Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 19:10, курсовая работа
цель настоящей работы – изучить социальный конфликт как комплексное социальное явление. В соответствии с поставленной целью в работе также решаются следующие конкретные задачи:
1.определить место социального конфликта в современном мире и в российском обществе в частности
2.изучить и дать краткую характеристику существующим теориям социальных конфликтов на основе изученных различных концепций и теоретических подходов к пониманию социального конфликта
3.рассмотреть основные характеристики социальных конфликтов, их причины и последствия.
Таким образом, в ходе работы будет уделяться особое внимание социальным конфликтам в современном, сложном, постоянно меняющемся российском обществе.
Введение……………………………………………………………………стр.3
Раздел 1. Определение конфликта
1.1. Теория социальных конфликтов ….…………….……………………стр.5
1.2. Понятие конфликта ………………………….…….….………………стр.7
Раздел 2. Типы конфликтов и причины их возникновения
2.1. Классификация конфликтов …………………………………………стр.10
2.2. Причины конфликта ….………………………………………………стр.12
2.3. Последствия конфликта………………………………………………стр.14
Раздел 3. Конфликты в современной России
3.1. Природа социальных конфликтов в современных условиях….……стр.16
3.2. Социально-политические конфликты.……………………………….стр.16
3.3. Социально-экономические конфликты………….…………….……..стр.18
3.4. Межнациональные, межэтнические конфликты……….……...….…стр.18
Заключение или как использовать конфликт……..……………….…стр.20
Список использованной литературы…………………………….….…стр.21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» им. А.И. ГЕРЦЕНА
Факультет социальных наук
Кафедра
прикладной социологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Социальные Конфликты
Санкт-Петербург
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Определение конфликта
1.1. Теория социальных конфликтов ….…………….……………………стр.5
1.2. Понятие конфликта ………………………….…….….………………стр.7
Раздел 2. Типы конфликтов и причины их возникновения
2.1. Классификация конфликтов …………………………………………стр.10
2.2. Причины конфликта ….………………………………………………стр.12
2.3. Последствия
конфликта………………………………………………
Раздел 3. Конфликты в современной России
3.1. Природа социальных конфликтов в современных условиях….……стр.16
3.2. Социально-политические конфликты.……………………………….стр.16
3.3. Социально-экономические конфликты………….…………….……..стр.18
3.4. Межнациональные,
межэтнические конфликты……….…….
Заключение или как использовать конфликт……..……………….…стр.20
Список
использованной литературы…………………………….….…стр.
Введение
Общественная
жизнь немыслима без
Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом.
Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят 20 % рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций.
Конструктивная сторона проявляется, когда конфликт достаточен для мотивации людей. Обычно, в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга. В ходе обсуждения различий, которые нельзя учесть, но и нельзя совместить в существующем виде, вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме. Такое решение приводит к более эффективной работе в организации.
В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, его последствия станут конструктивными или деструктивными, что повлияет на возможность будущих конфликтов, устранит причины конфликтов или создаст их.
Исходя из этих предпосылок, понятна и актуальность темы. Теперь мы можем определить основную цель настоящей работы – изучить социальный конфликт как комплексное социальное явление. В соответствии с поставленной целью в работе также решаются следующие конкретные задачи:
1.определить место социального конфликта в современном мире и в российском обществе в частности
2.изучить и дать краткую характеристику существующим теориям социальных конфликтов на основе изученных различных концепций и теоретических подходов к пониманию социального конфликта
3.рассмотреть основные характеристики социальных конфликтов, их причины и последствия.
Таким образом, в ходе работы будет уделяться особое внимание социальным конфликтам в современном, сложном, постоянно меняющемся российском обществе.
Раздел 1. Определение конфликта
1.1. Теория социальных конфликтов.
Предыстория возникновения и
генезис теории социальных
Контраст во взглядах, выдвинутых Гоббсом, Спенсером и Марксом, указывает на решающее влияние исходных единиц анализа на ход исследования. Тогда как экономические классы прежде всего являлись единицами анализа у Маркса, Гоббс и Спенсер были более заинтересованы отношениями между индивидами и обществом. Однако конфликтная парадигма не ограничивается экономическим анализом. Выдающийся немецкий теоретик Георг Зиммель был, в частности, заинтересован в изучении конфликта в малых группах. Он замечал, что конфликты среди членов одной тесно связанной группы имеют тенденцию быть более интенсивными нежели конфликты среди людей, которые не разделяют общих чувств принадлежности к одной группе.
Говоря о социологических
• концепция
позитивно-функционального
• конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа;
• общая теория конфликта Кеннета Боулдинга.
1) Согласно концепции Л. Козера:
• обществу присуще неизбежное социальное неравенство, постоянная психологическая неудовлетворенность его членов, напряженность в отношениях между индивидами и группами;
• социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;
• социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
2) Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа:
• постоянные социальные
изменения в обществе - переживание социального
конфликта;
• любое общество опирается на принуждение
одних его членов другими - неравенство
социальных позиций по отношению к распределению
власти;
• разница в социальном положении различных
социальных групп и индивидов вызывает
взаимные трения, противоречия, как результат
— изменение социальной структуры самого
общества.
3)Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга
• все конфликты имеют общие образцы развития, их подробное изучение и анализ предоставляет возможность создать обобщающую теорию — «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия;
• Боулдинг утверждает, что конфликт неотделим от общественной жизни (в природе человека — стремление к борьбе с себе подобным);
• Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны;
1.2. Понятие конфликта.
Конфликт – это форма взаимодействия людей и групп, при котором действия сторон направлены на препятствия любыми способами реализации целей противоположной стороны. Конфликт складывается из конфликтной ситуации и инцидента.
Конфликтная ситуация представляет собой обострения отношений, накопившиеся противоречия, содержащие причины конфликта.
Инцидент – это действие оппонентов под влиянием мотива, направленные на овладение объектом.
Объект конфликта – это внешняя причина, ведущая к возникновению конфликтной ситуации.
Мотив конфликта – это внутренняя психологическая причина вступления людей в конфликт.
Конфликтная ситуация и инцидент не зависят друг от друга и не являются следствием друг друга.
Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций.
Западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903) считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития".
Конфликт
чаще всего ассоциируется с
Авторы, принадлежащие к школе "человеческих отношений", тоже были склонны считать, что конфликта можно и нужно избежать. Они признавали возможность появления противоречий между различными группами руководителей. Однако они обычно рассматривали конфликт как признак неэффективности деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта.