Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 10:25, доклад
Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу.
Социальные конфликты
Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу.
Противодействие
субъектов конфликта может
общении, поведении, деятельности.
Субъекты конфликта
Субъектами (носителями) конфликта являются крупные социальные группы. Но обычно в конфликтах сталкиваются не большие группы, а их представители в виде политических социальных движений, групп давления, партий, части госаппарата, парламентских фракций.
Виды социальным групп, которые являются субъектами конфликта:
Виды конфликтов:
В зависимости от мотивации конфликта, выделяют три блока социальных конфликтов:
Структура конфликта
Обычно
в социальном конфликте выделяют
4 стадии его развития:
1- предконфликтная;
2 - конфликтная;
3 - разрешение конфликта;
4-постконфликтная.
1. Предконфликтная
- это стадия накопления и обострения
противоречий из-за расхождения интересов
и ценностей субъектов взаимодействия.
На этой
стадии конфликт существует в латентной
форме.
2. Конфликтная стадия - характеризуется
конфликтным поведением, т.е. действиями,
направленными на противоборство с намерениями,
целями, интересами противоположной стороны.
Стадия конфликтного поведения характеризуется
максимальным использованием силы участников
конфликта, применением ими всех ресурсов
борьбы. Однако на стадии конфликта может
произойти перелом, в случае, если произойдёт
"переоценка ценностей", т.е. изменение
представлений об оппоненте, его целях,
облике. Тогда "фаза переоценки ценностей"
может стать "фазой выбора" программы
поведения, состоящей из 3 альтернатив:
1) достижение своих целей за счёт другой группы - т.е. доведение конфликта до предела;
2) снижение
уровня напряжённости за счёт
частичных уступок, что
3)поиски
способов полного разрешения конфликта.
Третья стадия конфликта - разрешение
конфликта, осуществляется путём изменения
объективной ситуации, давшей начало конфликту,
а также изменениям субъективного образа
ситуации в сознании враждующих сторон.
Полное разрешение конфликта означает
его прекращение на объективном и субъективном
уровне, кардинальную расшивку конфликтной
ситуации. При частичном разрешении конфликта
изменяется только внешнее конфликтное
поведение, но сохраняются мотивы, сдерживаемые
временно разумными аргументами, либо
санкциями.
Условия успешного разрешения конфликтов в современной конфликтологии сформулированы следующие условия разрешения конфликтов.
1) Своевременный
и точный диагноз причин
2) Обоюдная
заинтересованность в
3) Совместный поиск компромисса, т.е. путей
преодоления конфликта. Решающее значение
приобретает конструктивный диалог между
противоборствующими сторонами.
Постконфликтная стадия предполагает устранение противоречий конфликтных интересов, целей, установок, ликвидацию социально-психологической напряжённости в обществе. Постконфликтный синдром при обострении отношений может оказаться началом повторных конфликтов на другом уровне с иными участниками.
Современная конфликтология в демократических странах выделяет главные приоритеты разрешения конфликтов. Особенностью демократического общества является признание допустимости конфликтов и множественности несовпадающих интересов.
Пути разрешения социальных конфликтов:
Наилучший способ регулирования социального конфликта - его предупреждение, умение действовать превентивно. Надо знать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать индикаторами конфликта. Среди них: неповиновение, напряженность, недовольство сотрудников, снижение основных показателей производственной деятельности, увеличение числа жалоб, невыходов на работу, нарушений дисциплины, увольнений.
В производственном
коллективе можно внедрять специальные
механизмы отслеживания таких социальных
индикаторов. Например, в Японии для
этой цели используют кружки качества,
службы внимания, рабочего настроения,
телефон доверия и даже резиновый
манекен администратора.
В условиях нарастания социальной напряженности
знание ее индикаторов позволяет умело
не давать повода для инцидента, с которого
начинается конфликт. В качестве инцидента
могут выступать такие обстоятельства,
как резкое изменение внешней ситуации,
провоцирующие действия одной из конфликтующих
сторон, возникновение спорных ситуаций.
Чаще всего в качестве инцидента выступают
непродуманные действия администрации,
связанные с нововведениями, неудачными
кадровыми решениями.