественной формации к  другой показали, что при обеспечении  свободы объединения граждан  с целью защиты своих экономических  и социальных прав, интересов возникают конфликты по поводу признания со стороны работодателей, их объединений (союзов) того или иного профсоюза, объединения профсоюзов. Конфликты по этому поводу влияют на общую характеристику социальной обстановки в России. Происходит это на почве переплетения причин конфликта по поводу признания профсоюза (объединения профсоюзов) с заявленными требованиями общественных организаций к работодателям (их объединениям), принимающими форму экономических, политических, идеологических требований.

Социальные конфликты  в трудовой сфере принято подразделять на основании действующего трудового  права, которое базируется на Конституции  Российской Федерации. Классификацию  конфликтов в социально-трудовой сфере  рассмотрим ниже. 

1.2 Исторический экскурс 

Механизм регулирования  социально-трудовых отношений получил  развитие после Второй мировой войны, окончательно утвердившись лишь в 60 – 70- е гг. XX столетия и то не во всех странах.

Необходимость регулирования социально-трудовых отношений возникает одновременно с возникновением капиталистического товарного производства, когда в качестве основных субъектов трудовых отношений окончательно оформляются два основных класса – собственники средств производства и наемные работники, лишенные средств производства и потому вынужденные продавать свою рабочую силу, чтобы как-то обеспечить свое существование.

Уже на начальном  этапе развития капиталистического товарного производства, при взаимодействии двух классов достаточно четко проявился  противоположный характер их интересов. Главный интерес наемного работника состоял в том, чтобы собственник предоставил ему работу и платил как можно больше. Напротив, собственник (капиталист) был заинтересован в том, чтобы заданный объем работы выполнялся наименьшим числом рабочих и с наименьшей оплатой [19, c. 705].

Таким образом, уже само по себе наличие двух субъектов, интересы которых в социально-трудовой сфере не совпадают, ставит вопрос о  создании механизма их согласования, разработки системы процедур урегулирования конфликтов, которые неизбежно возникают в случае столкновения разнонаправленных интересов.

Если в период становления капиталистических  отношений рабочие не могли рассчитывать на поддержку государства, поскольку  оно всецело находилось на стороне  нарождающегося капитала, то в сложившейся системе капиталистического хозяйства они тем более не могли рассчитывать на государство, которое все громче заявляло о своем нейтралитете.

Поэтому, для  того, чтобы защитить себя, рабочие  были вынуждены объединяться. Им приходилось не только противостоять капиталу, но и давить на государство, заставляя издавать такие законы, которые учитывали бы не только интересы капитала, но и интересы наемных рабочих.. на протяжении длительного времени во многих странах существовали законы, запрещающие профсоюзы. Только в конце XIX века профсоюзы наконец-то легализовали свою деятельность.

В конце XIX –  начале ХХ вв. в индустриальных странах  постепенно формируется трудовое законодательство.

В России, 15 ноября 1991 г., Президентом РФ был подписан Указ за № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» [8]. Позднее, 24 января 1992 г., вышел Указ Президента РФ за № 45 «О создании российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений». На базе этого Указа и соответствующего постановления Правительства от 20 февраля 1992 г. № 103, в 1992 году была образована Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, куда вошли представители правительства, профсоюзов и предпринимателей. Начиная с 1992г. в практику регулирования социально-трудовых отношений вошло заключение на трехсторонней основе Генерального соглашения.

Принятые позднее  Закон РФ «О коллективных договорах  и соглашениях» (1 марта 1992г.) и дополнения к нему (20 октября 1995г.), Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (20 октября 1995г.), Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (8 декабря 1995г.), а также постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 468 «О службе по урегулированию коллективных споров» восполнили существующие пробелы в правовой базе. 

1.3 Основная классификация  конфликтов в социально-трудовой  сфере 

Классификация конфликтов в социально-трудовой сфере  является необходимым условием для  уяснения порядка их рассмотрения.

Информация о работе Конфликты в социально-трудовой сфере