Социальные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 10:25, доклад

Описание работы

Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу.

Работа содержит 1 файл

социальные конфликты.docx

— 18.00 Кб (Скачать)

Социальные  конфликты

Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу.

Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться  в трех сферах:

общении, поведении, деятельности.

Субъекты  конфликта

Субъектами (носителями) конфликта являются крупные  социальные группы. Но обычно в конфликтах сталкиваются не большие группы, а их представители в виде политических социальных движений, групп давления, партий, части госаппарата, парламентских фракций.

Виды  социальным групп, которые являются субъектами конфликта:

  1. Первичные группы (формальные, неформальные)- непосредственные участники конфликта. Это малые группы, социальные слои внутри крупных социальных общностей.
  2. Вторичные группы - стремятся непосредственно не участвовать в конфликте, но контролировать его развитие. К ним относятся крупные политические общности типа партий, профсоюзов, групп давления, заинтересованных групп.
  3. Третьи силы, заинтересованные в разрешении конфликта, относятся к различным социальным институтам государства.

Виды  конфликтов:

В зависимости  от мотивации конфликта, выделяют три  блока социальных конфликтов:

  1. возникающих в связи с распределением властных полномочий и позиций;
  2. по поводу материальных ресурсов;
  3. по поводу ценностей важнейших жизненных установок.
 
 

Структура конфликта

Обычно  в социальном конфликте выделяют 4 стадии его развития: 
1- предконфликтная;

2 - конфликтная;

3 - разрешение конфликта;

 4-постконфликтная. 
1. Предконфликтная - это стадия накопления и обострения противоречий из-за расхождения интересов и ценностей субъектов взаимодействия.

На этой стадии конфликт существует в латентной  форме. 
2. Конфликтная стадия - характеризуется конфликтным поведением, т.е. действиями, направленными на противоборство с намерениями, целями, интересами противоположной стороны. Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликта, применением ими всех ресурсов борьбы. Однако на стадии конфликта может произойти перелом, в случае, если произойдёт "переоценка ценностей", т.е. изменение представлений об оппоненте, его целях, облике. Тогда "фаза переоценки ценностей" может стать "фазой выбора" программы поведения, состоящей из 3 альтернатив:

1) достижение  своих целей за счёт другой  группы  - т.е. доведение конфликта до предела;

2) снижение  уровня напряжённости за счёт  частичных уступок, что переведёт конфликт в латентную форму;

3)поиски способов полного разрешения конфликта. 
Третья стадия конфликта - разрешение конфликта, осуществляется путём изменения объективной ситуации, давшей начало конфликту, а также изменениям субъективного образа ситуации в сознании враждующих сторон. Полное разрешение конфликта означает его прекращение на объективном и субъективном уровне, кардинальную расшивку конфликтной ситуации. При частичном разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются мотивы, сдерживаемые временно разумными аргументами, либо санкциями.

Условия успешного разрешения конфликтов в современной конфликтологии сформулированы следующие условия разрешения конфликтов.

1) Своевременный  и точный диагноз причин конфликта.  Это предполагает вычленение  объективных противоречий, интересов,  целей и очерчивание "деловой  зоны" конфликтной ситуации. Создаётся  модель выхода из конфликтной ситуации.

2) Обоюдная  заинтересованность в преодолении  противоречий на основе взаимного  признания интересов каждой из  сторон. 
3) Совместный поиск компромисса, т.е. путей преодоления конфликта. Решающее значение приобретает конструктивный диалог между противоборствующими сторонами.

Постконфликтная стадия предполагает устранение противоречий конфликтных интересов, целей, установок, ликвидацию социально-психологической напряжённости в обществе. Постконфликтный синдром при обострении отношений может оказаться началом повторных конфликтов на другом уровне с иными участниками.

Современная конфликтология в демократических странах выделяет главные приоритеты разрешения конфликтов. Особенностью демократического общества является признание допустимости конфликтов и множественности несовпадающих интересов.

Пути  разрешения социальных конфликтов:

  Наилучший способ регулирования социального  конфликта - его предупреждение, умение действовать превентивно. Надо знать  и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать  индикаторами конфликта. Среди них: неповиновение, напряженность, недовольство сотрудников, снижение основных показателей  производственной деятельности, увеличение числа жалоб, невыходов на работу, нарушений дисциплины, увольнений.

В производственном коллективе можно внедрять специальные  механизмы отслеживания таких социальных индикаторов. Например, в Японии для  этой цели используют кружки качества, службы внимания, рабочего настроения, телефон доверия и даже резиновый манекен администратора. 
В условиях нарастания социальной напряженности знание ее индикаторов позволяет умело не давать повода для инцидента, с которого начинается конфликт. В качестве инцидента могут выступать такие обстоятельства, как резкое изменение внешней ситуации, провоцирующие действия одной из конфликтующих сторон, возникновение спорных ситуаций. Чаще всего в качестве инцидента выступают непродуманные действия администрации, связанные с нововведениями, неудачными кадровыми решениями.

  • До инцидента руководство может занимать разные позиции:
    • не чувствовать напряженности, реагировать в обычном стиле, тем самым приближая конфликт;
    • осознавать ситуацию, но отвечать неадекватно;
    • занимать позицию невмешательства.
  • После инцидента, с которого начинается социальный конфликт, возможны различные варианты поведения:
    • растерянность и бездействие (статусная политика);
    • агрессивная позиция;
    • солидарность и даже руководство забастовкой;
    • подачки бастующим;
    • воздействие через неформальных лидеров.

Информация о работе Социальные конфликты